Устойчивое развитие, 07 ноя, 12:31

Одежда и ответственность: что такое этичная мода и где ее искать в России

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Термин «устойчивое развитие» стал общим местом в том числе в моде, но что именно он подразумевает, понятно не всем. Разбираемся с важными составляющими, особенно этической, в мировом масштабе и российском приближении

Темная сторона моды

Последние лет пять — примерно с 2019 года — в модной индустрии развивался даже не тренд, а глобальный вектор, связанный с понятием sustainability, или устойчивого развития. Само это понятие было вовсе не новое, просто до этого копилась критическая масса фактов, которая вывела его на первый план и в медиа, и в манифестах модных конгломератов, и даже на уровне законодательства. Но давайте по порядку.

Устойчивое развитие — концепция, которая подразумевает экономический рост отрасли (любой, в том числе модной) таким образом, чтобы не вредить экологической обстановке и улучшать обстановку социальную. Экономика, экологичность и этичность — на этих трех понятиях она и держится, как табуретка на трех ножках.

Моду называют «второй самой грязной индустрией», и пусть это некоторое преувеличение, вклад производства одежды в загрязнение природы и правда огромный: например, в 2015 году текстильная промышленность выбросила в атмосферу около 1,2 млрд т парниковых газов — больше, чем мировое авиа- и морское сообщение за аналогичный период, и 5% всех выбросов в мире, а в 2017-м мировой объем выбросов был сравним с тем, что производит вся Россия в принципе. Кроме загрязнения атмосферы есть еще и расход сырья: например, в мире ежегодно вырубают 300 млн деревьев, чтобы произвести вискозу, из-за этого многие лесные массивы Бразилии, Канады и Индонезии находятся на грани исчезновения. А еще до 20% всего загрязнения индустриальных сточных вод приходится на процессы окрашивания тканей. И это только некоторые из самых впечатляющих цифр.

Что такое устойчивая мода и какие специалисты нужны этой сфере
Зеленая экономика 

Этическая сторона индустрии тоже хромает. Трагедия на фабрике «Рана Плаза» в Бангладеш в 2013 году открыла всему миру глаза на то, что одежда популярных европейских масс-маркет-брендов часто шьется в ужасных условиях, рабочие получают копейки, социальная защита нулевая. Бывает и еще хуже: до сих пор в производстве одежды используют рабский труд: по оценкам Global Slavery Index, общая стоимость одежды, которая создана таким образом и ежегодно импортируется в страны «большой двадцатки», составляет $127,7 млрд.

Глобальный разворот на этику

С появлением новых и новых данных покупатели стали задумываться, готовы ли они быть причастными к разрушению экосистем и поощрению несправедливых условий труда, и какие есть альтернативы. Вслед за запросом аудитории производители одежды начали обращать внимание на те или иные этапы работы, доказывающие их «хорошесть». Появились понятия экологичной и этичной моды. Их нередко путают и смешивают, но это не одно и то же. Экобренды делают акцент на сырье, тканях и производственных процессах, которые наносят минимальный возможный вред природе, этичные же апеллируют к справедливой оплате труда работников, вовлечении локальных сообществ, социально-значимым проектам.

Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных гибридных автомобилей класса премиум.

Читать все материалы проекта

Реклама, ООО «Моторинвест»

Как это реализуется на практике? Например, бренды самого разного уровня, от маленьких локальных ателье до мировых фэшн-гигантов публикуют в разделе sustainability на своих сайтах данные о том, как стараются быть экологичнее и этичнее на каждом из этапов цепи поставок (этим термином описывают весь путь одежды, от условного сбора хлопка до того, как на полке окажется готовая футболка). Обычно там можно найти информацию об используемых технологиях: марка Reformation шьет вещи из органических и переработанных материалов, Uniqlo используют метод обработки денима, сокращающий потребление воды, а Patagonia публикует инструкции о том, как самостоятельно отремонтировать свою одежду, чтобы не покупать новую.

Некоторые марки придерживаются идеи медленной моды: по аналогии с «медленной едой», противопоставляемой фастфуду, «медленная» мода — антитеза масс-маркету, вещи создаются долго и служат долго. Сама суть этого движения — меньше производить и меньше покупать, дольше пользоваться вещами, использовать возобновляемые ресурсы, строить горизонтальные связи в сообществе, то есть формировать круг людей с общими ценностями. Этичность, то есть честная оплата ремесленникам, очеловечивание их труда, играет тут ключевую роль. На этом делают акцент такие марки как TAMGA и Passion Lillie, а китайский дизайнер Энджел Чен для именной марки Angel Chang выстроила весь цикл производства в одной горной деревне: фермеры тут выращивают хлопок, ткут полотно и шьют вещи с применением старинных техник.

Осознанный деним: что делать с нашими старыми джинсами
Зеленая экономика 

Российская мода в мировом контексте

Российская модная индустрия, хотя и изолируется в последнее время от мировой, все же не чужда этому большому вектору. Среди локальных марок с этичным подходом можно выделить, например, Razumno — бренд, который начинался с обувного ателье, а теперь помимо обуви шьет небольшие дропы мужской и женской одежды с вниманием к качеству и использованием ручных ремесленных практик. «У нас довольно узкий срез аудитории — это те, кто выбирает качество, а не количество, кто тянется интуитивно к обладанию вещью, которую делали с любовью мастера, и у которой есть своя история, и которая будет служить долго и приносить пользу», — говорит сооснователь и креативный директор бренда Алена Лозовская.

Еще один московский бренд с похожими ценностями и подходом — 5 o'COAT, который специализируется на пальто и костюмной группе. Коллекции бренда небольшие по количеству позиций, стока почти нет — большинство вещей шьют на заказ в собственном цехе. «Мне очень хочется, чтобы на всем протяжении пути, например, от стрижки овечки до выпуска готового пальто, каждый производитель руководствовался принципом достаточности. Мы выпускаем ровно столько, чтобы наши модели продавались в сезон. И до сих пор закупаем стоковые ткани, вместо производства больших объемов под нас», — рассказывает создательница 5 o'COAT Екатерина Малкова. У ее марки почти безотходное производство: все обрезки тканей идут в дело — например, из них шьют пыльники для хранения и маленькие аксессуары, часто в коллаборации с другими локальными брендами.

Рециклинг: что это такое, как работает и зачем нужно
Зеленая экономика 

В локальной индустрии есть примеры брендов, которые работают с винтажными тканями и переработанными материалами. Например, для коллекций марки Odor дизайнер Никита Калмыков ищет в антикварных магазинах и на блошиных рынках старинные кружева ришелье и винтажные пуговицы, и все изделия получаются уникальными, фактически единственными в своем роде. Проект из Санкт-Петербурга Recycle Object производит предметы из переработанного пластика. Изначально проект выпускал украшения и небольшие аксессуары, но постепенно перестроился на создание сувенирной продукции: теперь в портфолио Recycle Object есть сотрудничества с крупными компаниями и даже государственными институциями — очевидно, что, раз есть запрос на экологичный мерч, у аудитории развивается интерес в этой сфере.

Что же до переработки самой одежды, самая известная компания, которая занимается ей в России — фонд «Второе дыхание». Ненужную одежду можно сдать в контейнеры фонда, после чего на предприятии ее сортируют: пригодную к носке передают на благотворительность, остальное перерабатывают в техническое волокно — из него создают, например, обтирочную ветошь, подстилки в приютах для животных и полимерные гранулы, пригодные для дальнейшего использования в разных сферах. По данным «Второго дыхания», в среднем в России ежегодно выбрасывают около 2 млн т текстиля, при этом из них более 78% пригодны для повторного использования, но на переработку попадает только 1% — но фонд планомерно увеличивает этот процент.

Как перерабатывают одежду в России: «Зеленый» подкаст РБК Трендов
Зеленая экономика 

Команда «Второго дыхания» рассказывает, что растет и социальная составляющая: «Люди начинают относиться к сдаче одежды не как «избавиться от испортившихся или плохих вещей», а наоборот «передать хорошие вещи нуждающимся людям». К ним люди кладут записки с пожеланиями, благодарностями и историей вещей. Для нас это очень важно, так как вместе с этим мы увеличиваем объемы помощи, которую фонд оказывает людям в трудной жизненной ситуации. С момента основания фонда мы уже помогли более 420 тыс. человек из 33 регионов России». В фонде также добавляют, что в последнее время наблюдают скачок интереса к экоповестке в моде: «Каждый хочет сделать свою жизнь не только чуть более осознаннее, но и более полезной для планеты и живущих на ней людей».

Что еще предстоит

Действительно, исследования показывают, что более 40% зумеров и миллениалов (то есть аудитории, которая активнее всего влияет на развитие рынка, голосуя покупками) считают экологическое влияние бренда или продукта определяющим фактором при выборе — и даже готовы платить больше за более экологичные и этичные опции. При этом усилия брендов по достижению целей устойчивого развития российские покупатели считают недостаточными: до 30% аудитории вообще не видят изменений в эту сторону.

Дети природы: модная осознанность или осознанная мода
Зеленая экономика 

Чего же не хватает российской модной индустрии, чтобы стать экологичнее и этичнее? «Мы всегда за то, чтобы бренды были голосом осознанного производства и потребления, индустрия по большей части строится так, что бренд — это про бизнес больше, чем про смыслы, тут, возможно, не хватает некоего баланса», — считает Алена Лозовская. Она добавляет, что марки нередко идут на поводу у массового покупателя, который ищет быстрые тренды. Аудиторию слушать стоит, но не полагаться на ее суждения целиком и полностью: «Тут важно иметь свой голос, чтобы самим его слышать».

Последние несколько лет стали для моды особенно непростыми: пандемия и последующие кризисные события сместили фокус с устойчивого развития на попытку в принципе удержаться на плаву. И все же именно этичные принципы, медленность, осознанность становятся опорными точками, выстраивают честный диалог производителей и покупателей. В отличие от глобальных обещаний, стремление делать мир немного лучше в зоне нашего контроля — действенный путь.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Устойчивое развитие Экологическое сознание Циклическая экономика Осознанное потребление Культурные тренды
Главное