Кейсы компаний, 11 ноя, 11:00

Как бизнес меняет городскую среду в городах-миллионниках России

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
Каким образом компании влияют на развитие мегаполисов и как горожане оценивают изменения, узнали специалисты ЦСП «Платформа». Рассказываем о результатах исследования

Обычно роль бизнеса в социальном развитии территории оценивают по малым и средним городам. Зачастую они вырастали вокруг производств, и, чтобы жизнь людей была комфортнее, промышленные компании реализуют разные социальные проекты.

Вклад бизнеса в развитие крупных городов, на первый взгляд, кажется менее заметным. На самом деле присутствие компаний сказывается и на жизни мегаполисов. Это влияние подробно изучили специалисты центра социального проектирования «Платформа» при поддержке ВЭБ.РФ и Союза российских городов.

Не просто работа: как корпорации развивают регионы присутствия
Зеленая экономика 

Как проводили исследование

Чтобы оценить роль социальных инвестиций бизнеса в крупных центрах, для исследования «Города промышленной трансформации» выбрали 12 городов-миллионников, в которых сосредоточены производственные мощности и головные офисы промышленных компаний: Волгоград, Екатеринбург, Казань, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Тюмень, Уфа, Челябинск.

В ходе работы:

  • опросили 2 тыс. жителей мегаполисов;
  • провели 30 экспертных интервью со специалистами в области урбанистики, экономики и социальной сферы, с представителями крупных индустриальных компаний, городских властей и региональных медиа;
  • проанализировали статистические данные через запросы в муниципальные органы власти.

Что думает общество

Жители миллионников не считают, что бизнес несет основную ответственность за город. По их мнению, наибольшую роль в развитии территории играют региональные власти. Тем не менее 76% опрошенных отметили, что состояние города зависит в том числе от действий бизнеса.

22% опрошенных считают, что крупный бизнес вносит наибольший вклад в развитие городов (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

Также 42% жителей считают, что крупные компании, присутствующие в регионе, позитивно влияют на общество.

Людям важно, чтобы бизнес создавал рабочие места (влиял на рынок труда), развивал программы в области культуры и спорта. Спортивные и культурные мероприятия нередко проходят при поддержке бизнеса, поэтому горожане воспринимают такую помощь как что-то естественное.

Среди проектов в области культуры и спорта можно отметить, например:

  • строительство ледового стадиона «G-Drive Арена» в Омске — его финансировала «Газпром нефть» в партнерстве с правительством России и Омской области;
  • открытие горнолыжного комплекса «Ян» ПАО «Татнефть», расположенного на юго-востоке Татарстана;
  • возрождение Нижегородской ярмарки при участии Объединенной металлургической компании.

Также люди ожидают от крупного бизнеса поддержки предпринимательских инициатив и заботы об окружающей среде. Кстати, экология — один из основных факторов, который беспокоит жителей. Если в целом развитие городов оценивают позитивно, то состояние окружающей среды, по мнению 33% опрошенных, ухудшается.

Ожидания от власти и бизнеса (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

Экологические инициативы бизнеса влияют и на потребительское поведение. Согласно исследованию, 57% респондентов предпочитают продукцию компаний, которые заботятся о природе, даже несмотря на более высокую цену. В целом больше трети жителей (37%) готовы покупать товары производителей, которые реализуют какие-либо социальные проекты (не только в области экологии).

61% потребителей ждут от российских брендов помощи в социальных вопросах
Социальная экономика 

Какой вклад вносит бизнес

Авторы исследования пришли к выводу, что в одних городах ярко выражен вклад отдельных компаний, а в других его выделить сложно. Среди опрошенных жителей 42% отметили наличие в их городе предприятий, которые активно инвестируют в социальные проекты. Среди таких городов — Екатеринбург, Омск, Пермь и Казань.

Наличие компаний-флагманов в развитии городов (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

При этомкомпании по-разному вносят вклад в развитие города присутствия. Авторы исследования выделили восемь стратегий — подходов бизнеса к социальным инвестициям. Одна компания может использовать сразу несколько способов:

1. Предметная фокусировка — реализация проектов в определенной сфере.

Примеры:

  • Образование: в Омске филиал «Газпром нефти» — Омский нефтеперерабатывающий завод (ОНПЗ) — реализует комплексный проект сотрудничества с образовательными учреждениями «Школа — ссуз/вуз — ОНПЗ», в рамках которого готовит кадры для нефтеперерабатывающей отрасли. А в Екатеринбурге группа компаний «Синара» участвует в строительстве кампуса УрФУ — научно-образовательного кластера, в котором расположены не только учебные корпуса, но также тренировочное поле, медицинский и общественный центры, общежития.
  • Спорт: в Омске «Газпром нефть» вкладывает в развитие ХК «Авангард», школы единоборств «Шторм», детских хоккейных школ.
  • Креативные индустрии: в Нижнем Новгороде «Росатом» развивает культурно-просветительский центр «Академия «Маяк» им. А.Д. Сахарова», цель которого — подготовка инженеров, предпринимателей и ученых.
Тренировочное поле с легкоатлетическими дорожками УрФУ (Фото: «Синара Девелопмент»)

2. Территориальный (районный) подход — вклад в развитие конкретного района города.

Примеры:

  • В Советском районе Омска ОНПЗ помогает школам и университетам, устанавливает хоккейную коробку в каждом дворе.
  • В ближнем пригороде Екатеринбурга — городе Верхняя Пышма — Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) поддерживает отраслевой вуз (технический университет УГМК), Дворец спорта, парк, музейный комплекс.
  • В Казани «Сибур» создает на территории «Казаньоргсинтеза» деловой квартал из четырех офисных корпусов. В районе также появятся скверы, парки, сады.
  • В Нижнем Новгороде «Группа ГАЗ» — Горьковский автомобильный завод — развивает Автозаводской район: реконструирует парк, благоустраивает парковки и велодорожки, проводит капремонт Дворца культуры, оборудует мастерские автомеханического техникума и др.
Автозаводский парк, Нижний Новгород (Фото: tourister.ru)

3. Создание зон роста в городе, которые в дальнейшем влияют на его развитие.

Примеры:

  • В Уфе при поддержке компании «Уфаойл-Оптан» создан уникальный креативный кластер «Арт-квадрат», который фактически стал центром города. Здесь проходят лекции, мастер-классы, круглые столы, кинопоказы, ярмарки.
  • В Екатеринбурге УГМК реализует строительство жилого района «Изумрудный бор» и ЖК «Настоящий». В дальнейшем планируется комплексно развивать городскую среду в этой части города: открыть фитнес-центры, бассейны, офисы, клиники, магазины, рестораны, школы и др.
  • В Омске «Газпром нефть» реконструировала Любинский проспект и сквер им. Дзержинского.
Пространство «Арт-квадрат» в Уфе (Фото: «РБК Уфа»)

4. Развитие города через офисные локации и распределенные центры управления — открытие крупными компаниями своих офисов в регионах, благодаря чему создаются новые рабочие места, снижается отток специалистов в столицу, развивается инфраструктура.

Примеры:

  • В Тюмени сконцентрированы офисы и инновационные центры разных компаний, например «ТюменНИИгипрогаза», «Югсон-Сервиса», МНП «Геодата».
  • В Красноярск переезжает офис электроэнергетического холдинга «Русгидро».
Новый офис «Русгидро» находится на Центральной набережной Красноярска (Фото: dela.ru)

5. Бизнес как сервис администрации — привлечение коммерческих предприятий региональными властями для решения проблем города.

Примеры:

  • В Башкирии «Башнефть» активно финансирует природоохранные мероприятия региона. За 2018–2023 годы зеленые инвестиции компании превысили ₽30,5 млрд.
  • В Татарстане «Татнефть» ежегодно проводит конкурс грантов и софинансирует проекты, направленные на озеленение территорий, создание общественных пространств, строительство и ремонт водопроводов, установку детских дворовых площадок, сохранение культурного наследия и др.

Миссия выполнима: как бизнес и государство развивают малые города
Социальная экономика 

6. Ликвидация раздражителя — устранение острой проблемы, которая вызывает массовые жалобы горожан.

Пример:

  • Ранее буферные пруды (места для хранения и очистки сточных вод) ОНПЗ в Омске, по мнению жителей, были источником неприятных запахов и опасных веществ в воздухе. В апреле 2017-го компания объявила, что выведет пруды из эксплуатации в связи с модернизацией очистных сооружений. В 2023 году запущена первая очередь инновационного комплекса «Биосфера», который будет очищать воду почти на 100% для ее повторного использования в производстве.

7. Продвижение города — разработка стратегии развития города, запуск маркетинговых программ.

Примеры:

  • «Газпром нефть» участвует в продвижении Омска через поддержку ХК «Авангард».
  • «Русал» помогает формировать бренд Красноярска как города устойчивого развития. Компания вкладывает средства в городскую среду, экологические, образовательные проекты, чтобы сделать территорию привлекательной для жителей и туристов.

Курс на комфорт: почему крупному бизнесу выгодно развитие городов
Индустрия 4.0 

8. Декларативный вклад — несущественные проекты, которые активно продвигаются в медиа и создают ложное впечатление об энергичной деятельности участников. В изученных городах авторы исследования не выявили примеры такого подхода.

На основе этих подходов социологи составили карту вклада промышленных компаний в развитие городов. В большинстве из них реализуется несколько стратегий.

Карта вклада промышленных компаний в развитие городов (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

Вертикальная ось отражает размер вклада компаний, горизонтальная — объем промышленности в городе. Карта учитывает, что на разных территориях ситуация с производством сильно отличается. Например, в Перми работает много больших заводов, а в Тюмени крупных производств нет. ЛУКОЙЛ менее активен в мегаполисах (Перми и Волгограде) — холдинг больше поддерживает северные города, где ведет добычу нефти, например Когалыме. «Татнефть», будучи региональной компанией, активно участвует в развитии Казани и всего Татарстана, в том числе в реконструкции дворовых пространств.

Среди изученных мегаполисов Омск и Екатеринбург — города лучших практик социальных инвестиций бизнеса. Но реализуются эти практики по-разному.

Генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов:

«Омск стал одним из наиболее показательных примеров участия бизнеса в развитии региона для российского рынка и одновременно примером дефицита кооперации между крупными структурами для решения масштабных задач, переложения центра ответственности на одного участника — «Газпром нефть» (синдром «тягловой лошади»).

Для администрации Омской области оптимально выступить в роли дирижера, который будет создавать общий «оркестр» социальных инвесторов. Такая политика в интересах всех участников рынка в ситуации, когда кадровый дефицит и отток населения создают долгосрочные риски для компаний».

Анализ экспертных данных показал, что вклад «Газпром нефти» в развитие Омска выше, чем вклад других нефтяных предприятий в мегаполисы России. Активность компании в Омске сопоставима разве что с ролью УГМК в Екатеринбурге.

Ключевые направления развития Омска, в которых участвует «Газпром нефть» (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

ОНПЗ берет на себя основную нагрузку по развитию городской среды, в то время как другие компании участвуют только в отдельных проектах. В Екатеринбурге общая ситуация иная — несколько крупных предприятий (УГМК, «Синара», Русская медная компания, «Сима-ленд») активно инвестируют в разные сферы общественной жизни: от транспорта до строительства религиозных объектов. Такой многосторонний подход создает более сбалансированную систему социальных инвестиций.

Сравнение моделей социальных инвестиций в Омске и Екатеринбурге (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

В целом позитивные эффекты от участия бизнеса достигаются за счет:

  • долгосрочных программ, которые могут длиться десятилетиями — как у «Газпром нефти» в Омске;
  • хорошей кооперации предприятий — как в Екатеринбурге;
  • партнерства с государством или вовлечения фирм в региональные программы — как в Нижнем Новгороде или Казани.

Исследователи отмечают, что одна компания при всем своем желании не может трансформировать городскую среду — для этого не хватит ресурсов. Чтобы повторить успех Екатеринбурга, в социальных проектах должны участвовать несколько крупных предприятий. Это возможно по инициативе самого бизнеса или благодаря стимулирующим мерам со стороны региональных властей.

Как бизнес, наука и государство раскрывают потенциал передовых городов
Экономика образования 

Какие секторы промышленности участвуют в развитии городов

В развитии российских мегаполисов лидируют три промышленных сектора. Нефтегазовая отрасль, представленная «Газпром нефтью» и «Татнефтью», активно инвестирует в городскую среду и социальную инфраструктуру Омска и Татарстана.

Металлургический сектор фокусируется на знаковых объектах: предприятия модернизируют исторические центры и создают новые пространства. Например, Объединенная металлургическая компания участвует в возрождении Нижегородской ярмарки, «Русал» — реконструирует Центральный парк Красноярска.

Энергетическая отрасль, где крупным игроком выступает «Росатом», делает ставку на развитие человеческого капитала через поддержку образования и науки в разных городах страны. Так, компания сотрудничает с вузами, проводит олимпиады и конкурсы для школьников поддерживает турниры по киберспорту, выступает партнером Конгресса молодых ученых и др.

Вторая жизнь умирающих городов: что такое урбанистическая ревитализация
Социальная экономика 

Барьеры и перспективы

Авторы исследования отмечают, что, за редким исключением, интересных программ не так много. Более активному участию бизнеса мешают:

  • ошибки в выборе проектов (например, поддержка инициатив, которые не находят отклика у жителей);
  • неверно поставленная цель (например, много отдельных небольших программ в разных сферах и, как следствие, распыление ресурсов);
  • трудности в поиске надежных партнеров;
  • сниженная репутация в некоторых областях (жители воспринимают бизнес как источник экологических проблем);
  • конкуренция компаний за внимание горожан и признание властей;
  • нежелание присоединяться к инициативам.

Тем не менее, по прогнозам социологов, вклад промышленных компаний в развитие городов со временем увеличится. Также изменятся способы участия: например, бизнес будет не только содействовать строительству школ, но и внедрять инновационные методы обучения, лучшие модели образования.

Наиболее актуальные и перспективные направления, которые могут развивать промышленные компании, — образование, забота об экологии и поддержка в продвижении брендов территорий.

Перспективные направления для социальных инвестиций (Фото: исследование «Города промышленной трансформации»)

Активнее вовлечь бизнес в проекты городского развития помогут:

  • расширение государственно-частного партнерства;
  • разработка на уровне регионов стратегии участия предприятий;
  • закрепление за бизнесом профильных направлений, например образования;
  • привлечение компаний из других сфер кроме промышленности — банков, ретейла;
  • обучение муниципальных команд работе с государственными программами модернизации территорий.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Кейсы компаний Устойчивое развитие Россия Благоустройство
Главное