Будущее технологий, 05 ноя, 15:36

История Razer: как гейминговый стартап вышел на международный уровень

Читать в полной версии
Фото: Razer
Razer — один из крупнейших производителей игрового оборудования с 200 млн пользователей по всему миру. Рассказываем, как американо-сингапурский стартап превратился в транснациональную корпорацию

Razer — это крупная международная компания с двумя штаб-квартирами в Калифорнии и Сингапуре. Она специализируется на производстве оборудования и аксессуаров для геймеров: от игровых мышей и клавиатур до ноутбуков и смартфонов. Корпорация известна своим инновационным дизайном и продуктами премиум-класса, предназначенными для киберспорта и игрового сообщества.

Периферийные устройства компании Razer (Фото: Razer)

Цифры:

  • В 2021 году компания Razer заработала $1,61 млрд. Это на 33,35% больше по сравнению с $1,21 млрд в 2020 году.
  • 30 млн зарегистрированных пользователей платежной системы Razer на 2021 год.
  • 19 офисов по всему миру.
  • $2,57 млрд составляет рыночная капитализация на 2022 год.
  • В 2024 году прибыль Razer может составить $189,06 млн, что на 28,6% больше, чем годом ранее.

История создания

Razer Inc. была создана в 2005 году Робертом Кракоффом и Мин-Лян Таном. До этого оба основателя стартапа не только жили в разных концах мира, но имели достаточно далекие от гейминга карьеры.

Кракофф родился в 1940 году в Лос-Анджелесе, где и провел свою молодость. Будущий предприниматель изучал журналистику в Калифорнийском университете, получив стипендию на обучение за успехи в футболе. Он также пять лет играл за команду LA Rams (команда по американскому футболу) и 11 лет работал копирайтером.

Его будущий бизнес-партнер, Мин-Лян Тан, родился 5 ноября 1977 года в Сингапуре, став самым младшим ребенком в многодетной семье. После окончания школы он поступил в Национальный университет Сингапура, где учился на юриста. Завершив обучение в вузе, Мин-Лян Тан пошел работать по специальности в Верховный суд Сингапура.

Сингапурский адвокат всегда интересовался компьютерными играми — он собирался со своими друзьями, чтобы поиграть вместе у кого-то дома. Однажды приятели решили, что было бы здорово разработать более удобную для геймеров компьютерную мышь.

Именно эта идея станет общей темой для разговоров Мин-Лян Тана и Роберта Кракоффа, когда они познакомятся в 1998 году во время игры в первый онлайн-шутер Quake. В это время Тан создает прототип компьютерной мыши, специально оптимизированной для игр, и предлагает испробовать ее Кракоффу. Когда Тан и Кракофф впервые протестировали мышь во время онлайн-соревнования, их выгнали с сервера из-за подозрений в жульничестве — настолько хорошо прототип реагировал на движения. В продажу эта мышь поступила под названием Razer Boomslang.

Игры как искусство: как развивался геймдев
Индустрия 4.0 

Она стала одним из первых периферийных устройств, специально разработанных для профессиональных геймеров. Она отличалась повышенной точностью и скоростью: в отличие от большинства мышей той эпохи, чувствительность которых составляла около 400 точек на дюйм (dpi), эта мышь имела максимальную настройку 2000 dpi. Вскоре после старта продаж новая мышь получила широкое распространение среди геймеров, хотя она и относилась к премиальному сегменту — ее цена была $100. Тогда как в среднем в конце 1990-х компьютерная мышь стоила $12-17. Для продажи устройства предприниматели зарегистрировали товарный знак Kärna.

Архивное фото Razer Boomslang (Фото: Razer)

Периферийные устройства — это дополнительные и вспомогательные устройства, которые подключаются к ПК для расширения его функциональных возможностей (микрофон, камера и т.д.).

Окончательно с адвокатурой Мин-Лян Тан покончил в 2005 году, когда партнеры решили развивать проект дальше и основали компанию Razer Inc, главным лозунгом которой стала фраза For Gamers. By Gamers (“для геймеров от геймеров”).

Новые продукты и международное признание

Через год после создания компания Razer начала сотрудничество с мировым технологическим гигантом Microsoft. Компании совместно выпустили игровую мышь Habu и игровую клавиатуру Reclusa. Эти товары продвигались под брендом Microsoft/Razer.

Мышь Habu (Фото: IXBT)

Мышь Habu отличалась высокой точностью и возможностью настройки некоторых параметров. Она была оснащена инфракрасным 3G-сенсором с 1800 dpi, эргономичными боковыми кнопками и встроенной памятью, что было особенно удобно при использовании нескольких компьютеров.

В то же время клавиатура Reclusa стала популярной в игровом мире благодаря комбинации традиционного качества Microsoft и функциональных инноваций Razer. Например, пользователи этой клавиатуры имели расширенные возможности для настройки макросов — команд и действий, которые можно запустить нажатием одной или нескольких клавиш.

Клавиатура Reclusa (Фото: techpowerup)

В 2011 году компания представила еще одну значимую разработку — Razer Synapse, первую в мире облачную платформу для хранения персонализированных игровых настроек. Это позволило пользователям сохранять и синхронизировать свои предпочтения в любых устройствах, обеспечивая бесшовный игровой опыт.

Одной из ключевых вех развития компании стал выпуск самого тонкого игрового ноутбука в мире в 2012 году. Устройство выделялось на фоне конкурентов, потому что до этого ноутбуки ассоциировались лишь с офисной работой.

Ноутбук Razer Blade (Фото: notebookcheck)

В последующие годы компания продолжала расширяться и диверсифицировать свою продукцию. В 2017 году специалисты Razer запустили линейку игровых смартфонов, чтобы геймеры могли продолжать играть даже без ноутбука или стационарного компьютера под рукой.

Razer Phone (Фото: Notebookcheck)

В последние годы компания приобрела студии по разработке программного обеспечения (такие как THX и Nextbit), а также успешно вышла на рынок финансовых технологий с платформами Razer Gold и Razer Fintech. Сейчас сервис называется Fiuu.

В 2022 году стало известно о смерти одного из основателей компании — Роберта Кракоффа. Ему был 81 год.

По данным Forbes, на 2024 год Мин-Лян Тян, занимающий должность директора Razer, находится на 31-м месте в списке самых богатых людей Сингапура, а его капитал составляет $1,3 млрд.

Как технологии меняют геймдев: проще, быстрее, реалистичнее
Индустрия 4.0 

Скандалы

Развитие компании сопровождалось не только победами, но и публичными скандалами. В 2019 году издание Kotaku выпустило материал с рассказами 14 бывших сотрудников компании Razer, которые работали вместе с Мин-Лян Таном. По их словам, Тан часто прибегал к унизительным высказываниям и угрозам увольнения, если его ожидания не оправдывались. Сообщается, что он мог разозлиться из-за незначительных поводов, что приводило к постоянному стрессу, переработкам и выгоранию на рабочем месте. В ответ представители Razer заявляли, что Тан придерживался высоких стандартов, чтобы поддерживать конкурентоспособность компании.

В 2020 году в открытом доступе были обнаружены персональные данные порядка 100 тыс. пользователей Razer, которые компания опубликовала по ошибке. Тогда Razer обвинили в том, что в результате утечки клиенты компании могут стать жертвами фишинга.

Как разработка видеоигр изменилась за последние 10 лет
Экономика инноваций 

Еще один негативный эпизод в деятельности компании, получивший широкую огласку в СМИ, — история с медицинскими масками, которые должны были защищать людей от заражения COVID-19. В 2024 году Федеральная торговая комиссия США (FTC) вынудила компанию Razer выплатить $1,1 млн покупателям из-за неправомерной рекламы масок Razer Zephyr. В ходе продаж этих масок корпорация заявляла, что их продукция соответствует федеральному стандарту N95, хотя официального одобрения от органов сертификации не было. Американские власти установили, что реклама вводила потребителей в заблуждение, поэтому их расходы должны быть полностью возмещены.

Планы на будущее

Несмотря на череду громких скандалов последних лет, компания Razer регулярно выпускает новые продукты и решения для гейминговой сферы.

В интервью изданию Forbes летом 2024 года Мин-Лян Тан рассказал о стратегии компании в отношении инклюзивности и развития продуктов для левшей, включая выпуск мыши Razer Naga Left-Handed Edition. Этот продукт, созданный специально для леворуких геймеров, подчеркивает важность разнообразия и удовлетворения потребностей всех категорий пользователей. Мин-Лян Тан отметил, что такие девайсы важны для поддержания философии компании, ориентированной на потребности геймеров, вне зависимости от их физических особенностей.

Razer Naga Left-Handed Edition (Фото: Razer)

В 2025 году компания будет отмечать свой 20-летний юбилей. К этой дате в Razer намерены достичь ряда целей в области ESG-повестки. Например, к 2025 году вся энергия в офисах компании по всему миру должна вырабатываться из возобновляемых источников. К 2030 году корпорация должна стать углеродно-нейтральной.

Открытие молодежного форума по вопросам устойчивого развития (Фото: Razer)

Кроме того, в честь юбилея компания планирует представить публике новую версию легендарной мыши Razer Boomslang, с которой началось развитие корпорации. Ожидается, что внешне она будет похожа на девайс конца 1990-х, однако функционально будет воплощением современных разработок Razer.

👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Будущее технологий Геймификация Стартапы Инновационный бизнес
Главное