On-premise и инфобез: как российский софт может конкурировать в мире
Участники разговора:
- Андрей Врацкий — сооснователь платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress;
- Аркадий Глушенков — ведущий телеканала РБК.
Есть ли российские альтернативы иностранному ПО
После событий февраля 2022 года иностранные вендоры и крупные технологические компании массово покидали российский рынок. Одни стали ограничивать доступ к своим IT-продуктам, а другие — сокращать поставки оборудования. Российские компании начали искать альтернативы западным разработкам на отечественном рынке.
По словам Андрея Врацкого, спустя два года можно точно сказать, что альтернативы есть практически для всего. Но решений, которые были бы лучше западных по какой-то функциональной составляющей, пока нет. По прогнозам эксперта, российские IT-решения догонят или приблизятся по характеристикам к иностранному софту к 2027–2030 годам.
Что касается рынка корпоративных коммуникаций (видео-конференц-связь, мессенджеры, почта и IP-телефония), то здесь российским разработчикам уже удалось приблизиться к полной замене импортной программной базы. Как поясняет Андрей Врацкий, сейчас на рынке существуют два эталона: Zoom (платформа для видеоконференций и удаленного общения) и Microsoft Teams. Большинство разработчиков стремятся создать похожие сервисы.
Как мотивировать сотрудников пользоваться корпоративными мессенджерами
Чтобы мотивировать сотрудников пользоваться корпоративными мессенджерами, нужно использовать метод кнута и пряника, считает Андрей Врацкий. Кнут — запреты либо в жесткой форме, либо в мягкой с объяснением причин. При этом сотрудники, как правило, понимают, что списком клиентов компании, договорами или бюджетами делиться в сторонних мессенджерах нельзя.
Второе — пряник. Необходимо найти болевую точку пользователя, из-за которой он сам решит отказаться от других приложений. К примеру, это могут быть персональные сервисы — обучение, адаптация, оформление командировок, больничных, отпусков и т.д. Или корпоративные сервисы — документооборот, CRM, аналитика, отчетность.
За последние годы HR-менеджмент в компаниях сильно трансформировался. Де-факто стандарт по рынку — мобильный личный кабинет сотрудника.
Как корпорации обеспечивают свою безопасность
1. Сервер или набор серверов во внутренней инфраструктуре заказчика. После 2022 года корпорации, которые раньше устраивало хранение в облаках, стали возвращаться в on-premise. On-premise — программное обеспечение или системы, которые устанавливаются и работают на собственном серверном оборудовании и в локальной инфраструктуре компании, а не в облаке или на серверах третьих сторон.
2. Реализованные функции корпоративного контроля. Например, можно интегрировать консоль администратора со всеми нужными системами.
Дальнейшие действия будут зависеть от размера компании. Сейчас самые высокие требования безопасности у банков. Для примера: вся информация внутри периметра (там, где обрабатываются банковские данные и данные клиентов) никогда не должна его покидать. То есть ее нельзя пересылать в другие компании, на незащищенные мобильные устройства. В банках есть раздельные хранилища данных (для внутренней и внешней информации), DLP (технологии, направленные на защиту конфиденциальной информации и предотвращение ее раскрытия, утечки или потери) и т.д.
Какие экспортные перспективы у российских поставщиков ПО
Качество российских IT-продуктов со временем станет лучше. Только после этого можно думать о мировом рынке. При этом рассчитывать можно на те страны, которые готовы сейчас сотрудничать с Россией. Компаниям нужно понимать, что не во всех этих странах ВВП на душу населения выше, чем в России, пояснил Андрей Врацкий. Поэтому продавать там нужно несколько иначе, так как для них стоимость — главный критерий выбора.
Ключевое конкурентное преимущество России на внешнем рынке — безопасныеon-premise решения.Тенденция разочарования в облаках заметна не только в России, но и по миру. Например, в Сингапуре, Малайзии, Вьетнаме, Индонезии пытаются решить этот вопрос с помощью строительства локальных дата-центров. Мода на облака на западных рынках в последние годы привела к тому, что продукты on-premise остановились в своем развитии. Но России эта тенденция не коснулась: on-premise здесь совершенствовался.
Российским разработчикам сейчас нужно учиться общаться с иностранными партнерами и продвигать свои продукты на зарубежных рынках. Пока отечественные вендоры ПО и оборудования логично сконцентрированы на местном рынке, на котором появились свободные ниши. Когда наступит насыщение, они начнут искать новых клиентов по всему миру, подытожил Андрей Врацкий.
👀 Следите за телеграм-каналом «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.