Как вывести логистику на новый уровень
Российская транспортно-логистическая отрасль за последние два года столкнулась с серьезными вызовами, которые привели многие компании к росту издержек и падению прибылей. После введения международных санкций им пришлось существенно изменить транспортные коридоры, что повысило себестоимость доставки грузов. Санкции повлияли и на состояние автопарка многих транспортных компаний: купить современную технику стало сложнее, стоит она дороже, а старая техника чаще ломается и требует все больших затрат на ремонт и обслуживание.
Еще одна проблема — кадровый дефицит, особенно среди водителей и специалистов в области логистики. По данным «Авито Работа», в первом полугодии 2024 года число вакансий в сфере транспорта и логистики увеличилось на 36% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом средние зарплатные предложения в отрасли повысились на 15% за год, а средний размер зарплаты водителей-дальнобойщиков за год вырос на 40%, до ₽190 тыс. в месяц.
Вместе с расходами на персонал растет и себестоимость транспортных услуг, что снижает рентабельность бизнеса.
Почему важно повышать производительность труда
Транспортно-логистическим компаниям нужны новые решения, такие как повышение производительности труда. Транспортная сфера вошла в число приоритетных отраслей стартовавшего в 2018 году нацпроекта «Производительность труда» наряду с сельским хозяйством, торговлей, строительством, туризмом и обрабатывающей промышленностью. Доля транспортно-логистической отрасли в валовой добавленной стоимости России по итогам 2023 года составила 6,9%, но ее потенциал еще далеко не раскрыт.
«Опыт реализации нацпроекта «Производительность труда» показывает, что загрузка персонала и оборудования на российских предприятиях в среднем составляет только 50%», — говорит генеральный директор ФЦК (выступает оператором нацпроекта «Производительность труда» в части адресной поддержки предприятий) Николай Соломон.
В рамках нацпроекта эксперты ФЦК помогают транспортным компаниям перестроить внутренние бизнес-процессы в соответствии с принципами бережливого производства. Для этого они анализируют все текущие процессы в компаниях, выявляют ключевые проблемы и предлагают решения, как их устранить.
Например, благодаря услуге ФЦК «Эффективная работа оборудования» компаниям удается вдвое сократить сроки протекания процессов, на 20% повышается выработка сотрудников, загрузка действующего оборудования или техники вырастает до 85%.
В настоящее время в рамках нацпроекта «Производительность труда» эффективность повышают более 370 транспортных компаний из 66 регионов России, констатирует Николай Соломон: «По итогам 2023 года суммарная выручка этих предприятий составила около ₽2 трлн, а средний прирост производительности труда достиг 39%».
Чего можно добиться бережливым производством
Крупнейшая транспортно-логистическая компания Амурской области «Карго Линк» одной из первых среди компаний транспортной отрасли региона включилась в нацпроект. «Наше сотрудничество с ФЦК началось в конце 2023 года, и, хотя мы видели, что среди участников нацпроекта на тот момент были в основном производственники, нам стало интересно попробовать — можно ли какие-то из принципов бережливого производства использовать и в рамках нашего направления», — вспоминает региональный директор «Карго Линк» Надежда Ситникова.
В качестве пилотного потока был выбран процесс обработки и приема заявок. При диагностике этого бизнес-процесса в первые же дни участия в нацпроекте было выявлено свыше 50 проблем. Среди них, например, — неполный сбор менеджером информации по заявке, что приводило к ошибкам в расчетах, отсутствие регламентации стандартных работ, нехватка времени у менеджеров на поиск новых клиентов из-за большого объема работ с текущими заказчиками, дефицит площадей на складе для хранения грузов клиентов и так далее.
Эксперты ФЦК помогли сотрудникам «Карго Линк» выработать план устранения каждой из этих проблем. К примеру, чтобы менеджеры по продажам могли уделять больше времени поиску новых клиентов и расширению клиентской базы, в штатное расписание ввели должность менеджера по работе с клиентами. Благодаря этому срок обработки текущих заявок клиентов сократился с 280 до 60 минут. В рамках стандартизации процессов разработали новые инструкции по работе с клиентами — это позволило в восемь раз снизить количество ошибок при просчете сделок. Также удалось оптимизировать работу склада и процесс погрузочно-разгрузочных работ. В частности, была внедрена визуализация мест выгрузки-погрузки на рампе, выполнено зонирование территории, изменено распределение мест хранения на складе, разработана система работы склада. В итоге сотрудники начали выполнять погрузочно-разгрузочные работы на 30–40% быстрее, также был сведен к минимуму риск повреждения груза. Проблема нехватки места для хранения грузов была решена с помощью освобождения части склада от комплектующих. Благодаря этому удалось освободить 200 кв. м дополнительных площадей, а потенциальный экономический эффект от аренды составил ₽744 тыс. в год.
Руководители «Карго Линк» подсчитали, что работа с экспертами ФЦК за полгода повысила выручку компании в среднем на 5% без каких-либо дополнительных финансовых вложений. «И это при том, что наша команда далеко не сразу на 100% включилась в проект — первое время мы не понимали, что из этого получится, и участвовали скорее ради интереса, — констатирует Надежда Ситникова. — Но когда мы увидели первые результаты, то убедились в том, насколько это мощные инструменты». «Сейчас наша работа в рамках нацпроекта закончена, но мы на этом не остановились — участие в нем дало нам необходимые знания и компетенции для того, чтобы уже самостоятельно делать аудит процессов и последовательно оптимизировать другие участки», — добавляет эксперт.
Положительные результаты от участия в нацпроекте «Производительность труда» получил и «Новороссийский зерновой терминал» (НЗТ, входит в состав «Деметра-Холдинг»). С помощью экспертов ФЦК компания провела реинжиниринг процесса приемки зерна с железнодорожного транспорта. На предприятии был внедрен почасовой производственный анализ, стандартизированы работы на цикл перевалки вагонов. Компания также перераспределила операции грузчиков, исключив лишние перемещения и простои рабочей силы. Кроме того, на рабочих местах была внедрена система 5С, система фиксации отклонений и решения проблем в оперативном режиме. Эти меры помогли терминалу сократить время выгрузки зерна с железнодорожного транспорта в общей сложности на 15%.
Хорошие результаты были получены НЗТ в рамках проекта операционных улучшений по автомобильной приемке зерна также при участии экспертов ФЦК — производительность этого процесса выросла на 50%. По словам управляющего директора НЗТ Владислава Жукова, после участия в нацпроекте предприятие вышло на новый уровень благодаря передовым знаниям и практическим навыкам.
Где искать рабочие решения
Оптимизируя работу сотен предприятий транспортно-логистической отрасли, эксперты ФЦК разработали универсальные схемы внедрения технологий бережливого производства в транспортных компаниях. Наиболее передовые решения и практики будут представлены на отраслевой сессии «Эффективный вектор: скрытые резервы предприятий транспортной отрасли» VI федерального форума «Производительность 360» с 17 по 18 октября в Москве в технопарке «Сколково». Его организаторы — Минэкономразвития России и Федеральный центр компетенций при поддержке правительства Москвы.
«Транспортная отрасль играет важную роль в российской экономике. Она обеспечивает непрерывное поступление товаров, сырья, оборудования и многого другого, — уверен Николай Соломон. — Сегодня транспортным компаниям особенно необходимо задействовать имеющиеся у них скрытые резервы. На форуме «Производительность 360» мы обсудим, как это сделать наиболее эффективно».
Реклама, Федеральный Центр Компетенций в сфере производительности труда, erid: F7NfYUJCUneP2WvZ6WZx