Инновационный бизнес, 03 окт, 12:20

7 трендов в развитии франшиз в России

Читать в полной версии
Фото: Freepik
По данным аналитиков, в первом квартале 2024 года франшизы стали на 16% востребованнее, чем в этот же период 2023 года. Разбираемся, кто запускает и покупает франшизы в России и какие из них наиболее успешны

Что такое франчайзинг

Франчайзинг — это система взаимовыгодных партнерских отношений между продавцом и покупателем франшизы. Продавец, или франчайзер, — это компания с узнаваемым брендом и большим опытом ведения бизнеса. Например, в России популярны сети «Гемотест» и Boxberry.

Франчайзи — это предприниматель, который хочет открыть бизнес по готовой модели существующей торговой марки, то есть франчайзера. Франчайзи приобретает у продавца франшизу — лицензию, которая открывает доступ к бизнес-процессам, разработкам, клиентской базе и товарным знакам компании-франчайзера. Вместе с франшизой предприниматель получает полную инструкцию к действию, где все риски учтены, а технологии отлажены.

Обычно чем известнее и сильнее бренд, тем дороже франшиза. При покупке франшизы франчайзи единоразово делает паушальный взнос — это плата франчайзеру за право работать под его товарным знаком. Обычно эта фиксированная сумма, одинаковая для всех покупателей. Кроме того, франчайзи регулярно выплачивает владельцу роялти. У франчайзи есть и ограничения. Он обязывается следовать концепции и стандартам франчайзера. Ему нельзя самостоятельно изменить шрифт в меню, если это точка питания, и заменить оливковое масло на подсолнечное. Все решения принимаются вместе с франчайзером.

Франшизы — это не только службы доставки, кофейни и магазины, которые мы встречаем каждый день. По состоянию на начало 2024 года в России насчитывается 3500 франшиз из самых разных сфер бизнеса. Это салоны красоты, металлургические производства, пекарни, онлайн-сервисы, автомойки, отели, медицинские лаборатории, языковые школы и много других компаний из разных сфер.

Как выглядит первый в Европе углеродно нейтральный ресторан McDonald’s
Зеленая экономика 

Как развивается франчайзинг в России

1. Рынок франчайзинга растет

По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2010 году на рынке франчайзинга насчитывалось около 300 франшиз и 18 тыс. работающих точек. В 2023 году работают уже более 3500 франшиз и более 100 тыс. точек. Директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко ожидает, что в ближайшие 10 лет количество франчайзинговых точек в России вырастет еще как минимум в два-три раза — до 300 тыс.

Согласно исследованию Franshisa.ru, за 2023 год количество франшиз на рынке прибавилось: появилось около 320 новых проектов. При этом стоит отметить, что число франшиз, ушедших с франчайзингового рынка в 2023 году, составило 130 проектов и стало минимальным показателем за последние 10 лет. Среди новых проектов практически 95% — российские бренды.

Почти половина российских предпринимателей (45%) считают, что сегодня в России работать по франшизе выгодно. Основным преимуществом такого бизнеса опрошенные считают возможность работать от имени известного бренда и по проверенной бизнес-модели; об этом сказал каждый третий предприниматель. Из числа ограничений, которые препятствуют более быстрому росту франчайзинга, респонденты выделяют большое количество ограничений со стороны правообладателя, а также высокую стоимость франшиз.

2. Расширение рынка российских проектов за рубежом

Около 31% российских франчайзеров имеют точки за пределами Российской Федерации. Большинство из них находятся в Белоруссии и Казахстане. Все больше брендов расширяют сотрудничество по запуску франчайзинговых точек с Узбекистаном и Киргизией. Так, например, под российским брендом SOKOLOV только в 2023 году открылись 84 франшизных магазина, из которых 22 — в странах СНГ: Казахстане, Киргизии, Белоруссии, Узбекистане.

Продолжается развитие российских франшиз в ОАЭ: в основном, это услуги ресторанов, баров и кафе. За первый квартал 2024 года на рынке Дубая появились 19 новых точек, что на 46% больше, чем за тот же период в 2023 году. Сейчас на рынке Дубая уже есть такие российские бренды, как ABC Coffee Roasters, One Central, Restart Vasilchuk Brothers, мороженое «Чистая линия», Kuchenland Home, и другие проекты.

69% франшиз, открытых российскими предпринимателями, развивается пока только на территории России.

Что такое ребрендинг, когда и зачем он нужен
Экономика инноваций 

3. Бум ресторанных франшиз в регионах

Большинство франшиз на российском рынке по состоянию на начало 2024 года — региональные проекты. Доля франчайзинговых проектов с центральным офисом в Москве составляет 20%, что на 1% ниже, чем в 2022 году. При этом 73% франшиз «пришли» из Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми и других субъектов.

В регионах не только активно запускают свои франшизы, но и покупают их у других франчайзеров. Особенно в регионах кратно вырос спрос на ресторанные франшизы. За 2022–2023 годы количество обращений от потенциальных покупателей к франчайзерам в сфере общепита в целом по России выросло на 58%. При этом некоторые города-миллионники показали рост спроса на сотни процентов. Больше всего желающих приобрести ресторанную франшизу оказалось в Самаре, где за год число запросов выросло на 1500%. В Красноярске спрос на франшизы общепита увеличился на 925%, в Екатеринбурге — на 413%, в Казани — на 285%, в Краснодаре — на 144%. Для сравнения в Москве и Санкт-Петербурге, которые давно встречают туристов в своих кофейнях и ресторанах, показатели составили только 107% и 134% соответственно.

Эксперты объясняют рост интереса к ресторанным франшизам развитием внутреннего туризма. Региональный рынок общепита оказался не готов к потоку отдыхающих, что вызывало резкий скачок обращений к готовым проектам.

4. Перспективные и непопулярные сферы франчайзинга

По данным businessmens.ru, самыми активно растущими в 2023 году стали франшизы в сфере интернет-продаж, виртуальной реальности, туризма и общепита. В 2023 году спрос в этих отраслях увеличился более чем на 100%.

Наименьшим спросом пользуются аптечные франшизы. Заявок на этот вид бизнеса в каталоге франшиз Franch Region за период с января по март 2024 года было на 33% меньше, чем за тот же период 2023 года. На 15% меньше предпринимателей стали интересовать франшизы категории «недвижимость». Незначительным, но все же падением спроса закончился первый квартал и для алкомаркетов. Заявок на них стало приходить на 5% меньше, чем год назад.

В 2023 году, по данным исследования Franshisa.ru, как тренд сформировался сегмент инвестиционных или управленческих франшиз, когда франчайзи выступают не «преемниками» бизнеса на своей точке, а только инвесторами, а всю операционную деятельность ведет управляющая компания. Другими словами, франчайзи вкладывает деньги в проект и получает прибыль, а всю работу делает франчайзер. В основном, такую модель практикуют рестораны и крупные бренды, например «Додо пицца».

Как нейросети помогают запустить ресторан и управлять им
Индустрия 4.0 

5. Франшиза как инструмент улучшения социальной среды

Тренд на ESG и устойчивость распространяется на любой бизнес, в том числе, и на франшизы. Концепция франчайзинга подразумевает создание новых точек, а значит, этот вид предпринимательства можно использовать как инструмент для развития территорий и создания новых рабочих мест.

Вера Подгузова, старший вице-президент — директор по внешним связям ПСБ наблюдает рост интереса к франчайзингу как к инструменту развития бизнеса, в том числе социального. На тематической сессии «Женское лидерство в инвестициях: курс на доверие и развитие» в рамках IV Евразийского женского форума эксперт рассказала: «Такие рыночные инструменты, как франчайзинг, следует рассматривать не только узко для предпринимательского сообщества внутри страны, но и как путь для дальнейшего выхода бизнеса на международное сотрудничество и рынки. Именно франчайзинговые проекты позитивно оцениваются банками, потому что несут в себе минимальные риски». Подгузова отметила, что франшиза может рассматриваться как инструмент социального предпринимательства и улучшения социальной среды. «В ПСБ поддерживают финансовыми инструментами и возможностями как франчайзи, так и владельцев франшиз. Это франшизы, направленные на поддержку уязвимых групп населения — например, проекты по уходу за пожилыми людьми. Также франшизы, продвигающие экологически чистые продукты и технологии, проекты, создающие рабочие места в малообеспеченных регионах», — сообщила она.

IV Евразийский женский форум (Фото: пресс-служба ПСБ)

Эксперт объясняет, что запуск социальной франшизы может сделать большой вклад в развитие среды:

  • Создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости. Например, благодаря запуску франшизы в небольшом городе или районе могут появиться новые рабочие места.
  • Улучшение качества жизни населения: доступ к образованию, здравоохранению, социальным услугам.
  • Развитие местных сообществ: поддержка местных производителей, социальных инициатив. Франчайзи на местах лучше знают специфику своего региона, его социальные проблемы и потребности населения. Адаптируя базовую модель франшизы под локальный контекст, они могут предложить актуальные для местного сообщества решения, продукты и услуги. Это позволяет точечно работать над улучшением социальной среды в конкретных городах и районах.
  • Формирование культуры социальной ответственности бизнеса. Передавая свой опыт, знания и технологии партнерам-франчайзи, социальный предприниматель получает возможность масштабировать свое позитивное воздействие на общество. Вместо того, чтобы с нуля создавать социальный бизнес в каждом новом регионе, франчайзер может быстрее и с меньшими затратами распространять свою миссию и ценности.

6. Усиление роли женщин во франчайзинге

Роль женщин усиливается не только во франчайзинге, но и в современном предпринимательстве в целом. По итогам исследования НАФИ в 2023 году индекс женской предпринимательской активности в России составил 73,7 процентного пункта, что указывает на благоприятную среду для развития женского предпринимательства, и это абсолютный максимум с 2015 года. По состоянию на конец 2022 года женщинам принадлежало 40% малых и средних компаний, и 40% самозанятых тоже составляли женщины.

«Что немаловажно, у женщин всегда был и остается свой уникальный взгляд на социальную ответственность бизнеса: фокус на устойчивом развитии, этике, социальном воздействии, — отметила Вера Подгузова. — Поэтому именно женщины часто рассматривают франшизы социального характера». По оценкам комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России», именно женщины ведут около 90% социального бизнеса в стране.

По статистике портала Franshisa.ru, более 45% заявок на франшизы приходит от женщин. В индустрии франчайзинга около 20,5% бизнесов принадлежит женщинам, а 24,4% предприятий находятся под совместным руководством мужчины и женщины. Сети, которыми руководят женщины, как правило, развиваются в сферах ухода за здоровьем, социальной помощи, образовательных центров, сервисов по управлению бизнесом, административной помощи. Вера Подгузова назвала среди клиентов ПСБ несколько успешных петербургских франшиз, владельцами которых являются женщины: это сеть ресторанов «Мама Рома», ГК «Хлебник», ГК «Лазер Лав».

Рестораны будущего: когда нас будут обслуживать роботы-официанты
Индустрия 4.0 

7. Цифровизация и автоматизация франчайзинга

Франчайзинг — это всегда масштабирование. Чем больше становится компания, тем сложнее ею управлять без цифровых помощников, которые автоматизируют процессы, ведут аналитику онлайн, составляют прогнозы спроса и прибыли и сводят к минимуму человеческий фактор. Бизнес активно внедряет CRM и ERP-системы, которые автоматизируют процессы закупок, поставок, продаж и маркетинга. Компании запускают собственные IT-продукты, которые используются внутри одной сети. Такие решения есть у продуктовой франшизы «Фасоль», зоомагазина «Мокрый нос», пиццерии «Додо Пицца».

«Если у франшизы нет собственной IT-платформы, она в конце концов станет недееспособной», — утверждает создатель франшизы баров «Жиши Суши» Ренат Юсупов. Бизнесмен убежден, что в ближайшем будущем всем франчайзерам предстоит внедрить современные платформенные решения, особенно это касается образования, а также медицины и туризма — сфер, где, по его мнению, франчайзинг будет развиваться ускоренными темпами.

Аналитики предсказывают, что скоро большинство цифровых продуктов будут создаваться на базе искусственного интеллекта (ИИ), способного к самообучению. Согласно опросу, проведенному Accenture в 2023 году, 98% руководителей крупных компаний по всему миру уверены, что в ближайшие пять лет именно ИИ сыграет решающую роль в судьбе их бизнеса.

Кроме того, совсем скоро российский рынок франчайзинга может измениться благодаря использованию блокчейн-технологий. Весной 2024 года в России была заключена первая в евразийском пространстве цифровая сделка по продаже франшизы. В роли продавца выступила компания ONE PRICE COFFEE, которая управляет более чем 400 кофейнями на территории России и других стран СНГ. Сделка прошла на платформе Scale IT, которая позволяет цифровизировать процесс создания, покупки и продажи франшизы с помощью блокчейн-технологий. Возможность заключать цифровые сделки может упростить процесс покупки и продажи франшиз для малого и среднего бизнеса, который часто не располагает большими ресурсами для тщательной и всесторонней подготовки документов.

Инновационный бизнес Новая экономика Ретейл Цифровая трансформация
Главное