Школьное образование, 26 авг, 16:08

Какие изменения будут в ЕГЭ в 2025 году

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
23 августа 2024 года ФИПИ опубликовал информацию об изменениях в ЕГЭ-2025. Изучаем нововведения вместе с директором по развитию образовательных продуктов edtech-компании MAXIMUM Education Еленой Провозен

Изменения будут внесены в ЕГЭ по восьми предметам: русский язык, иностранные языки, информатика, биология, химия, литература, физика и обществознание. Без изменений останутся математика, история, география. В основном изменения касаются уточнения критериев, добавления новых типов заданий и даже новых тем, которые могут проверяться на экзамене. Новые задания в 2025 году появятся в экзаменах по обществознанию, информатике, биологии, физике, химии и литературе.

Особое внимание стоит обратить на изменения критериев оценки сочинения в ЕГЭ по русскому языку. Они коснулись как содержательной части, так и минимального количества слов — теперь сочинение менее чем на 99 слов будет сразу оценено в 0 баллов.

Русский язык

В ЕГЭ по русскому языку внесены изменения в формулировки заданий и критерии оценивания работы. Некоторые задания упрощают, а критерии оценки делают более понятными и унифицированными, прослеживается общая логика в ОГЭ и ЕГЭ:

  • Задание № 26 (языковые средства выразительности) повышенного уровня сложности в ЕГЭ-2024 в привычном виде больше не существует. Оно заменено на задание № 22. Если раньше в 26-м задании была предложена рецензия по тексту, то теперь задание не опирается на текст. Вместо этого предлагается пять разных контекстов и девять терминов, которые нужно соединить между собой. В предыдущем варианте задания пропусков было четыре. Кроме того, ранее за задание № 26 можно было получить три балла, теперь максимальное количество баллов за это задание — два.
  • Количество заданий в первой части работы не изменилось, но нумерация сдвинулась: теперь после текста расположены задания № 23–26 (в ЕГЭ 2024 года это были задания № 22–25 соответственно).
  • Изменениям подверглись структура и критерии оценки задания с развернутым ответом: сочинение-рассуждение, задание № 27. Если раньше выпускникам необходимо было сформулировать самостоятельно проблему по исходному тексту, то теперь она сформулирована в задании в виде вопроса.
  • В начале сочинения экзаменуемые теперь должны будут сформулировать позицию автора по проблеме сразу (ранее это был третий этап написания сочинения).
  • Критерии оценивания сочинения переведены с 12-критериальной системы на 10-критериальную. Кроме того, скорректированы баллы, расположение и наполнение критериев. Первый критерий теперь проверяет не формулировку проблемы, а сформулированную позицию автора, то есть исключен прежний критерий о формулировке проблемы.
  • По аналогии с ОГЭ при аргументации собственного мнения нельзя использовать примеры из комиксов, аниме, манг, фанфиков, графических романов и компьютерных игр.
  • Исключен критерий «Богатство речи» (в ЕГЭ-2024 это был критерий К6), ранее он по содержанию был близок критерию К10, теперь именно по нему комплексно будет оцениваться соблюдение речевых норм.
  • Увеличен порог с 69 слов до 99 для работы, которая допускается к проверке.

Эволюция технологий в ЕГЭ: компьютерное зрение и искусственный интеллект
Индустрия 4.0 

Обществознание

Хотя структура экзамена и критерии не поменялись, объем знаний, которыми должны владеть ученики, увеличился.

Теперь в ЕГЭ по обществознанию могут встретиться задания, проверяющие знания по таким вопросам:

  • связь между показателями ВВП и ВНП;
  • налоговые льготы и вычеты;
  • налогообложение и субсидирование;
  • этнокультурные ценности и традиции;
  • конституционное судопроизводство;
  • арбитражное судопроизводство.

Информатика

  • Задание № 16 усложнено арифметическим выражением, результат которого нужно вычислить и записать в ответ. Ранее выражение, которое необходимо было посчитать, было значительно короче и в большинстве случаев его можно было вычислить аналитически. Сейчас же выражение составлено таким образом, чтобы мотивировать ученика написать программу, вычисляющую итоговое значение автоматически, а не вручную, как можно было сделать ранее в некоторых старых прототипах.
  • В заданиях № 19–21 из блока «Теории игр» добавлена вариация задания на уменьшение количества камней в кучах.
  • У задания № 26 новая формулировка, однако само решение не изменилось. Новые формулировки добавляют каждый год, чтобы развивать в учениках нешаблонное мышление и готовность к новым нюансам в условии.
  • Задание № 27 — это абсолютно новый прототип задания с использованием математических формул и необычной графической визуализацией, которая не встречалась в ЕГЭ ранее. ФИПИ объясняет добавление нового прототипа необходимостью проверять умение ученика анализировать, визуализировать и преобразовывать данные и интерпретировать их в необходимый результат.

Как подготовиться к ЕГЭ и не выгореть
Экономика образования 

Биология

  • В задании № 3 по спецификации могут встретиться задачи на трофические цепи и сети (экологическая задача, правило Линдемана). Данный прототип был представлен еще в перспективной модели 2022 года, но так и не был добавлен в ЕГЭ ранее. Теоретически такие задачи могут появиться в ЕГЭ 2025 года.
  • Вариант расчетной задачи на хромосомный набор теперь располагается под № 4 (ранее находился под № 3). Это никак не влияет на сложность или содержание экзамена.
  • В перечень тем, которые проверяются во время экзамена, была добавлена тема по генетике — полимерное взаимодействие генов. Теоретически возможно, что данная тема может проверяться в задании № 28.

ЕГЭ по биологии держит марку сложного экзамена, так как вероятно появление новых сюжетов задач (как и было последние несколько лет).

Физика

Экзамен был немного усложнен, но все еще остается менее сложным, чем он был в 2023 году.

  • В задание № 21 вернули блок «Механика» (в 2024 году в этом задании могли встретиться только темы «Молекулярная физика» и «Электродинамика»). В задание № 22 вернули вопросы, связанные с молекулярной физикой.
  • В задание № 26 вернули тему «Статика».

Иностранные языки

  • Задания № 19–24 на контроль грамматических навыков теперь могут быть представлены не только в виде двух отдельных текстов, как это было раньше, но и в виде одного цельного текста.
  • Уточнены формулировки в заданиях письменной части, благодаря которым понятно, какие именно фразы требуются от учеников в ответах к этим заданиям.
  • Для задания № 4 устной части (устное сообщение другу по теме проектной работы) в том числе дополнены и критерии оценивания ответов (теперь в критериях указано, за какое количество логических ошибок сколько баллов потеряет ученик), что обеспечит бóльшую прозрачность и справедливость оценки результатов выполнения данного задания.

6 способов использовать ChatGPT при подготовке к ЕГЭ
Экономика образования 

Химия

  • Первая часть экзамена становится для выпускников еще более решаемой. Для того чтобы набрать 100 баллов, будут необходимы навыки решения задания № 34.
  • В демоверсии 2025 года представлена новая модель задания № 17. Если ранее задание подразумевало множественный выбор вариантов ответа, сейчас же это задание на соответствие. Балл за задание и его тематика не изменились, ученики по-прежнему должны показать знания типов химических реакций. Изменение модели сделало задание более предсказуемым и, вероятнее всего, повысит его выполнение среди выпускников.
  • С 2025 года в экзамене по химии в задаче № 34 может потребоваться расчет молярной концентрации. Это действие сделает самое сложное задание ЕГЭ по химии еще более разнообразным.

Литература

В ЕГЭ по литературе усложнилась тестовая часть, в то время как письменная стала более конкретной и прозрачной для выполнения выпускниками.

Тестовая часть

В задании № 8 на определение средств выразительности увеличилось число вариантов ответа (с пяти до семи), также сохранен множественный выбор без конкретного количества вариантов.

Письменная часть

Больше всего изменений претерпели задания № 5 и № 10.

  • В задании № 5 теперь указано конкретное произведение из курса средней школы с XVIII до первой половины XIX века включительно.
  • В кодификатор ЕГЭ снова добавлены произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
  • В основной список кодификатора добавили роман советского писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия», а это значит, что по нему могут встретиться и тест, и сочинения.
  • Сочинения на сопоставление № 5 и № 10 традиционно вызывают трудности у выпускников. Введение жесткого ограничения на произведения в задании № 5 может только облегчить ученикам подготовку, так как теперь у них есть фиксированный список произведений, которые нужно знать досконально. Задание № 10, несмотря на то что больше нельзя использовать лазейку в виде текстов современных рэперов, также стало доступнее для подготовки.

В сочинении второй части одна из тем будет носить дискуссионный характер: ученик сможет обоснованно выразить собственное мнение о произведении.

  • Наряду с теоретико-литературными понятиями могут быть засчитаны термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование. Это поможет выпускникам, выбирающим тему 11.5, которая связана с живописью, кино и театром.
  • В критериях оценивания изменились те же пункты, что и в ОГЭ-2025 по литературе: «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» теперь учитывает сумму ошибок вне зависимости от их вида. Если выпускник допустит две ошибки только одного типа — речевые, грамматические или логические, — балл обнуляться не будет. Однако если раньше для получения одного балла можно было совершить по одной ошибке каждого вида, то есть суммарно три, теперь за те же три ошибки балл обнулят. Кроме того, система оценивания работ по русскому языку и литературе унифицируется по параметрам «Соблюдение орфографических норм» и «Соблюдение пунктуационных норм»: баллы будут сниматься, если ученик допустит пять и более ошибок. Первое изменение актуально для критериев мини-сочинений первой части ЕГЭ, второе — для второй части.
Школьное образование Реформа образования
Главное