Экологичный транспорт, 11 авг, 15:00

Почему авиакомпании все еще не могут сократить свой углеродный след

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Air New Zealand полностью отказалась от поставленных в 2022 году климатических целей. Разбираемся в причинах такого решения, планах авиаотрасли по снижению выбросов и возможных технологических решениях

А в чем тренд?

Глобальное потепление — это повышение средней температуры на Земле, одной из причин которого является деятельность человека. Оно наблюдается с конца XIX века, а его скорость постоянно увеличивается. Если потепление не остановить, то планету ждут тяжелые последствия: часть прибрежных городов исчезнет, голодающих людей станет намного больше, начнутся войны за жизненно важные ресурсы. Поэтому борьба с ним — устойчивый тренд нашего столетия.

Air New Zealand признает ошибку

Air New Zealand стала первой крупной авиакомпанией, которая отказалась от поставленной на 2030 год цели по сокращению выбросов углекислого газа. Она планировала сократить объем производимого ее самолетами СО2 на 29%. Представители организации объясняют решение трудностями с закупкой новых самолетов и проблемами с поставками более экологически безопасного авиационного топлива.

Генеральный директор авиакомпании Грег Форан подчеркнул: «Стало очевидно, что потенциальные задержки в реализации нашего плана обновления парка представляют собой дополнительный риск для достижения цели. Возможно, придется сохранить существующие авиалайнеры на более длительный срок по сравнению с изначальными планами из-за глобальных проблем с производством и цепочкой поставок, которые могут замедлить поступление в парк новых, более экологически эффективных самолетов».

Зеленые авиаперевозки: как летать и меньше вредить природе
Зеленая экономика 

Планы авиаотрасли

Цель всей авиаотрасли — достигнуть нулевого уровня вредных выбросов к 2050 году.

Если считать по показателю вредных выбросов на километр, авиаперелеты — самый вредный способ передвижения. Однако из-за того, что в среднем в год по воздуху путешествует около 10% населения Земли, на отрасль в целом приходится около 2,5% от всего производимого человечеством углекислого газа.

Многие авиакомпании используют программы компенсации, когда пассажир может доплатить за билет — а деньги от этого идут на программы по борьбе с глобальным потеплением. Среди компаний, которые просят пассажиров дополнительно заплатить за выбросы, крупнейшие авиалинии — в частности, Virgin Atlantic, British Airways, Emirates и Qantas. В России в 2023 году «Аэрофлот» предложил клиентам приобретать сертификаты на посадку деревьев, чтобы компенсировать свой углеродный след. Партнерами выступили несколько экологических организаций.

Покрышки, лед и навоз: из чего делают экологичное топливо в России
Зеленая экономика 

Альтернативы

Большинство авиакомпаний планирует сокращать выбросы через постепенную модернизацию самолетов для повышения их энергоэффективности. Также организации стремятся использовать новые, экологически чистые виды авиационного топлива: горючее из кукурузы, масличных семян, водорослей и других жиров.

Такое топливо может снизить выбросы углекислого газа в отрасли примерно на 80%. Однако его поставки ограничены, так как полноценное производство пока не налажено. Кроме того, использование большего количества биомассы для создания биотоплива в промышленных масштабах может конкурировать с продовольственной сферой и привести к вырубке лесов.

Более того, невозможно полноценно распространить это решение в сроки, которые необходимы для борьбы с изменением климата. По данным отчета американского исследовательского центра Institute for Policy Studies, сейчас «не существует реалистичной и масштабируемой альтернативы» стандартному топливу на основе керосина.

Однако есть и другое мнение: эксперты считают, что решением может стать электрификация транспорта. По прогнозам исследователей, в 2030–2035 годах мировая авиация сосредоточится на гибридных турбовинтовых самолетах (в них используется комбинация аккумуляторов и топлива), которые вмещают 50–80 пассажиров и летают на небольшие расстояния.

Экологичный транспорт Экологическое сознание Устойчивое развитие Климатические изменения
Главное