Роботы, 24 июл, 16:30

Какими будут Олимпиады будущего: киберспорт и роботы

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Олимпийские игры часто становятся витриной технологического прогресса. Разбираемся, почему уже в 2025 году будут проводиться всемирные Игры по киберспорту и как в них участвуют роботы

Олимпиада по киберспорту

12 июля 2024 года Саудовская Аравия и Международный олимпийский комитет (МОК) объявили, что заключили 12-летнее соглашение о проведении новой Олимпиады по киберспорту. Первая пройдет в Саудовской Аравии в 2025 году. О потенциальном бюджете не сообщалось. Принц Абдулазиз, который возглавляет Национальный олимпийский комитет королевства, заявил: «Это естественный следующий шаг для наших молодых спортсменов, нашей страны и мирового сообщества киберспорта».

В июне 2024 года в МОК заявили, что планируют запустить Олимпиаду по видеоиграм, чтобы попытаться привлечь и удержать молодых болельщиков и зрителей. Объявив о сделке с Саудовской Аравией, представители комитета отметили, что соглашение «обеспечило соблюдение олимпийских ценностей» через «продвижение гендерного равенства и взаимодействие с молодой аудиторией, которая осваивает киберспорт». Объявление было сделано в момент, когда в Эр-Рияде, столице королевства, проходил двухмесячный чемпионат мира по киберспорту. 

МОК одобрил создание Олимпийских Киберспортивных Игр
Экономика инноваций 

Будущее киберспорта

23 июля 2024 года Международный Олимпийский Комитет утвердил создание Олимпийских киберспортивных Игр (Olympic Esports Games) после голосования на 142-й сессии в Лозанне (Швейцария).

Глава МОК Томас Бах заявил: «Нам очень повезло, что мы можем работать с комитетом Саудовской Аравии над Олимпийскими играми по киберспорту, потому что он обладает огромным, если не сказать уникальным, опытом в этой области». Спортивный чиновник также заявлял, что соревнования по видеоиграм будут проводиться по отличающейся от обычных Игр финансовой модели, но детали пока не известны.

Медали, форма, стадионы: как изменились Олимпийские игры за 100 лет
Социальная экономика 

Роботы на Олимпиаде

Включение киберспорта в олимпийскую модель поднимает вопрос: а что, если в ближайшие несколько лет к Играм начнут допускать последние разработки, например, ИИ и человекоподобных роботов? Безусловно, еще в начале 2000-х электронные машины неоднократно обыгрывали людей и в шахматы, и в шашки, и в го. Но смогут ли они победить человека в физических видах спорта?

В широком смысле слова роботом можно считать автомобиль на автопилоте, который может развить скорость гораздо выше, чем у человека. Гидравлический насос может демонстрировать невероятную силу. Однако если допускать до соревнований только антропоморфных роботов, то станет заметно, насколько хорошо человеческое тело приспособлено для физических упражнений.

Манипуляторы с электрическим приводом очень ограничены по сравнению с человеческими костями и мышцами. Большинство роботов обладают металлическими каркасами, которые отличаются недостаточной гибкостью. Они также намного тяжелее людей, что влияет на их скорость и расторопность. Даже самые продвинутые устройства от Boston Dynamics проигрывают людям в вариативности движений и возможности переключаться между разными задачами. В командных соревнованиях работающие по единым алгоритмам роботы с трудом могут взаимодействовать друг с другом — возможность передачи данных крайне ограничена.

Олимпийские виды спорта: какие соревнования пройдут в Париже в 2024 году
Социальная экономика 

Роботы как олимпийские помощники

Пока доминирование роботов на Олимпийских играх не грозит человечеству, однако новые технологии активно применяются на соревнованиях. На последней зимней Олимпиаде в Пекине в 2022 году использовались и ИИ, и Интернет вещей, и близкие к роботизированным устройства.

Улучшение результатов с помощью ИИ

Многие сборные активно используют технологии ИИ для тренировок, улучшения результатов, слежения за показателями здоровья и безопасности. Нововведения включают в себя следующие разработки:

  • Камеры и датчики, например, в педалях велосипеда или обуви, которые могут непрерывно передавать данные тренерам, чтобы те могли вносить коррективы в программу упражнений.
  • Похожие на смарт-часы умные устройства, которые измеряют сатурацию, частоту сердечных сокращений и другие параметры, чтобы спортивные врачи могли уменьшить вероятность травм и помочь игрокам быстрее восстановиться.
  • Оборудование для мониторинга, которое помогает тренерскому составу предсказать следующий шаг команды соперника или отдельного спортсмена.
  • Программы ИИ, анализирующие данные о спортивных результатах и создающие индивидуальные планы тренировок, отдыха и питания.
  • Физические тесты с поддержкой ИИ, позволяющие выявить ранние признаки выгорания или связанных со стрессом травм.

ИИ, цифровые двойники и 5G: технологии на летней Олимпиаде в Париже
Индустрия 4.0 

Привлечение болельщиков

Инструменты искусственного интеллекта, такие как камеры компьютерного зрения, позволяют зрителям Олимпийских игр получить максимальное удовольствие от просмотра.

Система 3D-слежения за спортсменами (3DAT) с ИИ использует особенные камеры, чтобы предоставить болельщикам данные во время забегов и соревнований практически в режиме реального времени. ИИ также обеспечивает биомеханический анализ скорости спортсмена, пройденного расстояния и оставшегося времени для отображения на экране и использования во время повторов. На Играх 2028 года в Лос-Анджелесе эта система будет значительно расширена.

Робот-тренер по керлингу

Изобретатели и ученые из Харбинского политехнического университета в Китае создали робота-тренера по керлингу, который использует комбинацию распознавания изображений, ИИ и автоматической системы управления, чтобы помочь командам улучшить свои результаты. Робот имитирует процесс броска, что помогает спортсменам предсказывать возможные игровые ситуации до их возникновения.

Роботизированные повара и бармены

В 2022 году, чтобы держать под контролем распространение COVID-19 на Играх, организаторы решили привлечь роботов-поваров для приготовления и доставки еды для спортсменов и их команд. В число усовершенствований входили:

  • повар-бот с искусственным интеллектом, который готовил бургеры и другие горячие блюда;
  • кофейный робот, который перемалывал зерна и варил различные напитки;
  • подвешенная к потолку роборука, которая доставляла еду людям;
  • роботы-бармены, которые смешивали коктейли.
Роботы Цифровая трансформация Прогнозы будущего Внедрение инноваций Культурные тренды Социальные изменения
Главное