В роуминге как дома: что дают корпоративные тарифы в путешествиях
Об эксперте: Андрей Кузнецов, директор по тарифной политике и сегментному маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона».
Бизнес-опции и новый профиль потребления
— Насколько роуминг, предоставляемый в рамках корпоративных тарифов, отличается от роуминга для физлиц?
— Любой роуминг предполагает, что абонент покидает домашний регион и нужно обеспечивать связь в сетях иностранных операторов. Они во многом и определяют условия — стоимость и объемы трафика, виды доступных услуг и так далее. Зарубежному оператору не важно, для какого абонента надо пропустить трафик — частного лица или корпоративного пользователя.
Но потребности частных и корпоративных абонентов различаются. Причем для корпоративного сегмента возможность пользоваться привычной сим-картой даже важнее, чем для частных лиц. Местные сим-карты и особенно общественные сети Wi-Fi могут быть неудобны, ненадежны и небезопасны. А бизнесу важно, чтобы данные были в гарантированной сохранности, сотрудники оставались на связи и не тратили время на поиск бесплатного Wi-Fi. Все это российские операторы учитывают при формировании тарифов.
— Каким образом?
— Например, мы включаем больше интернета в продукты для корпоративных клиентов. И даже когда основной пакет исчерпан, остается бесплатный доступ на сниженной скорости, достаточной, чтобы обменяться сообщениями с коллегами в мессенджерах и на почте. В опциях международного роуминга для корпоративных клиентов также есть безлимитный доступ к важным для бизнеса сервисам.
— Возможности и условия корпоративного роуминга как-то изменились за последнее время? Тут можно выделить общие тренды?
— Пять-шесть лет назад роуминг в целом был достаточно дорогим и для частных, и для корпоративных абонентов. Пользователи боялись нажать лишнюю кнопку за границей, чтобы с них не списали деньги. Особенно критично это было для сотрудников корпоративных клиентов, которым услуги связи компенсирует работодатель. Но постепенно рынок переходит к модели Roam Like at Home, где условия приближаются к тарифам домашней сети.
Это общемировой тренд. Внутри некоторых стран и регионов плату за роуминг сократили или вовсе отменили на законодательном уровне. Так, в 2017 году от нее отказались на территории Евросоюза. В России в 2021 году также произошли изменения, и снизились роуминговые тарифы с Белоруссией.
Одновременно начал меняться профиль потребления услуг связи, в том числе у бизнеса. Интернет нужен уже не только для поиска информации, но и для общения, решения бизнес-задач в мессенджерах, проведения онлайн-конференций. Операторы отреагировали на этот запрос и начали запускать опции Roam Like at Home для доступа в интернет за рубежом. Мы сделали это первыми на российском рынке еще в 2018 году.
С 2020 года стало больше поездок на 7, 15 и даже 30 дней. Поэтому появилась линейка опций для международного роуминга с большими объемами интернета на длительный срок.
Телефон в отпуске и роуминг для сотрудников
— Компаниям каких сфер чаще всего нужен корпоративный роуминг? Здесь есть отраслевые закономерности?
— Примерно у 20% наших клиентов сотрудники выезжают в зону роуминга, где активно пользуются опциями «МегаФона». А поскольку они используют связь не только в командировках, но и в отпусках, это актуально для всех отраслей и сегментов бизнеса. Ситуация отличается, пожалуй, только в госкомпаниях, чьи сотрудники бывают за рубежом значительно реже.
— То есть отключать рабочий телефон в отпуске сейчас не принято?
— В целом компании предпочитают, чтобы сотрудник оставался на связи. С одной стороны, это позволяет оперативно связаться с ним по срочным рабочим вопросам. С другой — это уместная и полезная возможность, в некотором смысле «плюшка», предоставляемая работодателем сотруднику, ведь у большинства клиентов корпоративный номер является основным.
— Какому кругу сотрудников обычно подключают роуминг в рамках корпоративного тарифа? Только руководству или рядовым работникам тоже?
— Все зависит от размера компании, ее иерархической структуры, стиля ведения бизнеса. Например, в небольших или семейных компаниях всем сотрудникам могут либо оплачивать связь в полном объеме, либо, например, компенсировать 50% от суммы трат. В корпорациях связь в роуминге чаще всего предоставляют только среднему и высшему менеджменту.
Но даже если компания не готова оплачивать расходы сотрудника, можно подключить для него персональный счет, с которого он сам будет платить за роуминг. В этом случае наш корпоративный клиент не несет затрат, но при этом не ограничивает сотрудника и остается с ним на связи.
Монополисты на Кубе и три зоны роуминга
— Насколько отличается стоимость услуг в разных регионах мира?
— Разница может быть очень большой — в каждой стране свои правила на телеком-рынке. Где-то — например, в Андорре или на Кубе — есть оператор-монополист, который держит высокие тарифы. Или местные операторы тесно взаимодействуют между собой, как на Мальдивах, и не дают никаких скидок. Где-то, наоборот, высокая конкуренция, и мы можем получать выгодные условия от партнеров.
В общей сложности мы предоставляем опции для корпоративного роуминга в 165+ странах. Сюда ездят 98% всех наших путешественников.
Есть три зоны действия тарифных планов.
- В первую входит большинство государств СНГ, Европы, а также США, Турция, ОАЭ и другие страны.
- Во вторую — Китай, Япония, страны Африки, значительная часть Латинской Америки и Карибского бассейна, многие государства Юго-Восточной Азии.
- Третья и самая дорогая зона — это Куба, Мальдивы, Сейшелы, Мадагаскар, Танзания и Вануату.
— Как рассчитывается стоимость, если маршрут включает несколько стран?
— Условия настраиваются автоматически под каждую страну, в которую прибывает клиент. Если он перемещается между странами одной зоны, подключенные опции продолжают работать. Оплата списывается только тогда, когда человек пользуется связью за границей. То есть по возвращении в Россию роуминговые опции можно не отключать.
Безлимитные сервисы и гигабайты для руководства
— Какие безлимитные сервисы доступны в корпоративном роуминге?
— Это прежде всего сервисы для путешествий — карты, такси, переводчики. Они доступны во всех опциях линеек «Бизнес без границ» и «Интернет без границ».
В некоторых опциях и пакетах («Бизнес без границ +», «Интернет без границ 5 ГБ +» и «Интернет без границ 15 ГБ +) также есть безлимитный доступ к мессенджерам, почте, приложениям банков и госсервисов. Обезличенные данные о потреблении показывают, что такого объема услуг обычно достаточно и для рабочих задач, и для личного общения.
— Какие опции в роуминге сегодня популярнее всего у корпоративных клиентов?
— Среди корпоративных тарифов «МегаФона» самыми популярными являются варианты с 10 ГБ и 100 минутами в день, а также пакет с 15 ГБ и 60 минутами на 15 дней. С такими объемами можно не думать о пополнении счета в поездке и раздавать трафик членам семьи или партнерам, с которыми клиент путешествует или находится в рабочей поездке.
— Что нужно учесть компаниям, принимая решение о подключении корпоративного роуминга и выборе опции или пакета?
— В первую очередь стоит исходить из того, какие категории сотрудников нужно подключить. Если это обычные сотрудники и им надо просто быть на связи, обычно достаточно 5–15 ГБ на 15 дней. Менеджерам и руководителям, которым важно свободно пользоваться связью, в том числе для совещаний, подойдут опции с большим объемом интернета.
Примерный расход трафика во время видеовстреч составляет около 1 ГБ в час. То есть пакета на 10–15 ГБ интернета хватит на 10–15 часов видеосовещаний. Если за границей необходима голосовая связь, нужно выбрать опции, в которых к гигабайтам добавлены пакеты минут.