История компании Ford: как появился один из самых успешных автоконцернов
Содержание:
Кто создал компанию Ford
Генри Форд родился в 1863 году. Его семья жила в окрестностях Детройта в штате Мичиган. И когда юноше исполнилось 16 лет, он сбежал в город. Сначала он конструировал паровые двигатели, затем устроился работать инженером в электрическую компанию Томаса Эдисона.
Форд интересовался автомобилестроением и в 1896 году сконструировал первую машину, потратив на это два года экспериментов. У Ford Quadricycle было четыре колеса с шинами и бензиновый двигатель, автомобиль мог разгоняться до 32 км/ч [1].
В 1899 году Форд закончил работать в компании Эдисона и стал одним из совладельцев Детройтской автомобильной компании (впоследствии — Cadillac Motor Company). Но в 1902 году покинул ее из-за разногласий с остальными владельцами.
Совместно с группой из 12 инвесторов Форд собрал $28 тыс. стартового капитала и основал Ford Motor Company, которая успешно работает и сегодня. Заявку на создание нового предприятия в Мичигане подали 16 июня 1903 года.
Основная цель компании была сделать автомобиль доступным товаром, а не предметом роскоши. В первый год работы удалось наладить производство и получить $37 тыс. прибыли. Постепенно Генри Форд вместе с сыном Эдселом выкупил акции у инвесторов и стал полноправным владельцем фирмы в 1919 году. Контрольный пакет акций принадлежит его семье по сей день [2].
Основные этапы в истории компании
- В первые годы работы компания выпускала простые в управлении «бензиновые коляски» — машины с двух-, четырех- и шестицилиндровыми двигателями. Модели называли по алфавиту, некоторые были экспериментальными. На рынок вышли семь моделей: «А», «В», «С», «F», «К», «N», «R».
- В 1908 году в Париже открыли первый зарубежный филиал Ford Motor Company.
- В том же 1908 году произошел прорыв для компании и в целом для массового автомобилестроения. Ford выпустил модель «Т». Этот «народный автомобиль» стал самым доступным для простых американцев — он стоил $825 в год выпуска, а через несколько лет после запуска конвейера цену снизили до $260. Он мог ездить по плохим дорогам и развивал скорость до 72 км/ч. С 1908 по 1927 год было произведено 15 млн машин. Они стали популярны еще и потому, что компания впервые создала дилерскую сеть по ремонту и обслуживанию автомобилей [3].
- 1913 год — ключевое событие для всей сферы машиностроения: запуск конвейера. Конвейер использовали на производствах и раньше, но Генри Форд первым сумел поставить на него такую технически сложную продукцию. Благодаря этому сборка автомобиля стала занимать полтора часа — без конвейера рабочие же собирали его за 12,5 часов. В течение ближайшего десятилетия Ford стал лидером рынка по количеству выпущенных машин. Готовая модель «Т» сходила с конвейера каждые 10 секунд.
- 1922 год — компания приобрела люксовый бренд Lincoln Motor Company.
- 1927 год — устаревшую модель «Т» заменили на усовершенствованную модель «А» с безопасным остеклением, которая стала довольно успешной.
- В конце 1920-х годов компания открыла представительства в нескольких европейских странах, а также начала сотрудничать с СССР. В Нижнем Новгороде построили завод, на котором стали выпускать модели ГАЗ-А и ГАЗ-АА — лицензионные версии машин Ford [4].
- 1938 год — Ford начал выпускать машины среднего ценового сегмента под маркой Mercury. Они были чуть дороже, чем Ford, но более доступны, чем Lincoln.
- В 1945 году Ford Motor Company возглавил Генри Форд II — внук основателя компании.
- В последующие годы компания выпустила несколько удачных моделей: 1954-й — Ford Thunderbird (T-Bird), 1960-й — Ford Falcon, 1964-й — культовый Ford Mustang, который стал популярен среди молодежи и положил начало производству компактных двухдверных машин.
- В конце 1955-го для производства машин люкс-класса создали подразделение Continental, а также Edsel — для выпуска автомобилей средней ценовой категории. Но они не пользовались популярностью из-за провального маркетинга, поэтому бренды Mercury, Edsel и Lincoln объединили в подразделение Lincoln-Mercury [5].
- В 1970-х годах лидерами рынка стали японские производители. Ford стал терять позиции, но начал сотрудничество с Mazda (Ford купил 25% акций, которые продал в 2015 году) и Kia Motors, а также расширил производство в Мексике.
- В 1985-м на рынок выпустили семейный автомобиль Ford Taurus с просторным салоном и багажником, эта модель оказалась очень успешной.
- В 1990-х Ford купил Jaguar Cars, Aston Martin, Volvo Cars, Land Rover. В 2000-х годах их продали, а также закрыли бренд Mercury, чтобы выйти из финансового кризиса [6].
- В 2019 году компания заключила соглашение с американским стартапом Rivian Automotive, который занимается разработкой электропикапов и внедорожников. В том же году Ford и Volkswagen создали альянс и инвестировали в стартап Argo AI, работающий над системами автопилотирования [7].
Логотип компании Ford
Первый логотип придумали с появлением компании в 1903 году. Он был выполнен в стилистике того времени: черный овальный знак с узорами, внутри название компании и город, где находится штаб-квартира.
В 1907 году друг Генри Форда Чайлд Гарольд Уиллс придумал логотип, который стал прототипом современного: каллиграфическая надпись Ford, но использовать ее стали позже. В 1912 году на логотипе появился привычный нам синий цвет. Овал трансформировался в силуэт летящего орла, внизу добавили слоган: The universal car (универсальная машина). Но в том же году вернулись к овальной форме и черному цвету.
Логотип, похожий на современный, — белая надпись Ford на синем фоне, вписанная в овал, — появился в 1927 году. Больше он не претерпевал радикальных изменений, но преображался еще несколько раз в соответствии с модой [8].
Маркетинг
С начала основания компании задумкой Генри Форда было создать доступный семейный автомобиль и сделать уровень жизни простых людей выше. Его лозунгом была фраза «автомобиль для всех». Первый рекламный слоган появился в 1914 году — Ford: The Universal Car («Форд: универсальный автомобиль»).
В 1950-х выпустили креативные ролики Floating On Air и It’s a Ford, а в 1964 году — рекламу легендарного Ford Mustang [9] [10].
В 1990–2000-х активно снимали ролики с участием звезд, например, в рекламе Ford Mondeo участвовал популярный актер из «Секретных материалов» Дэвид Духовны [11].
В качестве слогана с 1996 года Ford использовал фразы Drive One («Возьми и езжай») и Feel the Difference («Почувствуй разницу»). В 2012 году рекламным слоганом стала фраза Go Further — «Иди дальше» [12].
В 2007 году компания организовала в Лондоне масштабные съемки, чтобы сделать один из своих самых известных рекламных роликов для обновленного Mondeo. В ролике Desire («Вожделение») автомобили поднимаются в воздух, для этого создали легкие макеты в натуральную величину. Видео снимали в 30 локациях, использовали почти 1,5 тыс. шаров.
Компания Ford сегодня
Сегодня Ford остается одним из ведущих в мире производителей автомобилей и выпускает машины под марками Ford и Lincoln. В рейтинге портала Focus2move за 2023 год производитель входит в десятку лидеров. За год было продано 4,1 млн машин [13].
В 2020 году компания расширила производство и выпускала аппараты для ИВЛ, необходимые при лечении коронавируса [14].
Штаб-квартира находится в пригороде Детройта (Мичиган). Европейский филиал — в Кельне (Германия). Производственные и торговые предприятия работают в 30 странах.
В последние годы компания сконцентрировалась на электромобилях. В начале июня 2024 года на заводе в Кёльне начали производить электрокары с искусственным интеллектом. В планах — к 2026 году выпускать 2 млн электромобилей в год [15].
Ранее в компании заявляли, что планируют полностью отказаться от машин с ДВС в Европе к 2030 году, но пересмотрели планы и решили оставить гибридные модели [16].