Ученые обнаружили, что орангутаны сами делают лекарства и лечатся ими
А в чем тренд?
Исследователи активно изучают приматов по множеству причин, ключевая из которых — углубление понимания собственной биологии и социального поведения. Эти животные особенно близки к нам по эволюционной лестнице. Они обладают сложными формами социального взаимодействия и когнитивными способностями, которые могут зеркально отражать аспекты человеческой психики. Изучение их поведения помогает ученым лучше понять происхождение человеческого языка, культуры, труда, а также механизмы развития социальных и семейных структур.
Использование лечебных трав
Высокий уровень интеллекта орангутанов признан отчасти благодаря их практическим навыкам. Например, они умеют создавать и использовать инструменты для сбора семян и добычи насекомых. Новое исследование показывает, что у приматов есть еще один полезный прием — применение лекарственных трав.
По словам исследователей, они наблюдали, как самец суматранского орангутана обрабатывал открытую рану на лице соком и разжеванными листьями растения, обладающего противовоспалительными и обезболивающими свойствами.
Это не первый случай, когда дикие животные занимаются самолечением. Среди прочих примеров — калимантанские орангутаны и другие приматы. Каролина Шуппли, ведущий автор исследования из Института поведения животных имени Макса Планка в Германии, объясняет разницу: «Шимпанзе, например, прикладывали к ранам насекомых, но, к сожалению, мы так и не выяснили, действительно ли эта методика способствует заживлению. В нашем случае орангутан использовал растение, которое обладает известными медицинскими свойствами».
Обработка ран
Полученные результаты позволяют понять истоки ухода за ранами у человека, лечение которых впервые упоминается в медицинском манускрипте, датируемом 2200 годом до н.э. Шуппли отмечает: «Это определенно показывает, что базовые когнитивные способности, необходимые для подобного поведения, скорее всего, присутствовали во времена нашего последнего общего предка. Это очень и очень далекое прошлое».
В журнале Scientific Reports Шуппли с коллегами рассказывают, как сделали это открытие, работая в исследовательской зоне заповедного тропического леса в Индонезии.
Команда ученых описывает, как во время слежки за самцом суматранского орангутана по кличке Ракус заметили у него свежую рану на лице — вероятно, результат стычки с другим самцом. Через три дня люди обнаружили, как обезьяна питалась стеблями и листьями Fibraurea tinctoria — разновидности вьющейся по земле лианы.
После поедания листьев орангутан сделал нечто неожиданное для ученых. Исследователи пишут: «Через тринадцать минут после того, как Ракус начал питаться лианой, он принялся жевать листья, не проглатывая их, и пальцами наносить сок растения прямо на рану на лице».
Ракус не только повторял эти действия, но и полностью покрыл рану пережеванными листьями. Через пять дней она затянулась, а через несколько недель зажила, оставив небольшой шрам.
Эффективность лианы
Растение, которое использовал Ракус, содержит вещества с антибактериальными, противовоспалительными, противогрибковыми, обезболивающими и антиканцерогенными свойствами, отметили исследователи. Fibraurea tinctoria и родственные виды лиан используются в традиционной медицине для лечения дизентерии, диабета и малярии.
Пока неясно, догадался ли Ракус о процессе сам или научился у другого орангутана. Шуппли подчеркивает, что животное осознанно использовало растение: «Это показывает, что Ракус в какой-то степени обладает когнитивными способностями, необходимыми для лечения раны с помощью некоторых лекарственных растений. Но в действительности мы не знаем, как много он понимает».