Робохранилища книг и умные комнаты: как технологии изменили библиотеки
Современные библиотеки — это не просто хранилища печатных материалов, но целые центры знаний, применяющие новые технологии. В их работе активно используются робототехника, цифровое хранение и архивирование, инструменты для совместной работы, виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей и многое другое.
Электронные издания и сервисы
Современные библиотеки предлагают широкий спектр цифровых ресурсов, включая электронные книги, аудиокниги, цифровые журналы и базы данных. Это позволяет пользователям получать доступ к материалам из любого места и в любое время, имея лишь читательский билет и подключение к интернету. При этом они могут брать и возвращать издания онлайн. Так, цифровые платформы PressReader и Popup Picks предлагают тысячи публикаций газет и журналов со всего мира. Читатели могут выбрать удобный размер шрифта, преобразовать текст в аудио или программы чтения с экрана, а также воспользоваться переводом с другого языка.
Некоторые библиотеки предоставляют доступ к стриминговым сервисам, таким как Kanopy (для фильмов), Hoopla (для аудиокниг, комиксов, фильмов и т.д.) или Freegal (для музыки).
Кроме того, современные библиотеки покупают подписки на онлайн-ресурсы, в том числе базы данных исследований, например Jstor, EBSCO или Semantic Scholar. Последний предлагает умный поиск с помощью генеративного ИИ в архиве из миллионов научных публикаций.
Наконец, библиотеки занимаются оцифровкой собственных коллекций, исторических документов и местных архивов.
Виртуальные мероприятия
Современные библиотеки проводят виртуальные туры или организовывают авторские беседы, а также другие мероприятия через такие платформы, как Zoom, или в социальных сетях. Они также могут предлагать доступ к книжным онлайн-клубам.
Отдельные учреждения разрабатывают собственные виртуальные пространства, где можно взаимодействовать с различными образовательными модулями, например, перенестись в определенную эпоху. Кроме того, виртуальная реальность решает проблему доступа к редким коллекциям и изданиям, который обычно ограничен для широкой публики.
Примеры внедрения технологий AR и VR:
- Библиотеки Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD) использовали дополненную реальность для создания интерактивных туров по разным коллекциям;
- Национальная медицинская библиотека в США применила технологию для демонстрации интерактивных экспонатов, связанных с историей болезней;
- Национальная библиотека Кореи в Сеуле использовала дополненную реальность для создания интерактивных экспонатов в рамках тематических выставок, в том числе об истории корейской медицины;
- Библиотека Делфтского технологического университета в Нидерландах применяет AR в упрощении навигации. Посетители со смартфонами или очками дополненной реальности могут следовать виртуальным подсказкам, чтобы искать издания;
- Национальная библиотека Сингапура разработала иммерсивное пространство 360imx, которое позволяет погружаться в различные симуляции, взаимодействовать с 3D-моделями и проводить мероприятия с интерактивными досками.
Искусственный интеллект
Библиотеки добавляют чат-ботов на веб-сайты учреждений, чтобы улучшить качество обслуживания пользователей. ИИ может выдавать рекомендации и отображать наиболее релевантный искомому контент. А школьный округ Мейсон-Сити в Айове начал использовать ChatGPT в детских библиотеках, чтобы определить, какие книги противоречат новому закону штата и должны быть удалены.
Машинное обучение, а также технологии распознавания звука и изображения уже используются для анализа цифровых коллекций, назначения тем и присвоения метаданных изданиям. Библиотекари работают с этими технологиями, чтобы усовершенствовать схемы классификации и повысить точность поиска книг. В библиотеках применяются такие системы поиска изданий, как Expert.ai в базе данных исследований EBSCO. Она анализирует запросы на естественном языке, чтобы добавлять их в метаданные изданий для упрощения их поиска.
Пользователям такие технологии ИИ предлагают возможности фасетного поиска. Он позволяет находить нужное издание не строго по названию и автору, а по ключевым словам или цитатам благодаря фасетам (интеллектуальным фильтрам).
Поставщики библиотечного софта уже начали разрабатывать и внедрять услуги на основе ИИ. Платформа библиотечных каталогов LibraryThing представила Talpa Search — экспериментальный каталог с ИИ для улучшения поиска с помощью запросов на естественном языке и поиска по концепции или теме.
Автоматизация
Публичные библиотеки используют инструменты автоматизации для оптимизации операций, улучшения пользовательского опыта и повышения эффективности работы. Так, технология радиочастотной идентификации (RFID) позволяет каталогизировать материалы и регулярно обновлять их базу путем проверки метаданных изданий. Кроме того, она помогает автоматизировать обслуживание посетителей: они могут брать и возвращать книги через специальные киоски, оснащенные считывателями RFID-меток.
Кроме того, внедряются автоматизированные системы резервирования книг. Пользователи могут забронировать издание онлайн через сайт библиотеки, а также получать уведомления о том, когда те или иные книги появятся в наличии. Подобные системы интегрируются с другими библиотеками, что позволяет читателям запрашивать недостающие издания у них. Сами же учреждения используют электронный обмен данными (EDI) — это процесс отправки данных из одной системы в другую, чтобы отслеживать данные о заказах и продлевать подписки на издания.
Наконец, автоматизация позволяет управлять аккаунтами посетителей. Те могут на сайте библиотеки обновлять учетные данные, платить штрафы за просрочку возврата книг, а само учреждение собирает и анализирует информацию о пользователях, чтобы закупать издания в зависимости от их предпочтений.
Робототехника
Роботизированные системы позволяют автоматизировать операции в книгохранилищах и высвободить время библиотекарей, чтобы они могли сконцентрироваться на более творческой работе. Так, они могут сканировать номера книг и сравнивать их с номером RFID-метки, а затем запрашивать издания с нужных полок. Кроме того, такие роботы могут собирать оставленные в читальных залах книги после закрытия библиотеки и раскладывать их по местам. Подобную систему внедрила библиотека Чикагского университета. Когда пользователь запрашивает книгу, система получает информацию через онлайн-каталог, находит нужную корзину и подносит ее к стойке раздачи. Библиотекарь получает соответствующее уведомление и выдает книгу.
Однако робототехника в библиотеках применяется и с другими целями. Например, в библиотеке Южной Калифорнии роботы-коты помогают наладить контакт с юными посетителями. Благодаря системам распознавания изображений и голоса они способны запоминать постоянных гостей, чтобы персонально приветствовать их и вести диалоги. Роботы были также запрограммированы для работы с детьми с аутизмом.
Примеры технологичных библиотек
Центральная библиотека Хельсинки Oodi
Проект библиотеки был разработан местной архитектурной фирмой ALA. Ее особенность в том, что места для чтения и книжные полки были перенесены на верхний этаж, под крышу, а два других уровня образуют единое пространство благодаря изогнутым лесенкам. Эти уровни предназначены для общения посетителей и проведения мероприятий. Там же располагаются воркшопы, оборудованные 3D-принтерами, оборудованием для звукозаписи и монтажа и т.д. Библиотека предоставляет оборудованные помещения для рабочих встреч, концертов и других мероприятий. Для посетителей сайта доступна виртуальная экскурсия по всем помещениям здания.
В Oodi для сортировки книг используют роботов. Когда читатель возвращает книгу, система сканирует ее, а самоуправляемые роботы-транспортировщики кладут издание в нужный ящик, из которого его забирает библиотекарь, чтобы вернуть на полку. Помимо книг и журналов, посетители могут брать из библиотеки фильмы, аудионосители, музыкальные инструменты, гаджеты, специальное оборудование.
Кроме того, Oodi предлагает 3,4 млн книг через общую систему распространения. Она входит в объединенную библиотечную систему HelMet, которая включает все библиотеки Хельсинки и городов-спутников.
Главная особенность Oodi — комната под названием «Куб» с умными стенами. При помощи огромных сенсорных экранов ее посетитель может смоделировать трехмерную виртуальную среду. Художники устраивают в «Кубе» выставки иммерсионного творчества.
Центральная библиотека Калгари
Проект канадской библиотеки разработали норвежская архитектурная фирма Snøhetta и канадская Dialog. Здание оборудовано цифровой учебной лабораторией с оборудованием. На нижнем этаже проводятся различные мероприятия — от развлекательных до образовательных, а на верхних этажах располагаются более тихие учебные помещения. Библиотека предлагает детскую медиатеку, а также учебные программы для детей от 1 года.
Обслуживание посетителей полностью автоматизировано. Чтобы найти книгу, нужно сделать запрос через библиотечный терминал, и он показывает, где находится издание. Помимо книг, журналов, видео и аудиодисков, библиотека предлагает настольные и видеоигры. Кроме того, доступна цифровая коллекция изданий и сервисов, чтобы знакомиться с ресурсами библиотеки онлайн.
Отличительная черта библиотеки Калгари — специальные аудитории для видеоблогеров, проведения вебинаров и видеоконференций. Оттуда можно вести вещание онлайн, а также записать звук или видеоролик и смонтировать выпуск.
Наконец, в библиотеке есть специальные площадки для занятий музыкой, театральных постановок, а также тематические читальни, например, в виде индейских типи.
Национальная библиотека Катара
Эта библиотека спроектирована голландской фирмой OMA. Она насчитывает более миллиона книг на 16 языках, более 500 тысяч электронных книг, журналов, газет и онлайн-ресурсов. Внутри библиотека представляет собой единое открытое пространство. Чтобы посетители могли найти нужные издания, для них работают цифровые киоски. Исторические архивы выставлены отдельно в стеклянных витринах глубиной шесть метров, символизирующих места раскопок. Посетители могут осматривать архивы сверху.
Отличительная черта библиотеки — «сенсорная» комната для читателей с особыми потребностями. Ее посетителям предлагают игрушки, проектор и интерактивные панели для создания визуальных эффектов и более увлекательного чтения. Кроме того, библиотека предлагает помещения для работы и творчества, а также театральную площадку.
Библиотека работает над оцифровкой своей коллекции и участвует в совместных проектах, например, с Британской библиотекой, переводя «в цифру» архивы по Персидскому заливу.
Библиотека Ханта в Северной Каролине
Здание библиотеки также спроектировано норвежской Snøhetta, и оно включает несколько интерактивных зон, в том числе лабораторию разработки видеоигр, лабораторию визуализации, мастерскую трехмерной печати, залы видеоконференций и многое другое.
Основное техническое новшество библиотеки — система компактного хранения и автоматической выдачи книг bookBot, рассчитанная на 2 млн экземпляров. Каждое издание снабжается оригинальным штрих-кодом, позволяющим искать его при помощи виртуального браузера. Книги хранятся не на полках и стеллажах, а внутри вместительных ящиков из оцинкованного металла в подземном помещении. Посетителю достаточно ввести запрос, и система выдает то, что требуется.
Библиотеки в России
В России с 2018 года реализуется проект модельных библиотек. В рамках этого проекта их модернизируют, пополняют книжный фонд, внедряют робототехнику и творческие пространства. В настоящее время по стране насчитывается более тысячи современных библиотек.
Модельная детская библиотека в Ейске
Эта библиотека оснащена интерактивным оборудованием и предлагает различные творческие пространства. Ее посетителей на входе встречает робот Борис, который запоминает постоянных гостей и способен поддерживать беседы с ними. Всю необходимую информацию о библиотеке и ее книгах можно запрашивать через сенсорные киоски. Библиотека предлагает зоны для работы школьников и интерактивные пространства для детей — комплекс «Луноход» и игровую панель «Окружающий мир». Кроме того, в заведении работает мультстудия с необходимым для творчества оборудованием, а также интерактивная тумба «Акваника», которая проецирует «живую» картинку под ноги детей во время занятий. Наконец, библиотека предлагает посетителям VR-шлемы для прохождения игр и симуляций.
Национальная библиотека Татарстана
Над созданием библиотеки работало архитектурное бюро «Хора», которое вдохновил проект Oodi в Хельсинки. В библиотеке, помимо чтения, можно также поиграть в настольные игры, послушать лекции, позаниматься в студии звукозаписи и посмотреть театральные постановки. Она работает над созданием собственного цифрового архива и предлагает электронный каталог изданий, в котором доступны книги из разных библиотек региона.
Центральная городская детская библиотека в Самаре
Эта библиотека отличается оригинальными росписями и интерьерами в стиле местных пейзажей. Кроме того, для школьников предусмотрены тематические зоны для чтения — «Песчаный город» с «пещерками» для уединения, «Молодецкий курган» с имитацией волжских отмелей, а также «Фестивальная поляна» — конференц-зал с графическим ландшафтом Жигулевских гор. У библиотеки также есть медиазал «Золотая пещера» с видеоаппаратурой и комплектами VR-очков, а также она оснащена интерактивными киосками. Учреждение предлагает виртуальные выставки на разные темы. Книги для чтения можно заказывать онлайн, на сайте доступны электронный каталог и такие услуги, как продление абонемента.