Станция российская: как развиваются мобильные сети без привычного импорта
Об эксперте: Алексей Дмитриев, технический директор оператора мобильной связи Tele2. Работает в компании с 2004 года. Ранее занимал должность технического директора макрорегиона «Москва», руководил дирекцией по строительству Tele2 и технической службы макрорегиона «Северо-Запад».
Непростой 2022-й и «подъеденные» запасы
— В 2022 году зарубежные производители прекратили поставлять в Россию оборудование для телекома. Как это повлияло на отрасль?
— При нормальном режиме поставок каждый оператор ввозил примерно 20–30 тыс. базовых станций в год. 2022-й был непростым: вендоры ушли, логистика не работала. Нас спасло то, что мы заранее проинвестировали в сети. С 2018 до начала 2022 года практически полностью заменили все базовые станции. То есть стояла новая современная линейка оборудования и были запасы на складах.
— Надолго их хватило?
— За 2022 год мы эти запасы «подъели». Успели реализовать все планы по развитию, но с тревогой смотрели в 2023-й. Одновременно пытались восстановить цепочки поставок.
— Насколько активно теперь идет строительство сетей? Темпы различаются у разных операторов?
— В 2023 году все операторы построили примерно одинаковое количество базовых станций. У нас это почти 17 тыс. Где-то мы даже превзошли прежние темпы. И если в 2022-м просто заканчивали начатое, то в 2023-м уже запустили новые проекты.
Даже по объективным данным, например согласно статистике Роскомнадзора, Tele2 заняла первое место по темпам развития сетей в 2023 году. В 2024-м планируем еще в полтора раза увеличить объемы стройки. Если все пойдет по плану, это будет абсолютный рекорд по количеству возведенных в год базовых станций за всю историю компании. Причем, как видно из отчетности, при одинаковом количестве станций мы тратим на них меньше денег, чем другие операторы.
Китайский путь и станции 5G
— Насколько отрасль в последнее время продвинулась к полноценному запуску 5G? Можно ли ожидать перехода от тестовых станций к массовому разворачиванию?
— Есть два подхода к строительству сетей 5G — автономный (standalone, SA) и неавтономный (non-standalone) стандарты. Первый вариант — это, по сути, выделенная сеть, не связанная с сетями предыдущих поколений. Единственная страна в мире, которая запустила 5G в таком формате, — Китай. С учетом плотности населения они могут себе позволить возвести 2,5 млн базовых станций специально под связь пятого поколения и сделать сплошное покрытие. Но даже в Китае у операторов есть вопросы по окупаемости такой сети.
Весь остальной мир идет по пути non-standalone, когда 5G разворачивается как емкостный слой на существующей сети. То есть так же, как у нас развивались остальные технологии — 2G, 3G и 4G.
Скорее всего, никто из операторов не будет целиком покрывать территорию сетью пятого поколения, а делаться это будет выборочно — там, где нужно увеличивать емкость. Главное — получить новый спектр.
— В Стратегии развития отрасли связи до 2035 года за сетями пятого поколения закреплен частотный диапазон 4,8–4,9 ГГц с потенциалом расширения до 4,4–4,9 ГГц. Операторы не раз говорили, что это не самый удачный вариант. Насколько это критично для отрасли?
— Диапазон действительно не самый лучший. По нашей оценке, в московской сети Tele2 его поддерживают около 7% смартфонов. То есть, запуская 5G в этом диапазоне, оператор должен работать для небольшого числа абонентов. Но, видимо, уже не получится выделить диапазон 3,4–3,8 ГГц, который во всем мире используется для связи последних поколений. В России он занят спецпользователями (государственные организации и ведомства, в том числе МВД и другие силовые структуры. — «РБК Тренды»).
При этом мы понимаем, что разделить оставшийся ограниченный спектр на четверых операторов затруднительно. И оператор, и сама отрасль уже склоняются к тому, что запускать новые технологии и пользоваться спектром надо совместно.
Кроме того, запускать 5G можно только на отечественных базовых станциях, а коммерческие образцы пока в разработке. Нет пока востребованных продуктов, которые работают исключительно в 5G и для которых недостаточно технологии LTE. Но проблема нехватки killer бизнес-кейсов на базе 5G стоит во всем мире.
— То есть 5G в обозримом будущем можно не ждать?
— Думаю, для России это история не ближайшей перспективы. Она может развиваться в двух вариантах. Либо точечно, когда ради демонстрации возможностей 5G игроки будут запускать отдельные станции, либо когда операторы столкнутся с острейшей нехваткой емкости. И если трубок в новом диапазоне к тому моменту станет побольше, то компании начнут запускать базовые станции следующих поколений как новый емкостный слой на своей существующей сети.
Нехватка частотного ресурса и расчистка полос
— Для нынешних поколений связи операторам хватает частотного ресурса? Или его дефицит уже ограничивает развитие мобильной связи?
— Чем больше ты расширяешь свой бизнес и создаешь продуктов, тем больше частотного ресурса тебе нужно. К тому же от региона к региону он распределен неравномерно.
Поэтому, конечно же, частотного спектра нам хватает не везде. Проблема усугубляется тем, что даже выделенный спектр можно использовать не весь. Как правило, он выделен на совместное использование с государственными ведомствами — силовыми структурами, военно-космическими силами, гражданской авиацией.
— Какие тут возможны решения? Нужны новые полосы?
— Поскольку ресурс ограничен, новые полосы не выделяют для существующих стандартов. В ожидании новых технологий — 5G, 6G спектр придерживается для работы операторов в этих стандартах. Это вполне оправданный подход.
— Что же тогда делать?
— Было бы здорово, если бы регулятор больше вовлекался в расчистку полос уже выделенного спектра. Сейчас каждый оператор делает это самостоятельно. Наверное, для Минцифры тоже непросто обсуждать это со всеми сторонами, у которых работают объекты на нужных частотах. Диалог идет, но одномоментного решения, чтобы нажали кнопку и все получилось, не существует.
Связь на Новой Земле и доставка по горным тропам
— В России еще остаются локации, где нет вообще никакой мобильной связи и поэтому недоступны даже базовые онлайн-сервисы?
— Безусловно. Это малые населенные пункты, где живут до 500 человек. В 2021 году, когда стартовала программа устранения цифрового неравенства, было 24 тыс. локаций, где сигнал отсутствовал.
Оператор программы — «Ростелеком». А мы, как одна из его дочерних компаний, выступаем подрядчиком по реализации этой программы. В 2023 году мы подключили почти 3 тыс. населенных пунктов, суммарно уже более 5 тыс. В том числе в очень сложных локациях.
— Например?..
— Мы строили станции на Новой Земле, в поселке Нори Ямало-Ненецкого автономного округа. Там не было даже кранов для металлоконструкций, пришлось делать самоподъемный кран. Провели связь на Таймыре — в поселке Усть-Авам, до которого больше 1,6 тыс. км от ближайшего областного центра. Для доставки оборудования что только не использовали — ледоколы, вертолеты, вездеходы, снегоболотоходы. Про некоторые виды транспорта я слышал первый раз.
В горах Дагестана собирали станции на высоте больше 2 тыс. м над уровнем моря. Там нет никаких нормальных дорог — местные жители буквально на осликах помогали возить антенные конструкции по горным тропам.
— А есть ли какие-то сложности с созданием инфраструктуры в обычных городских локациях?
— Да, на уровне регулирования. Например, несколько лет назад от операторов стали требовать, чтобы они убрали сотовые вышки с территории учебных заведений. Но как учебный кампус или кластер может существовать без качественного мобильного канала и скоростного интернета?
В некоторых городах на местном уровне запрещают ставить базовые станции ближе 50 или 100 м от жилых домов. Но ведь у нас и так есть нормы СанПиН, и они во много раз жестче, чем в Европе. И выдавая разрешение на каждую базовую станцию, Роспотребнадзор смотрит, не превышает ли она допустимый уровень излучения. А сам уровень излучения регулируется направлением и мощностью антенн.
Из-за таких решений на местах ухудшается качество связи. Это точно не способствует развитию отрасли.
Сигнал на автотрассах и в метро
— На многих автотрассах, особенно межрегиональных, все еще нет стабильной мобильной связи. Там будут развивать сети?
— Для любого оператора транспортные магистрали — это, по сути, социальный проект. Там мало абонентов — ты строишь базовые станции под проезжающий трафик. И трафика тут сильно меньше, чем в городских локациях, поэтому инфраструктура окупается дольше.
Вдобавок инфраструктура тут дорогая сама по себе. Выделить земельные участки не всегда просто. Часто нет электричества, подъездных путей, чтобы завезти материалы и металлоконструкции. Иногда нужно согласовывать перекрытие трассы.
И здесь, наверное, решение в совместном строительстве с привлечением инфраструктурных операторов. В группе Tele2 есть выделенная башенная компания «Пилар», которая берет на себя задачи по строительству.
— Как это работает на практике? Уже есть реализованные проекты?
— В прошлом году «Автодор» распределил регионы по разным инфраструктурным операторам. Нам достался участок трассы М-12 в Чувашии, и мы первыми построили все опоры. Сейчас подписываем с «Автодором» новое соглашение — будем возводить опоры на объезде Твери на трассе М-11. Также построили объезд платной трассы М-4 Краснодара и завершаем участок обхода Ростова-на-Дону, изучаем другие проекты.
— А метрополитен? Операторы готовы обеспечивать стабильную связь под землей?
— Это тоже тяжело окупаемая задача. Но люди проводят в метро достаточно большую часть жизни: час в одну сторону, час в другую. Поэтому уверенный сигнал в метрополитене — некая «гигиеническая норма»: ты обязан его обеспечить, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов.
Мы развивали инфраструктуру с момента запуска сети в метро. Это заняло немало времени, но в прошлом году мы полностью завершили проект. Все станции и тоннели московского и петербургского метрополитенов обеспечены связью четвертого поколения Tele2.
Рабочие in-house и сети без импорта
— В Стратегию развития отрасли связи до 2035-го заложены достаточно амбициозные планы. Что может помешать их реализации?
— Один из ключевых вопросов связан с тем, что контент-провайдеры и интернет-компании должны вкладываться в строительство инфраструктуры. Это дорогая и сложная часть, она целиком лежит на операторах и никак не компенсируется провайдерами. Думаю, здесь предстоят непростые диалоги.
Следующая задача — обеспечение частотного ресурса для запуска новых поколений связи. Дополнительно к диапазону 4,9 ГГц определен диапазон 700 МГц. Он по многим параметрам лучше, но его еще предстоит выделить, а операторам связи и телевизионщикам — договориться при участии регулятора, как использовать этот спектр в дальнейшем.
— С персоналом для возведения инфраструктуры проблем не будет?
— В стране много масштабных проектов: дороги, жилье. Поэтому рабочих бригад на рынке не хватает, и нам с этим тоже предстоит столкнуться. Мы для себя приняли решение перевести рабочие руки in-house — не нанимать бригады, а развивать внутри. Иначе даже при наличии оборудования будем нуждаться в кадрах для установки станций.
— Сами станции останутся зарубежными? Их можно заменить отечественными?
— Абсолютно все подсистемы и элементы сетей у нас до недавнего времени были импортными — базовые станции, контроллеры, релейное оборудование, голосовая и пакетная коммутация, системы управления абонентскими данными и так далее.
Но уже подписаны форвардные контракты на российские базовые станции 2G и 4G. В июне-июле 2024 года начнем запускать их в эфир на коммерческой сети. Есть контракты на транспортные подсистемы, пакетную коммутацию и некоторые другие элементы.
— Когда российские производители смогут целиком заместить импортное оборудование для мобильных сетей?
— Сети для программы устранения цифрового неравенства в этом году мы планируем построить на отечественных базовых станциях. Но полный отказ от параллельного импорта, на мой взгляд, произойдет в 2028–2030 годах. Это не значит, что на всех сетях оборудование сразу заменят российским. Скорее всего, такая замена займет еще около пяти лет.