Мертвые на службе живым: как «фермы трупов» помогают криминалистам
В XXI веке популярность судебной медицины и криминалистики сильно возросла. Книги, подкасты, документальные фильмы в жанре тру-крайм находят отклик у миллионов людей, интересующихся не только историями преступлений, но и методами, которыми пользуются детективы при их раскрытии. В их числе и работа с телами, определение времени и обстоятельств смерти, что до сих пор вызывает сложности. Решить эту проблему призваны «фермы трупов» — исследовательские центры судебной антропологии, в которых анализируются процессы разложения трупов в зависимости от различных параметров, от климата до деятельности паразитов.
От китайского чиновника до современных патологоанатомов
Использование мертвых тел в медицине документально зафиксировано со времен античности — врачи с помощью вскрытия изучали особенности внутреннего строения человека. С распространением христианства такие занятия прекратились из-за их неприятия со стороны церкви. Лишь в 1315 году с разрешения духовных властей в университете Болоньи прошло, вероятно, первое задокументированное разрешенное вскрытие трупа человека с античных времен. Позднее большую популярность в Старом Свете обрели анатомические театры, где доктора вскрывали трупы в присутствии зрителей. Среди них были как профессионалы, так и не связанные с медициной люди. Таким образом ученые одновременно изучали анатомию и развлекали публику. После поездки Петра I в Европу такие же «представления» стали организовывать и в России.
Значительно меньше внимания ученые уделяли «жизни после смерти» — изменениям, которым подвергались трупы. Считается, что первое в мире описание процессов трансформации мертвых тел создал китайский ученый и чиновник Сун Ци в 1247 году. Его труд «Си юань цзи лу» (в примерном переводе — «Собрание отчетов о снятии несправедливых обвинений») считается первой систематической работой, посвященной судебной медицине. На основе собственной юридической практики и опыта предшественников Сун Ци подробно описал строение тела, функции костей и органов, внешние признаки смерти и особенности разложения. Автор в частности объяснял различия ран, нанесенных при жизни и после смерти.
Европейцы узнали об этой книге лишь в середине XIX века. Впервые на английском языке она была опубликована в 1855 году в британском Гонконге доктором Уильямом Харландом. Знакомство с трудом Сун Ци совпало с началом развития судебной медицины в Европе и США. Одновременно активно развивалась патологическая анатомия. В XIX веке она становится самостоятельной медицинской дисциплиной, а известный ученый Рудольф Вирхов формирует собственную школу, применявшую в исследованиях микроскопические методы.
В XX веке судебная медицина усиленно развивалась. Наиболее передовые находки принадлежали ученым из США. Появилась судебная антропология — раздел науки, касающийся атрибуции найденных человеческих останков и установления причины смерти. В 1940-50-е исследователи получили доступ к большому числу трупов погибших во время Второй Мировой и Корейской войн. Это позволило усовершенствовать методологию и сделать заключения судебных антропологов более точными.
Первая «ферма трупов»
И всё же судебные эксперты не всегда могли похвастаться точностью. Судьбоносная ошибка произошла в декабре 1977 года. Тогда к руководителю факультета антропологии университета Теннесси Уильяму Бассу обратились криминалисты для определения причины смерти человека, тело которого было найдено на месте битвы при Нэшвилле эпохи американской Гражданской войны. Детективы посчитали, что обнаружили свежий труп, и Басс после первичного осмотра жертвы согласился с их выводами. Однако после анализа зубов оказалось, что тело принадлежало одному из участников названной битвы, прошедшей в 1864 году.
Казус заключался в том, что тело солдата слабо подверглось разложению благодаря воздухонепроницаемому чугунному гробу. Труп вытащили из места его пребывания грабители могил. Сохранность мягких тканей сбила с толку антрополога, подтвердившего первоначальную версию полиции.
Ошибка натолкнула Басса на идею о необходимости проведения опытов над трупами путем создания различных условий, при которых они будут разлагаться. В качестве материала использовались тела добровольцев, завещавших их университету. Прототипом будущей «фермы трупов» стала заброшенная ферма, принадлежавшая учебному заведению. Там Басс вместе со своими студентами вел наблюдения над процессом разложения тел и фиксировал происходившие изменения.
Реализация идеи
В 1980 году Басс приступил к расширению первоначальной постройки. Именно она и станет знаменитой «фермой трупов». Для этой цели была выбрана забетонированная площадка размером около 24 м2, где располагались трупы. Для защиты от хищников сотрудники факультета огородили «ферму» забором. Первый объект для изучения поступил к Бассу в 1981 году — им стал мужчина, скончавшийся от болезни сердца и пожертвовавший свое тело университету.
В течение последующих лет площадь фермы постоянно увеличивалась. В наши дни она составляет около 10 тыс. м2, одновременно здесь изучают разложение около 40 тел. На территории полигона ученые моделируют различные почвы, чтобы выяснить как они влияют на разложение. Сотрудники тщательно фиксируют внешние изменения и проводят лабораторные исследования. За почти полвека работы Басс и его соратники создали разветвленную классификацию. В ней отражены параметры изменения тел в зависимости от состава грунта, погодных условий, деятельности микроорганизмов и насекомых, особенностей выделения трупами газов. На основе проведенных Бассом и его последователями изысканий (сам Басс покинул должность главы факультета в 1998 году, но продолжает работу в качестве консультанта) американские криминалисты могут довольно точно определить время смерти жертвы. На «ферме смерти» в Теннесси проходят практику сотрудники ФБР.
«Происходит моделирование процессов посмертных изменений тел в конкретных условиях конкретного региона. Причем эти условия максимально естественные, — поясняет «РБК Трендам» судмедэксперт, блогер и автор книги «Вскрытие покажет» Алексей Решетун. — Изучение вопроса времени наступления смерти до сих пор является насущной проблемой в судебной медицине. Чем больше прошло времени с момента смерти, тем труднее этот момент установить».
Медийная популярность
Сам Басс никогда не называл свое детище «фермой тел» или «фермой трупов». Такое наименование закрепилось за полигоном университета Теннесси после публикации детективного романа Патриции Корнвелл The Body Farm в 1994 году. По его сюжету, главный герой, детектив Кай Скарпетта, в ходе расследования убийства посещает исследовательский центр в Теннесси, где находит ответы на многие вопросы. По признанию самого Уильяма Басса, успех книги привел к бурному росту известности его проекта. О «ферме трупов» в Теннесси писали газетные очерки, снимали документальные фильмы. Увеличилось количество желающих оставить свое тело после смерти на нужды науки. Сам Басс в соавторстве с писателем Джоном Джефферсоном написал несколько книг, среди которых были и художественные детективы. В них на основе реальных случаев из описаны преступления и ход их раскрытия. В 2011 году на британском телевидении вышел детективный сериал «Ферма тел», повествующий о работе судебных экспертов.
«Фермы» в других штатах США и других странах
Возросшая популярность «фермы трупов» в Теннесси привела к появлению похожих учреждений в других штатах США и других странах. Сейчас в США существует восемь таких лабораторий. В 2023 году была основана «ферма» в штате Северная Вирджиния. Также «фермы» существуют в Техасе, Западной и Южной Каролине, Иллинойсе и Колорадо. Работа в различных климатических поясах значительно расширяет представления ученых о процессах, происходящих с телами после смерти. Алексей Решетун поясняет: «Для каждой конкретной местности существуют свои атмосферные условия, своя температура воздуха, температура дождя, свои животные, свои ритмы биологической жизни, поэтому это необходимо изучать в разных регионах».
В начале XXI века такие же исследовательские центры открылись в других странах. В 2016 году своя «ферма трупов» появилась в Австралии, в 2018 году — в Канаде. Великобритания и Индия активно разрабатывают проекты по изучению посмертных изменений тел. Открытие «ферм» в этих странах — дело недалекого будущего.
Почему «ферм трупов» нет в России
Не все приветствуют открытие новых исследовательских центров такого рода. Люди, проживающие рядом с фермами, часто недовольны такому соседству. Поступают жалобы на неприятные запахи, люди высказывают опасения относительно загрязнения окружающей среды. Именно по этой причине в 2015 году университет Южной Флориды был вынужден перенести место строительства своей «фермы трупов»: жители выбранного района высказали озабоченность возможным загрязнением грунтовых вод и увеличением числа паразитов.
Существует и этическая сторона вопроса. Не все люди считают приемлемым использование трупов в исследовательских целях. Другая причина — слабое развитие института донорства тел. Об этом, в частности, говорит Алексей Решетун: «Она (система донорства в западных странах) очень развита, а донорство считается благородным делом. У нас, к сожалению, это не выражено совершенно. У нас нет ни государственной, ни социальной поддержки таких программ, об этом даже не принято говорить в обществе».
По мнению эксперта, чтобы ситуация в России изменилась, следует разработать конкретную законодательную базу для использования невостребованных тел, а также «проводить работу в обществе и объяснять людям, что посмертная донация тел для учебных и научных целей — дело благородное и нужное для живых людей».