Что такое спам, какие виды бывают и как от него избавиться
Спам — нежелательные сообщения, письма и звонки — раздражает. Из года в год ситуация меняется незначительно. Аналитики «Яндекс 360» посчитали, что технологии «Спамооборона» в 2023 году удалось заблокировать 21,3 млрд спам-сообщений (в 2019 — 21 млрд) [1]. По данным «Почты Mail.ru» [2], за первый квартал 2024 года антиспам-системы заблокировали более 7 млрд нежелательных сообщений — на 70% больше, чем в тот же период 2023-го.
Содержание:
Что такое спам
Спам — это в классическом его понимании массовые рассылки писем и сообщений всем, кто не подписывался на их получение. По сути, это «холодные» офлайн- и онлайн-письма или звонки. Причем спамом пользуются как компании для продвижения своих товаров и услуг, так и мошенники, чтобы заполучить деньги доверчивых пользователей или доступ к их аккаунтам. Обычно спам присылают с публичной почты или незнакомых номеров. Еще его выделяют среди остальных писем очень срочный и призывающий к действиям или интригующий заголовок, наличие незнакомых ссылок, непонятные вложения. Часто в тексте спама много ошибок.
История термина «спам»
Первая в мире спам-рассылка случилась в XIX веке, когда некоторым политикам неожиданно пришла телеграмма с рекламой стоматологического кабинета «Габриэль» [3]. А вот само слово «спам» начали использовать много лет спустя, в 1937 году, с появлением консервов от Hormel Foods Corporation. После Второй мировой войны армейских запасов пряного свиного фарша под названием SPAM осталось очень много. И всю эту лежалую продукцию нужно было продавать. Поэтому началась активная кампания, подразумевающая рекламу на витринах и в транспорте, фасадах, в газетах и на радио.
Окончательно слово «спам» ка обозначение навязчивой рекламы закрепилось благодаря юмористическому скетчу «Летающего цирка Монти Пайтона», где это слово использовали 108 раз. И когда в компьютерной сети Usenet, где можно обмениваться сообщениями и файлами, появилось слишком много назойливой рекламы финансовой пирамиды от Дэйва Родеса, пользователи вспомнили о том самом «спаме».
Чем опасен спам
Чаще всего сами по себе сообщения и звонки не несут опасности, хотя и могут сильно раздражать. Но иногда их содержимое может очень навредить:
- Махинации с финансами частных лиц. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с мошенничеством через смс-сообщения и звонки не сталкивались всего треть россиян [4]. У таких преступников нет единой схемы действий, однако механизмы схожи: получить доступ к карте через получение данных или вынудить человека самостоятельно перевести деньги на их счет. В таком случае доказать, что это мошенничество, и вернуть деньги очень сложно.
- Угроза безопасности информации и личных данных. Часто в спаме оказываются ссылки на сайты, на которых нужно ввести какие-то личные данные. Не только пин, а например, пароли от социальных сетей. Так мошенники могут получить доступ к соцсетям, фотографиям, перепискам и другой информации. Это вторжение в частную жизнь пользователей. За него предусмотрены наказания в соответствии со статьями 137 [6] и 138 [5] Уголовного кодекса — штраф, арест и даже заключение.
- Распространение вирусов и вредоносного программного обеспечения. Вшитые в сообщения ссылки могут вести к вирусам, которые из них могут пробираться в устройство, красть адреса и контакты, а затем передавать себя же по ним дальше.
- Захламление интернет-пространства. Рассылки рекламы по электронной почте, сообщения в мессенджерах и созданные сайты для поисковых систем очень захламляют интернет и забирают много ресурсов. Это усложняет работу серверов, требует больше энергии для их работы.
Виды спама
Начать стоит с того, что спам бывает безопасный, который никак не может навредить получателю, и небезопасный (сообщения с опасными мошенническими ссылками и предложениями), из-за которого можно лишиться денег или аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах.
Также весь спам делится по способам его распространения. Часто спам рассылается по электронной почте, в мессенджерах, социальных сетях и в приложениях для знакомств. Распространяться нежелательная информация может через тематические форумы, поисковые системы, звонки и смс.
Еще спам различают по содержанию:
- Рекламный — знакомые каждому сообщения и звонки с информацией о товаре или услуге. У таких сообщений и звонков одна цель: продать.
- «Нигерийские письма» получили такое название из-за того, что большую их часть раньше отправляли из Нигерии. Это сообщения с просьбой помочь финансово и перевести сумму на помощь, в том числе, например, близкому родственнику.
- Фишинг — тот самый спам, цель которого — получить данные от банковской карты и вывести со счета деньги.
- «Письма счастья» — безопасный спам, особенность которого — просьба совершить ряд простых действий, чтобы, например, получателю сопутствовала удача. Обычно такой спам просто побуждает к массовой пересылке определенному количеству людей.
- Массовые рассылки с просьбой помочь — распространенный в современных социальных сетях способ мошенничества, который совершенствуется из года в год. Преступники часто рассылают потенциальным жертвам поддельные документы, например, справки из больницы или чеки из клиники.
Как избавиться от спама
Несколько советов, как защитить себя от спама:
- Не публикуйте свой телефон и адрес электронной почты на общедоступных сайтах и досках объявлений. Если все же оставляете — кодируйте эти данные с помощью добавления нижнего подчеркивания или пробелов, оставляйте контакты в виде изображения. Очень часто спамеры используют роботов для сбора контактов, а справиться с таким усложнением те пока не могут.
- Заведите специальный номер и адрес электронной почты, который будете использовать только для регистрации на сомнительных сайтах.
- Ни в коем случае не переходите по ссылкам из рекламных сообщений.
- Отключите автоматическую загрузку изображений. Иногда в спам вставляют картинки, чтобы проверить активность почты. Загрузка картинки дает отправителю возможность убедиться в том, что вы ей пользуетесь, тогда количество спама может увеличиться.
- Подключайте службы фильтрации и используйте специальные сервисы, например, у «Яндекса» есть «Определитель номера» [7], который отмечает нежелательные звонки. Некоторые подобные сервисы могут блокировать возможность звонков с тех номеров, которые отметили как спам другие пользователи [8].
- В мессенджерах настройте возможность писать вам только людям из списка контактов. В почте нежелательных отправителей можно отметить, нажав на кнопку «Это спам».
- Обратитесь через ФАС к операторам связи с жалобой на назойливые нежелательные звонки и смс [9].
Штраф за спам
С 17 апреля 2024 года в России действует закон, по которому увеличиваются штрафы за спам-звонки. Теперь за рекламные звонки, которые осуществляются без согласия адресата, можно оказаться под санкциями. Физическим лицам придется выплатить от десяти до ₽20 тыс., юридическим — от ₽300 тыс. до ₽1 млн [10].
Согласно Федеральному закону «О рекламе», если подписчик не соглашался на получение рассылки, писем или сообщений, компании, игнорировавшей это, придется выплатить от ₽100 до ₽500 тыс. [11].