«Краткая история равенства»: как достичь социальной справедливости
Книга Тома Пикетти «Краткая история равенства» в переводе Виктора Липки вышла в импринте «ЛЕД» (издательство АСТ).
Кто автор
Тома Пикетти — французский экономист, профессор Парижской школы экономики и Высшей школы социальных наук, автор книг «Капитал в XXI веке», «Капитал и идеология», «Общества неравенства». Сосредоточившись на теме неравенства доходов, Пикетти подробно анализирует его историю и методы борьбы с ним, ключевым из которых он считает введение прогрессивной шкалы налогообложения, позволяющей государствам финансировать социальные проекты.
О чем книга
К XXI веку человечество достигло впечатляющих успехов в достижении равенства: доля привилегированного класса в общем объеме частной собственности сократилась, и сегодня почти все население планеты имеет доступ к базовому образованию и здравоохранению. Но современное социально-политическое устройство далеко от идеала, и ни одна страна в мире не может похвастаться тем, что достигла настоящего равенства, искоренила дискриминацию и добилась устойчивого развития. Более того, процветание стран глобального Севера, в сущности, основано на эксплуатации стран глобального Юга в рамках колониальной, а затем неоколониальной политики, блокирующей возможности беднейших стран. Все это показывает, что мы не имеем права останавливаться на достигнутом: человечество должно продолжать поиск более справедливого социального мироустройства и бороться с проявлениями неравенства, на которых не могло сосредоточить свое внимание раньше.
История борьбы с неравенством
Баланс между разными слоями общества, пишет Пикетти, всегда перераспределяется либо путем борьбы — в результате революций, войн, восстаний и других форм протеста, либо в результате экономических или финансовых кризисов. В конце XVIII века Великая французская революция, Гаитянская революция и другие восстания и мятежи положили начало упразднению привилегий знати и краху феодальной системы. На протяжении XIX и XX веков социально-политическая борьба за равенство продолжалась, и результатом во многих странах стало введение прогрессивного налога, значительное сокращение неравенства доходов и собственности и создание социального государства. Но с 1980-х мир постепенно откатывается назад: и в США, и в странах Европы доля среднего класса и малоимущих в общем распределении собственности падает, а неравенство доходов растет. «Ослабление экономического и финансового регулирования с 1980-х, — заключает Пикетти, — практически повсюду способствовало увеличению самых крупных портфелей активов и никоим образом не пошло на пользу самым бедным, которые зачастую не вылезают из долгов».
Государство на страже равенства
Поскольку мироустройство по-прежнему далеко от справедливого, не стоит удовлетворяться текущим положением дел. Существующие социальные институты могут и должны быть усовершенствованы, чтобы обеспечить большее общественное равенство и прозрачность при принятии политических решений. Даже будущие институты придется регулярно обновлять и подстраивать под нужды времени. Никто из нас не может знать, какие формы они примут, но мы можем определить ключевые принципы, которые должны лежать в основе их развития. Пикетти утверждает, что социально-федеральное государство будущего должно быть основано на «на развитии социального государства и прогрессивном налоге, на разделении власти в корпоративном секторе, на постколониальных репарациях и борьбе с дискриминацией, на равенстве в сфере образования и углеродной карте, на постепенной декоммерциализации экономики, на гарантированных рабочих местах и введении всеобщего минимального капитала, на радикальном снижении неравенства в финансовой сфере и, наконец, на избирательной системе и средствах массовой информации, неподвластных влиянию денег».
Ключевой пункт в этом списке — прогрессивная шкала налогообложения, которая дает возможность перераспределить капитал так, чтобы поддержать малоимущие слои населения, обеспечивая им достойный уровень жизни, а также финансировать проекты в области культуры, образования и здравоохранения. По мнению Пикетти, исторический анализ показывает, что именно рост фискального могущества государства связан с реализацией социальных проектов и уменьшением неравенства в обществе.
Равенство и борьба с неоколониализмом
В борьбе с неравенством важно не забывать, что его следует искоренять не только внутри государств, но и между ними. Во многом высокий уровень жизни в странах глобального Севера обеспечен эксплуатацией жителей беднейших стран, которых «позвали на глобальный Север в качестве рабочей силы, чтобы отправлять обратно тотчас по выполнении работ или когда вставал вопрос о модели совместного развития».
Мы должны пересмотреть мировую экономическую систему и выстроить такую стратегию взаимодействия между государствами, чтобы обеспечить рост благосостояния стран глобального Юга — в том числе за счет налогов на доходы транснациональных корпораций. Необходимо разработать новые международные договоры, способствующие более справедливому и экологическому развитию всех участников мировой экономики, подкрепленные конкретными задачами и подлежащие строгому международному контролю. Самое сложное в этом процессе — отсутствие политической воли к изменениям: могущественные державы, пишет Пикетти, не заинтересованы в развитии более слабых и будут держаться за сохранение существующей иерархии. Однако можно надеяться, что мобилизация общества на борьбу с неравенством позволит сломить существующую систему, чтобы выстроить на ее месте новую, направленную на процветание не только отдельных стран, но всего человечества.
Цитаты
- «Не стоит забывать, что каждый из инструментов [достижения равенства] никоим образом не приобрел завершенную форму и не стал результатом всеобъемлющего общественного консенсуса — его скорее следует считать временным, шатким, хрупким компромиссом, подлежащим постоянному переосмыслению в контексте социальных конфликтов, мобилизации общества для реализации тех или иных специфических задач, препятствий на избранном пути и конкретного исторического периода. Поскольку каждый из них обладает многочисленными недостатками, их нужно без конца переосмыслять, дополнять, а при необходимости заменять другими».
- «По мере того, как доступ к целому ряду фундаментальных прав и благ (таких как начальное образование и базовая охрана здоровья) в масштабе всего населения планеты постепенно приобретает всеобщий характер, то и дело заявляют о себе новые грани неравенства, как правило, на более высоком уровне, требуя таких же новых ответов. Аналогично поиску идеальной демократии, представляющему собой не что иное, как движение к политическому равноправию, стремление равенству в любых его формах и проявлениях (общественных, экономических, образовательных, политических и культурных) представляет собой непрерывно развивающийся процесс, которому просто не дано завершиться».
- «Мысль о том, что нам следует удовлетвориться нынешним уровнем неравенства, что когда 50% самых бедных владеют лишь 5% от общего объема частной собственности в стране, и в этом нет ровным счетом ничего плохого, не имеет под собой сколь-нибудь прочной эмпирической основы. Двигаться дальше по пути к равенству не только желательно, но и возможно, для этого нам надо укреплять социальное государство и активнее работать с прогрессивным налогом на доход».
Зачем читать
Мир в XXI веке очевидно устроен справедливее, чем в XVIII веке, но впереди нас ждет еще очень много работы, чтобы дать каждому человеку независимо от его места рождения достойную жизнь и возможность реализовать свои таланты. Прогресс в достижении равенства нелинеен: иногда человечество будет откатываться назад, но затем неизбежно последует резкий скачок вперед. Самое главное — мобилизовать общество на борьбу с неравенством: пересмотреть принципы работы политических институтов, добиться большей открытости и гласности в обсуждении социально-экономических проблем, разработать новые принципы перераспределения благ и социальной поддержки и установить общественный контроль над реализацией этой программы. И даже если иногда кажется, что это не в наших силах, стоит просто оглянуться на тот путь, который человечество прошло за последние три столетия, чтобы увидеть: нет ничего невозможного.