Геймификация, 01 апр, 12:59

Портативные игровые консоли в России: почему рынок снова на подъеме

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Руководитель товарного направления электроники «Мегамаркета» Максим Сумин рассказывает о прошлом и настоящем рынка портативных игровых консолей и о трендах гейминга

По данным за 2023 год, продажи игровых консолей в России выросли вдвое, а объем рынка специалисты оценивают в 24 млрд руб. При этом существенную долю составили портативные игровые устройства: как дорогие фирменные модели, так и дешевые ретроконсоли с набором предустановленных игр. Растет и вторичный рынок — за год количество продаж подержанных устройств на сервисах для размещения объявлений увеличилось на 13%.

Краткая история портативных консолей

Прародителями современных портативных консолей можно считать электронные карманные игры — в постсоветском пространстве самыми популярными были Brick Game (многие называли ее тетрис) и серия игр «Электроника». Недостатком таких устройств была привязка игры к «железу»: чтобы сыграть в новую игру, нужно было покупать другой девайс.

Первой же портативной консолью считается вышедшая в 1979 году Microvision: она была снабжена монохромным дисплеем с разрешением 16×16 пикселей и восьмибитным процессором. Отличительной особенностью устройства стали сменные картриджи, которые дали геймерам возможность обмениваться играми без необходимости покупать отдельное устройство. С тех пор портативные консоли постепенно эволюционировали: росло разрешение экрана, а на Atari Lynx в 1989 году добавили цветной экран с подсветкой.

Первый цветной дисплей появился у Atari Lynx (Фото: retrododo.com)

Девяностые стали временем смелых экспериментов. Здесь особенно отличилась Sega: на Sega Game Gear, вышедшую в 1990 году, можно было поставить специальную линзу, увеличивающую экран, а на Genesis Nomad игроки могли запускать стандартные картриджи Mega Drive — консоль появилась в 1995 году.

Но настоящим прорывом стал выход Game Boy Color — мощной карманной консоли c восьмиразрядным процессором Z80 на 8 МГц. В сумме с оригинальным Game Boy продажи устройства достигли планки 118 млн гаджетов — это четвертое место в мире среди всех консолей за всю историю.

Game Boy Color (Фото: nintendolife.com)

Пик популярности портативных консолей пришелся на нулевые — именно тогда, в 2004 году, вышла Nintendo DS. Ее продажи достигли 153 млн устройств, что сделало ее самой популярной портативной игровой консолью в мире. В новой консоли Nintendo для своего времени было достаточно много инновационного: форма «раскладушки», стереозвук, 4 Мб внутренней памяти, процессор ARM946E-S с 67 МГц, два трехдюймовых цветных ЖК-дисплея и ввод стилусом — последнее активно использовалось в эксклюзивных играх для этой платформы.

Станет ли облачный гейминг революцией в игровой индустрии
Индустрия 4.0 

2010-е: закат портативных консолей

Угасание интереса к портативным консолям совпало со стремительным развитием смартфонов и мобильного гейминга: в 2008 году был запущен App Store, уже через год общее количество скачиваний приложений увеличилось в десять раз — до 1 млрд, а к 2011 году — до 10 млрд загрузок. Среди них было множество игр, которые потом превратятся в мегафраншизы (например, Angry Birds, дебютировавшая в AppStore в 2009 году).

В это же время, в 2011 году, вышла Nintendo 3DS и последняя на сегодня полноценная портативная консоль Sony — PlayStation Vita. Первая продалась суммарным тиражом 76 млн экземпляров, а вторая добралась только до 16 млн. Это был достаточно скромный результат, что привело к приостановке портативного направления Sony Interactive Entertainment — недавно Джим Райан, CEO компании, подтвердил, что Sony не вернется к этому бизнесу. Среди причин неудачи PS Vita называют в том числе и отсутствие эксклюзивов — игр, разработанных специально под конкретное устройство.

PlayStation Vita (Фото: csmonitor.com)

До 2017 года рынок портативных консолей погрузился в сон: внимание разработчиков и инвесторов было приковано к новому рынку — мобильному. Казалось, что «портативки» ушли навсегда: ведь зачем игрокам покупать отдельный гаджет, когда играть можно на таком универсальном устройстве, как планшет или смартфон?

Nintendo Switch. Возрождение портативных консолей

В 2017 году Nintendo пошла на смелый шаг — выпустила инновационную портативную консоль Nintendo Switch. Устройство имело впечатляющие на тот момент технические характеристики, а играть можно было как в портативном режиме, так и подключать консоль к большому экрану через док-станцию. Контроллеры поддерживали управление движением через гироскоп, а позже, в 2018 году, компания выпустила Nintendo Labo — ориентированные на детей наборы, позволяющие собрать уникальные контроллеры из картона: удочки, пианино, экзоскелеты. Это дарило игрокам по-настоящему свежий, ни с чем не сравнимый опыт, и прекрасно работало как маркетинговый инструмент.

Nintendo Labo (Фото: nintendo.com)

Также Nintendo играла на ностальгии, выпуская новые части франшиз, знакомых многим с детства: Mario, The Legend of Zelda, Kirby, Metroid и Pokemon.

Таким образом, компания работала сразу на две аудитории — детскую и взрослую. Результат был блестящим: всего за пять лет консоль продалась тиражом более 132 млн экземпляров. Во многих странах Nintendo Switch стала самой продаваемой консолью, обогнав даже «непортативный» хит Sony — PlayStation 4.

Относительно недавно произошло еще одно знаковое событие: Valve, известная всем как владелец магазина цифровой дистрибуции ПК-игр Steam и разработчик серии Half-Life, выпустила свою портативную консоль. Steam Deck вышел на рынок в феврале 2022 года — он остается мощным игровым гаджетом, а с выходом улучшенной OLED-версии в 2023 году только закрепил свои позиции.

Steam Deck OLED (Фото: Reviewed)

Сегодня Steam Deck далеко до продаж Nintendo Switch, однако у консоли большое будущее — во многом потому, что она позволяет пользователям устанавливать всю их обширную библиотеку ПК-игр. В Valve сравнивают потенциал портативных игровых консолей с таковым у смартфонов и заявляют, что Steam Deck OLED — это только начало.

Коммерческий успех Steam Deck привел к тому, что другие компании тоже стали выпускать свои портативные консоли: ROG Ally от ASUS, AYANEO 2S, Lenovo Legion Go и другие.

PlayStation пошла по другому пути: вместо выпуска полноценной портативной консоли компания создала устройство под названием PlayStation Portal — по сути, это экран с элементами управления, позволяющий играть в игры с PlayStation 5 удаленно.

Игры на выживание: новые реалии для российского гейминг-сообщества
Индустрия 4.0 

Российские реалии. Чем уникален наш рынок

Так как Steam пока не закрывает доступ российским игрокам, можно прогнозировать дальнейший рост продаж Steam Deck и его аналогов. Что до остального консольного рынка в РФ, мы видим некоторые изменения: например, выросли продажи физических копий игр — игры для PlayStation в рознице стали покупать чаще на 80%. Этот тренд можно спроецировать и на продажи картриджей Nintendo Switch.

Особенностью российского рынка портативных консолей сегодня является также повышенный спрос на китайские ретроконсоли. Эти устройства представляют собой клоны популярных гаджетов прошлого: они продаются с предустановленным набором старых игр и относительно дешевы. По данным «Мегамаркета», лидерами продаж среди таких устройств являются Game Stick, SUP Game Box и QVARTA Game Box.

SUP Game Box (Фото: «Мегамаркет»)

Играет роль и ностальгия по 1990-м: нынешние ретроконсоли рассчитаны как на играющих детей, многие из которых тоже знакомы с игровой классикой, так и взрослых, игравших в эти хиты в своем детстве.

Новый виток портативных консолей: технологии и тренды

Можно утверждать, что нынешние портативные игровые консоли отвоевали свою долю рынка. Во многом это произошло из-за моды на ностальгию, но основным драйвером все же стали технологии.

Что ценят современные игроки и что позволит портативным устройствам оставаться актуальными еще много лет?

Технологии «кросс-девайс». Мы привыкли потреблять контент бесшовно в режиме нескольких экранов: например, начинать смотреть серию на телефоне, а продолжить с того же момента уже на Smart TV. Для консолей этот тренд тоже справедлив: благодаря облачным сохранениям Steam вы можете продолжить свое прохождение ПК-игры на Steam Deck. Также сегодня популярна идея обратной совместимости, то есть возможности запуска старых игр с прошлых поколений консолей на последнем поколении, — она реализована на последних консолях PlayStation и Xbox. Вероятно, стоит ждать чего-то подобного от следующего поколения портативной консоли Nintendo.

Экосистемные модели. Тренд коснулся и индустрии игровых устройств. Покупая подписку, вы получаете доступ к большой библиотеке игр — и можете запускать их с любого привязанного к той же учетной записи устройства. Такая модель, например, реализована у Microsoft: имея доступ к Game Pass, вы можете играть во всю доступную библиотеку как на всех консолях Xbox, так и на ПК с Windows. Можно также строить экосистему вокруг связки игрового «железа» и софта: Steam Deck, игровой ПК, VR-шлем Valve Index и приложение Steam создают единое игровое пространство. Другая реализация экосистемного подхода, пусть и более скромная, — PlayStation Portal, работающий как дополнение к PlayStation 5.

PlayStation 5: будущее гейминга или несвершившаяся революция?
Индустрия 4.0 

Многофункциональность девайса. Современные консоли, в том числе портативные, — это не только устройство для игры. На них можно устанавливать всевозможные приложения, например YouTube или Discord. Таким образом, консоли можно использовать как мультимедийные центры, что только повышает их актуальность.

Эксклюзивы. Эксклюзивные игры всегда были драйвером, а иногда и «систем-селлером» для консолей. Этим путем сегодня идет Nintendo: компания имеет широчайшую линейку тайтлов, выпускаемых только на Switch. Также можно вспомнить Playdate — это современная портативная ретроконсоль с черно-белым экраном и необычным контроллером: вместо привычных нажатий на кнопки игрок крутит ручку. Ввиду необычного исполнения на консоли можно запускать только эксклюзивно разработанные под нее игры — для этого компания приглашает независимых разработчиков по всему миру. Одну из игр Playdate создал Лукас Поуп, известный инди-разработчик, автор Papers, Please и Return of the Obra Dinn.

Таким образом, сегодня мы наблюдаем подъем рынка портативных консолей как в мире, так и в России. Флагманом остается Nintendo, делающая ставку на эксклюзивность игр, семейную аудиторию и доступность самих устройств (модель Switch Lite продается в США за $199). Параллельно развивается рынок портативных игровых ПК: 8 марта начались продажи устройства от MSI под названием Claw. Современные игровые консоли давно превратились в мультимедиа-центры, которые можно использовать для просмотра кино, YouTube, голосового общения и не только, — и портативные устройства в этом не отстают от общего тренда. Российский рынок имеет свою специфику, но в целом динамика здесь соответствует общемировой.

Геймификация Внедрение инноваций Культурные тренды
Главное