Внедрение инноваций, 27 мар, 18:18

Ключ к оборотам: как зарабатывать больше на маркетплейсах

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Спрос на инструменты аналитики для маркетплейсов в России вырос в два-три раза. Рассказываем про сервисы, которые помогают селлерам лучше понимать рынок, оптимизировать работу и поднимать продажи

Как растут российские маркетплейсы

Интернет-торговля продолжает захватывать российский рынок. Обороты e-commerce по итогам 2023 года оцениваются в сумму от ₽6,4 трлн до ₽7,9 трлн. Основной объем продаж обеспечивают маркетплейсы.

В 2023-м покупатели потратили на крупнейших площадках e-commerce почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее, подсчитали в Tinkoff eCommerce. Число транзакций выросло на 63%. При этом эксперты Data Insight подчеркивают, что интернет-шопинг превратился у россиян в стабильную потребительскую привычку. Это делает торговлю на маркетплейсах еще привлекательнее для предпринимателей. За неполный прошлый год число селлеров на российских площадках выросло на треть (35%), сообщал сервис «Точка Маркетплейсы».

«На маркетплейсах сейчас зарегистрировано около 1,3 млн продавцов. Однако далеко не все они ведут торговлю или сделали хотя бы одну продажу. Число активных продавцов экспертно оценивается в две трети (60%) от общего числа подключенных к маркетплейсам предпринимателей», — отмечает Инна Михайловская, директор по маркетингу корпоративного бизнеса «МегаФона».

По данным Tinkoff eCommerce, через год работы на маркетплейсах четверть продавцов выходят на дополнительные площадки, а через два года уже половина из них работает с несколькими маркетплейсами. Каждый пятый бизнесмен, который еще не вышел на маркетплейсы, планирует в будущем расширять бизнес с их помощью.

Рост спроса на маркетплейсах: что стало причиной
Социальная экономика 

Сколько на самом деле зарабатывают на маркетплейсах

Для многих селлеров, прежде всего начинающих, бизнес на маркетплейсах оказывается намного сложнее, чем видится на первый взгляд. «Возможность быстрого и легкого старта, которую транслируют всевозможные курсы (для начинающих селлеров. — «РБК Тренды»), преувеличена. В частности, тезисы о том, что стать миллионером можно в течение пары месяцев после вложений в размере ₽10 тыс., не соответствуют действительности. Всего 2,5% продавцов зарабатывают от ₽5 млн до ₽15 млн в месяц», — отмечает Тимур Сабиров, коммерческий директор экосистемы для селлеров MPGO.

Эксперты подчеркивают, что предпринимателям, которые планируют торговать в онлайне, нужно формировать более реальные ожидания. Для половины продавцов доход на крупнейших российских маркетплейсах (Wildberries и Ozon) составляет менее ₽100 тыс. в месяц. Однако в MPGO не согласны с тем, что рынок перенасыщен и заходить на маркетплейсы поздно: здесь по-прежнему есть ниши, в которых можно вырасти.

Какие обороты у продавцов на крупнейших площадках

Wildberries

  • Менее ₽100 тыс. — 49,7%
  • ₽100–500 тыс. — 23,9%
  • ₽0,5–1 млн — 8,3%
  • ₽1–5 млн — 12,3%
  • ₽5–15 млн — 3,8%
  • Свыше ₽15 млн — 1,9%

Ozon

  • Менее ₽100 тыс. — 55,3%
  • ₽100–500 тыс. — 24,4%
  • ₽0,5–1 млн — 7,2%
  • ₽1–5 млн — 9,2%
  • ₽5–15 млн — 2,3%
  • Свыше ₽15 млн — 1,5%

Источник: исследование MPGO, данные за август 2023 года.

Что мешает селлерам расти и выходить на большие обороты

Продавцов, начинающих торговать на крупных площадках, ожидает несколько основных трудностей.

Сложно найти правильную нишу и выделиться на фоне конкурентов. У большинства предпринимателей нет бюджета, чтобы долго тестировать гипотезы и методом проб и ошибок подбирать прибыльные товары и эффективные рекламные каналы. Низкая оборачиваемость товаров лишь усугубляет положение: если товар долго не продается, некоторые площадки принудительно назначают скидки, не принимают у продавцов новые партии и пессимизируют позиции товара в поиске.

Средний чек на рынке снижается. По оценкам Tinkoff eCommerce, в 2023 году сумма среднего чека уменьшилась на 10% — до ₽1789. В таких условиях еще важнее становится отлаженная система продвижения и продаж: чтобы выйти на хорошую прибыль, торговать нужно много и постоянно.

Усложняется география доставок и поставок. Прирост новых онлайн-заказов во многом происходит за счет регионов. И если, например, в 2021 году Москва занимала более четверти в общем объеме заказов, то по итогам 2023-го ее доля составила менее одной пятой. Логистика поставок тоже не до конца отлажена после 2022 года.

Все эти факторы повышают роль сервисов для работы на маркетплейсах и, в частности, значение аналитических инструментов, которые позволяют выходить на рынок более продуманно и быстрее наращивать продажи. В целом это один из ключевых трендов работы селлеров в 2023 году. Также, по данным экспертов Data Insight, к ним можно отнести и взрывной рост вложений в продвижение на маркетплейсах.

Как устроены маркетплейсы: тонкости работы и отличия от интернет-магазина
Индустрия 4.0 

Какие аналитические сервисы есть на рынке

За последнее время спрос на различные сервисы аналитики вырос в два-три раза, рассказывают в «МегаФоне». Это связано с тем, что количество активных селлеров увеличивается, все больше продавцов выходят сразу на несколько площадок, что обостряет конкуренцию, поясняет эксперт компании.

Какие задачи сегодня решают селлеры:

  • анализ собственных продаж;
  • настройка рекламы;
  • выбор прибыльной категории;
  • работа с отзывами;
  • выбор дополнительного маркетплейса;
  • анализ конкурентов;
  • оптимизация бизнеса и увеличение продаж.

Аналитические инструменты для работы на маркетплейсах имеют две составляющие: внутренняя связана с анализом собственных продаж и товаров, позиций в поисковой выдаче; внешняя оценивает конкурентов, продажи на площадке в целом и другие показатели, не касающиеся собственных продаж.

Так, например, из внутренней аналитики решений «МегаФона», SellerFox или Moneyplace пользователям доступны детальный анализ товара и подробные отчеты по различным показателям в виде графиков и диаграмм.

Внешняя анализирует ниши, прибыльные товары, конкурентов и тренды в секторе e-commerce — например, изучает лидеров по выручке и объему заказов среди всех товаров и продаж в разрезе отдельных брендов. Также помогает селлерам найти подходящую цену для товаров, определить цвета и размеры, чтобы нарастить продажи.

Кроме того, маркетплейсы развивают собственные сервисы аналитики, формируя таким образом подобие экосистемы, и за прошлый год список таких внутренних аналитических сервисов стал больше. Так, в личном кабинете продавца на Ozon есть детальные отчеты о проданных товарах, аналитика площадки с трендами, портретом покупателя и оценкой конкурентной позиции селлера, а также рекомендации, основанные на списках популярных товаров, недостающих позиций на маркетплейсе и поисковых запросах.

«МегаФон» предлагает сервис аналитикидля продавцов на Wildberries. «Мы делаем упор на Wildberries, который лидирует по количеству активных продавцов и занимает первое место среди маркетплейсов по объему продаж», — отмечает Инна Михайловская.

По данным Tinkoff eCommerce, в 2023 году у Wildberries количество активных продавцов снизилось на 5%. Тем не менее на этой площадке, как и в прошлом году, работает больше всего селлеров (51%). Второе место по популярности у продавцов занимает Ozon (35%), третье — «Яндекс Маркет» (12%).

Помимо аналитического инструментария «МегаФон» предлагает селлерам единый кабинет продавца, откуда можно управлять продажами на нескольких маркетплейсах в режиме одного окна. Решение объединяет крупнейшие площадки, такие как Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», «VK Маркет», «Мегамаркет», позволяет подключить интернет‑магазины с помощью формата разметки YML и настроить интеграцию со складской системой учета «МойСклад» и 1С. Сервис позволяет создавать и редактировать карточки товаров, при этом в него встроен ИИ-инструмент для генерации описаний с возможностью их автоматической выгрузки на маркетплейс. Также решение дает советы по их улучшению, предупреждает о возможных ошибках, автоматически синхронизирует остатки товаров на нескольких маркетплейсах и предоставляет отчеты о продажах, выручке, маржинальности товаров и доходах с разбивкой по площадкам.

Как развиваются инструменты анализа

Функционал сервисов по аналитике маркетплейсов постоянно совершенствуется. Например, сейчас активно внедряется анализ юнит-экономики. Это расчет прибыли на единицу товара, который помогает селлерам понять, какие затраты они уже несут, какие только предстоят, как выставить правильную цену, просчитать скидки и сколько в итоге принесет продажа.

Эффективность сервисов растет также благодаря искусственному интеллекту, особенно в части продвижения. По данным «Яндекса», сегодня 70% бюджетов рекламодателей управляются нейросетями. Благодаря ИИ бизнес получает 30% дополнительных конверсий без повышения бюджета. При этом около трети рекламных объявлений создаются с помощью ИИ.

На рынке появились еще два новых инструмента, отмечает представитель «МегаФона». Речь идет об анализе геовидимости, который позволяет узнать, на каких территориях страны видны карточки товаров и почему, и об анализе рекламы.

Инструмент показывает источники внешнего трафика и позволяет понять эффективность задействованных для продвижения каналов: как реклама повлияла на количество продаж в этот период, какой эффект набрали публикации в соцсетях — количество собранных лайков, просмотров, репостов. Помимо этого, необходимы внешние инструменты для SEO-продвижения и инструменты для планирования и оценки рекламных кампаний.

Как создать «умную» систему оптимизации поставок на маркетплейсы
Индустрия 4.0 

Как подобрать подходящий сервис

По словам Инны Михайловской, самое главное в сервисах аналитики маркетплейсов — это точность, простота и количество аналитических срезов. Точность позволяет селлеру оперировать верными предположениями и прогнозами. Простота нужна, чтобы продавец мог легко разобраться в сервисе и быстро внедрить инсайты в свою работу.

Для решения конкретной задачи доступно несколько аналитических срезов, что помогает посмотреть на ситуацию под разными углами. Например, новую нишу можно анализировать в разрезе поставщиков, которые в ней работают, в разрезе поисковых запросов, карточек товаров или категорий. Чем больше срезов, тем точнее селлер может оценить свои шансы на успех и с большей вероятностью его добиться.

«Аналитикой необходимо пользоваться, чтобы быть в выигрышной позиции и обойти конкурентов, которые с большой долей вероятности уже активно используют ее для оптимизации продаж. В дальнейшем инструменты аналитики будут только развиваться и станут неотъемлемой частью ведения бизнеса на маркетплейсах», — считает Инна Михайловская из «МегаФона».

Внедрение инноваций Как это устроено Инновационный бизнес
Главное