Как женщины добиваются успеха в ранее не доступных им профессиях
За последние десятилетия мир претерпел значительные изменения в отношении равенства полов. Одним из ярких проявлений этого процесса стало расширение возможностей для женщин при выборе своего карьерного пути. Несмотря на исторически сложившиеся стереотипы сегодня женщины активно осваивают ранее не доступные им специальности.
Машинист и помощница машиниста
С 1 января 2021 года у российских женщин появилась возможность работать машинистами и помощницами машинистов поездов дальнего следования, метро и электричек. Тогда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации внесло изменения в перечень доступных для них профессий. Перечень недоступных сократили с 456 позиций до 100.
В июне 2020 года РЖД провели первый набор на обучение по подготовке помощниц машинистов. После проверки знаний и медицинского обследования были созданы учебные группы в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Через год доступ к самостоятельной работе получил 61 человек. Летом 2022 года на Свердловской железной дороге (СвЖД) впервые в России женщина начала управлять поездом дальнего следования. 41-летняя Оксана Соколова водит локомотивы ЭП2К на участках Екатеринбург — Дружинино, Екатеринбург — Пермь и Екатеринбург — Тюмень. А в 2023 году в Московском метрополитене уже насчитывалось около 60 женщин-машинистов и помощниц машиниста.
Встретить женщин в кабине локомотива можно в Дании, Голландии, Турции, Египте, Саудовской Аравии, Испании и не только.
Водители грузовиков, автобусов и самосвалов
Доля женщин-водителей грузовиков в большинстве стран составляет менее 3%, говорится в отчете Всемирной организации автомобильного транспорта. В России до 1 января 2021 года действовал запрет: женщинам не разрешалось управлять этим видом транспорта официально. Но несмотря на законодательные сложности, около 60 женщин все же управляли фурами до снятия запрета, сообщают СМИ.
В пассажирском секторе ситуация складывается немного лучше. Например, 22% водителей автобусов в Дании — женщины. В целом, женщины составляют 10% рабочей силы сектора автомобильного транспорта во всем мире. Этот показатель достаточно высок в Европе (22%) и США (28%).
Встретить женщину за рулем общественного транспорта можно и в разных городах России. В «Мострансавто» водителями автобусов работают свыше 130 женщин, в Белгородской области — 59, в Нижегородской области — 32. В ноябре 2023 года в Калининграде появился первый междугородний автобус с женским экипажем. А в 2019 году из-за нехватки кадров на Солнцевском угольном разрезе (Сахалин) впервые привлекли к работе четырех женщин. Сотрудницы компании получили в управление самосвалы Komatsu грузовподъемностью 90 тонн.
Пилоты гражданской авиации
Женщины-пилоты сегодня — редкость в мире авиации. С 2021 года Индия удерживает позицию лидера по количеству женщин-пилотов: 14% по сравнению со средним показателем по всему миру в 6%.
По данным Росавиации, в марте 2023-го в России насчитывалось более 14,2 тыс. пилотов. Из них 280 — женщины. В «Аэрофлоте» трудоустроено 60 пилотесс, в S7 Group — 14, а в региональной авиакомпании «КрасАвиа» — две. В среднем доля женщин-пилотов в России составляет около 2%. Чтобы увеличить их число, необходимо продолжать работу по устранению неравенства в авиационной индустрии. Привлечение женщин в профессию должно начинаться с популяризации профессии среди девочек и предоставления им равных возможностей обучения, уверены опрошенные РБК эксперты.
Работники пожарной службы
Во многих странах мира женщины активно вовлечены в работу пожарных служб. Например, в США 7–9% женщин-пожарных. В 2021 году в городскую пожарную службу Стамбула (Турция) впервые были зачислены 36 женщин. По состоянию на 31 марта 2022 года в Англии работали 2,8 тыс. женщин-пожарных, а годом ранее их было 2,6 тыс. человек.
В России женщин-пожарных в профессиональных подразделения сейчас нет. Они работают в основном диспетчерами, бухгалтерами и специалистами по работе с персоналом. Российское законодательство запрещает использовать женский труд при тушении пожаров. Но закон не запрещает женщинам вступать в добровольные пожарные команды.
Добровольный пожарный — физическое лицо, которое участвует в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе добровольного пожарного подразделения на добровольной и безвозмездной основе.
Аналогичным образом ситуация сложилась и в странах Ближнего Востока. Однако эта тенденция постепенно стала меняться. Первые 15 женщин-пожарных начали работать в гражданской обороне Шарджи в Объединенных Арабских Эмиратах в 2018 году. Их отобрали из 200 кандидаток. Перед поступлением на службу они прошли шестимесячные курсы.
Матрос, боцман и шкипер
Меньше 2% из почти 1,9 млн моряков в мире — женщины. Крупные судоходные компании ставят перед собой глобальные цели обеспечить гендерное равенство в морской индустрии. Датская компания Maersk в 2022 году запустила первую программу обучения женщин в Индии. По планам Maersk, эта мера позволит увеличить их долю в отрасли до 50% к 2027 году. В немецком контейнерном перевозчике «Хапаг-Ллойд» в 2022 году почти 40% учеников в классе подготовки офицеров были женщинами.
Служить матросами, боцманами и шкиперами на судах теперь могут и российские женщины. Такая возможность появилась после корректировки списка недопустимых профессий в январе 2021 года. Точной статистики о числе занятых в этой отрасли женщин в России пока нет. Однако за это право они боролись много лет.
Например, в 2012 году Самарское речное пассажирское предприятие отказалось принять на работу рулевым-мотористом местную жительницу Светлану Медведеву. В 2005 году женщина получила диплом техника-судоводителя и специальность «рулевой-моторист». После этого Медведева устроилась на судно «Москва-95». Позднее она смогла договориться с руководством о работе рулевым-мотористом на теплоходе «Ом-338». Однако отдел кадров отклонил ее заявку. Тогда представители предприятия ссылались на российское законодательство.
Медведева обратилась в суд. Разбирательство длилось несколько лет и завершилось не в ее пользу. После этого она обратилась в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН. Женщина получила поддержку международного сообщества. Дело было направлено на пересмотр в суд первой инстанции Верховным судом России в июле 2017 года. Там отказ при приеме на работу из-за пола был признан дискриминацией Самарским районным судом. Однако еще до окончания судебного разбирательства Медведева стала капитаном судна Новокуйбышевского НПЗ.
IT-специалисты и инженеры
IT — одна из самых динамично развивающихся и перспективных сфер. В то же время она остается предметом серьезных дискуссий и обсуждений в контексте гендерного неравенства.
Сейчавс женщины занимают 20% рабочих мест в научно-технологической сфере. Amazon лидирует среди технологических фирм по количеству женщин-сотрудников — 45%. Но компания не сообщает, какая часть из них работает на технических и руководящих должностях. Microsoft имеет самый низкий уровень занятости женщин среди технологических корпораций — 29%. В России доля задействованных в IT-отрасли женщин тоже растет. По данным «Хабр карьеры», в первом полугодии 2023-го она составила 26%, а год назад — 25%.
Сервис Adeva назвал несколько ключевых факторов, мешающих женщинам заниматься карьерой в сфере технологий. Среди них:
- отсутствие наставниц и примеров для подражания в этой области;
- гендерная предвзятость на рабочем месте;
- неравные возможности карьерного роста по сравнению с коллегами-мужчинами;
- разница в оплате труда мужчин и женщин.