Что такое образовательная OPM-модель и как она поможет бизнесу
Об авторе: Егор Сорокин, управляющий директор школы IT-профессий Skillfactory.
Online Program Management или OPM-модель может стать ключевым инструментом сотрудничества между вузами и EdTech-компаниями. Она помогает создавать высококачественные онлайн-программы. Такой подход набирает популярность в России: бизнес охотно предоставляет вузам платформу, аналитику и маркетинг. Разбираемся, какие возможности открывает эта методика для всех.
Применение модели
Online Program Management или OPM-модель — это модель бизнеса, которая помогает учебным заведениям (университетам) отстраивать процессы создания онлайн-программ с нуля. ОРМ-модель охватывает сразу несколько стадий формирования образовательных программ в онлайне: обычно в нее входят проектирование, реализация и продвижение. Работа с OPM помогает вузам быстрее выходить в онлайн и привлекать новых учащихся, расширяя тем самым свою географию.
За рубежом OPM-модель уже стала трендом. Прогнозы аналитиков показывают рост объема этого рынка до $7,7 млрд к 2025 году. Это свидетельствует о высоком спросе и перспективности модели. В США рынок EdTech уже давно можно считать сформированным. Компании по типу 2U (с капитализацией выше $160 млн) сотрудничают с десятками крупных университетов.
В России рынок онлайн-образования также заметно вырос с 2020 года. Множество крупных игроков успели поучаствовать в его создании и сегодня активно привлекают вузы в онлайн-пространство. Университеты привносят фундаментальные знания, особенно ценные в прикладных сферах, например в Data Science. А EdTech-компании сосредоточены на практических навыках и решении реальных задач бизнес-заказчиков. Они предоставляют вузам инструменты и связь с рынком. Такие программы обладают высокой практической ценностью для подготовки любых специалистов. Их выпускники демонстрируют актуальные навыки и могут быстро зайти на рынок труда.
Зачем вузам и EdTech-компаниям сотрудничать
Вузам бывает сложно запускать онлайн-курсы самостоятельно, чаще всего им нужна помощь извне. Поэтому EdTech-компании им помогают в следующих моментах:
- Методология курса — больше чем просто видео. Нужна глубокая проработка содержания, чтобы курс был интересен и понятен студентам. Здесь нужно подключать не только традиционные форматы вроде лекций и конспектов, но и добавлять элементы интерактива и геймификации (например, Kahoot или друдлы), чтобы студентам было действительно интересно проходить курс.
-
Метрики эффективности — важны для оценки качества обучения. Частные компании помогают в анализе следующих показателей:
- COR (Completion Rate) — доля тех, кто прошел курс полностью, показатель качества выпускников и их востребованности на рынке.
- RR (Retention Rate) — индекс «доходимости» учащихся до конца курса.
- NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности пользователей. Выпускники оценивают по десятибалльной шкале, насколько они готовы рекомендовать курс. Показатель рассчитывается как разница между сторонниками (9−10 баллов) и критиками (1−6 баллов).
- Инфраструктура и Learning Management System — ключевые элементы для отслеживания прогресса студентов. Они должны быть удобны и адаптированы для онлайн-формата. LMS-софт или LMS создает документацию, мониторит активности, составляет отчеты и автоматизирует процессы. Обеспечивает доступ к учебным курсам, тренингам, программам для обучения и развития.
- Маркетинг и PR — неотъемлемая часть успешного курса. Специализированные компании могут предложить эффективные стратегии продвижения и исследования рынка.
При этом у университетов и EdTech-компаний различаются особенности управления и организации работы. Главная задача при сотрудничестве — научить эти разные системы взаимодействовать эффективно. Несмотря на начальные трудности из-за разнородных показателей и мотивации, партнерство необходимо для достижения общего успеха.
Как трансформировался образовательный процесс в вузах
- Отношение к новым форматам — раньше университеты скептически смотрели на онлайн-образование, но публичные дискуссии и просветительская деятельность изменили эту картину. Например, во время пандемии онлайн-процесс обучения представлял собой простую видеосвязь без интерактивных элементов. Сейчас же вузы используют разные форматы обучения — от досок в Miro до интерактивных квизов, которые позволяют поддерживать интерес к прохождению курса и сохраняют необходимую мотивацию.
- Трансформация подхода — прежде онлайн рассматривался как простая трансляция лекций, без использования сложных инструментов и методологий обучения. Теперь длинные лекции зачастую разбивают на более краткие, а преподаватели больше объясняют на интересных примерах, чтобы сделать процесс обучения интереснее и ярче. Появляются программы менторства и поддержки студентов, реальные практические задания. Мы в рамках платформы «Фэктори» привлекаем в качестве партнеров бизнес, который дает студентам возможность решать реальные задачи бизнеса. Например, на воркшопе для студентов онлайн-магистратуры МФТИ «Наука о данных» мы разбирали, как можно работать с ChatGPT и создавать успешные промты (сценарии) для генерации контента.
- Распределение обязанностей — теперь процесс обучения не ложится исключительно на плечи преподавателей, что улучшает эффективность системы. В целом система распределения труда изменилась: в предыдущей модели обучения преподаватель делал все, поэтому качество обучения могло падать. OPM-модель позволила внедрять в образовательный процесс новые роли — методистов, продюсеров, сотрудников поддержки, координаторов, проджектов.
- Фокус на собственных онлайн-программах — технологии стали стимулом для университетов активнее разрабатывать и внедрять внутренние цифровые решения. Теперь университеты могут идти в ногу со временем, используя лучший опыт образовательных платформ. Например, мы совместно с ТГУ создали онлайн-магистратуру «Анализ естественного языка (NLP) в лингвистике и IT», в рамках которой соединили фундаментальное образование с экспертизой от ведущих практиков из российских компаний. Это помогает «приземлить» научно-исследовательскую деятельность на реальные бизнес-кейсы.
Преимущества формата
Синергия между университетами и технологическими компаниями в сфере EdTech позволяет создать уникальное пространство для образования. Студенты получают доступ и к передовым исследовательским методам, и к практическим навыкам. Эта связь академического мира и реальных бизнес-задач повышает ценность образовательных программ.
Онлайн-формат имеет и другие преимущества, особенно в плане экспорта образовательных услуг. Например, в развивающихся странах, таких как Индия и страны Африки, огромный спрос на качественное образование. Онлайн-платформы позволяют университетам преодолеть географические и ресурсные ограничения, расширяя охват.
При этом вузам важно осознать, что онлайн-образование не представляет угрозы для филиальной сети университетов. Напротив, онлайн становится дополнительным каналом для привлечения студентов. Например, опыт РАНХиГС показывает, что инвестиции в онлайн-форматы не снижают интерес к очному обучению в филиалах. Дистанционное и традиционное образование могут существовать параллельно, усиливая друг друга.
Примеры на практике
В США и Индии университеты активно сотрудничают с EdTech-компаниями. Вместо создания собственных платформ они предпочитают делиться выручкой с уже существующими. Это позволяет вузам сосредоточиться на образовании, не тратя ресурсов на технологии.
В России ситуация иная. Здесь долгое время преобладало стремление «сделать свое» на государственные или университетские средства. Это замедляло интеграцию новых образовательных технологий. Однако сейчас наблюдаются изменение подхода и увеличение интереса к партнерству с EdTech. Последние новости свидетельствуют о позитивных изменениях. VK, Skillbox и мы в Skillfactory, например, уже сотрудничаем с ведущими российскими вузами — МФТИ, МИФИ, ТГУ, УрФУ, РАНХиГС и Сеченовским университетом. Совместно с вузами реализуем программы, где уделяют внимание не только теории, но и практическим навыкам.
В России далеко не все вузы перешли на модель OPM, но изменения в образовательном пространстве уже ощутимы. Фонд развития онлайн-образования активно продвигает этот подход. Кроме того, на платформе «Открытое образование» уже доступны курсы от ведущих университетов. Стоит учесть, что интеграция новых технологий в обучающие курсы — процесс небыстрый. Он может занимать от полугода до двух лет.
Как OPM-модель помогает бизнесу
Прикладные программы с понятным инструментарием для решения задач бизнеса нужны многим компаниям независимо от профиля. На программах высшего образования обычно дают более сложные задачи, например связанные с научно-исследовательской деятельностью, но зачастую многим сотрудникам не хватает практики.
В разных отраслях сегодня есть запросы на новые технологии. Но с искусственным интеллектом умеют работать далеко не все выпускники «классических» вузовских программ. Поэтому те учебные заведения, что используют OPM-модель, готовят более опытных специалистов, которые могут решать задачи в компаниях уже с первого дня.
Некоторые крупные бренды также делегируют сложные задачи стартапам. Это происходит потому, что они не могут решить одну задачу конкретным инструментом. Для этого нужны люди, которые смогут эти инструменты разработать. И здесь решающую роль играет подготовка профессиональных кадров с нуля. Например, в рамках работы студенты онлайн-магистратуры МФТИ и Skillfactory «Прикладной анализ данных в медицинской сфере» помогли разработать модель для поиска медицинских данных в частично структурированных базах данных. Погружение в специфику рынка на совместных программах с вузами создает пространство для появления новых технологических бизнесов.
Будущее модели
Университеты и EdTech-компании стали осознавать взаимную ценность. Это открывает путь для новых совместных форматов и инициатив. При этом не только технологический сектор показывает интерес к онлайн-образованию. Появляется все больше программ, ориентированных на традиционные отрасли.
Государство и министерства не смогут игнорировать растущий объем онлайн-программ. Это, скорее всего, приведет к созданию новых, более гибких и эффективных форматов образования. Будет появляться все больше программ, учитывающих специфику разных отраслей, что сделает образование более адаптивным и отзывчивым на текущие потребности рынка.