Реформа образования, 19 фев, 12:07

Как получить диплом за разработку стартапа

Читать в полной версии
Фото: Freepik
В 2017 году в России в рамках инициативы «Стартап как диплом» студенты впервые защитили свои бизнес-проекты в качестве выпускных работ. Эксперты рассказали о преимуществах и недостатках такого подхода

«Стартап как диплом»: что вы знаете об этой инициативе?

Обучение на примере реального проекта

С 2021 года студенты 40 российских вузов вместо защиты традиционного диплома могут защитить свою бизнес-идею. Преимущества подхода объяснял декан факультета технологического менеджмента и инноваций университета ИТМО Антон Гопка: «Обучение на примере реального проекта, который сразу становится для учащегося своим, меняет роли преподавателя и студента, меняет методологию. Для нас важно дать студенту попробовать сделать то, что кажется контринтуитивным. Такой подход к обучению позволяет учащимся проверить сложную гипотезу, не переживая за неуспех или потери».

С этим мнением согласился Александр Осадченко, директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ: «Главное преимущество такого формата защиты для студентов — изменение парадигмы мышления: из классической для студента исполнительской позиции перейти в позицию владельца проекта. Сегодня наиболее важным показателем востребованности выпускника является метрика time-to-project (время включения в проект). Сегодня нет времени ждать, пока работник разберется, переучится и пройдет адаптацию».

Стартап вместо диплома: как устроена альтернатива выпускной работе
Экономика образования 

Нет четких критериев отбора бизнес-проектов

Несмотря на явный плюс нового формата, практическую ориентированность дипломной работы, он довольно медленно набирает популярность среди будущих специалистов. Дмитрий Боровиков, заместитель проректора ДВФУ и директор технопарка «Русский», объяснил, что «университеты считают стартапами разные сущности». То есть в одном вузе достаточно презентовать лишь идею, а в другом придется привлечь инвесторов и осуществить продажи.

Опрошенные студенты и преподаватели действительно назвали главной проблемой программы отсутствие единой документации и методологии. В этом вопросе мнение директора технопарка «Русский» таково, что допускать к защите следует только командные проекты, у которых есть MVP (прототип), понятная модель финансирования и потенциал масштабирования.

Как превратить студенческий стартап в новый Reddit
Экономика образования 

Нехватка квалифицированных кадров

Трудности при осуществлении инициативы вызывает и отсутствие квалификации у преподавателей. «Стартап как диплом» для университета — это драйвер для трансформации формата обучения. Появляется экспертный совет, привлекаются лидеры индустрий, постепенно эти люди входят в университет и становятся спикерами, преподавателями, экспертами, менторами и т.д. Если этого повода нет, если нет ярких проектов, то привлечь лучших практиков в стены вуза крайне сложно — в них просто нет необходимости. Нужно внедрять новые возможности, тогда на них придут практики», — пояснил Гопка.

Похожий путь трансформации описал академический директор программы MOOVE by Skolkovo MTS Александр Колегов: «Учебным заведениям нужно создавать больше условий для «гибридного» обучения, когда студенты, учась в магистратуре, помимо академических знаний работают над своим стартапом с более опытными предпринимателями. Учебные заведения должны обеспечивать среду, где команда встречается с предпринимателями. За счет этого возможен не только бизнес-результат, но и процесс самого обучения или практического применения знаний становится более ценным для студентов».

Как сделать студенческий стартап успешным
Экономика образования 

Сверхнагрузка на студентов

Очередная сложность инициативы «Стартап как диплом»— двойная нагрузка на будущих специалистов. Боровиков признался, что сразу после запуска инициативы у студентов ДВФУ действительно была как стандартная защита, так и выступление перед предпринимателями и бизнес-экспертами. Кстати, сами выпускники, столкнувшиеся с новвведением, отмечают, что это не было похоже на защиту двух дипломов и не вызвало больших трудностей. В любом случае в ДВФУ теперь все иначе. «Сейчас проходит одна защита, которая больше похожа на презентацию на демо-днях. Это своего рода питч про бизнес-составляющую проекта», — заверил заместитель проректора.

Несмотря на все сложности, запуск собственного бизнеса — хорошее подтверждение высокой квалификации, полученной в вузе. Среди главных преимуществ формата студенты отмечают работу над реальным полезным проектом, развитие прикладных навыков, а также общение с реальными экспертами, которые могут стать инвесторами и покупателями продукта.

Эксперты «РБК Трендов» о стартапах:

Реформа образования Высшее образование Образовательные стартапы Стартап
Главное