Как жертвовать на благотворительность грамотно: мнения экспертов
Не повестись на мошенников
Тот, кто не способен игнорировать персональные призывы о помощи, чаще других расстается с деньгами на улице или в соцсетях, перечисляя средства на чью-то личную карту. Отзывчивые и эмпатичные люди — идеальная жертва мошенника.
Любовь Ермолаева, управляющий партнер проекта BuySocial, отмечает, что «честные благотворительные фонды не собирают пожертвования через волонтеров на улицах и в электричках и не обменивают их на флажки». «Это мошенники. Исключение — волонтеры, которые подходят на улице с бейджиками организации и рассказывают о ней, предлагая подписаться на регулярные пожертвования, но они не собирают наличные», — отмечает Ермолаева.
Однако не всегда сборы на улицах и в соцсетях организованы аферистами. Александра Бабкина, директор социальных проектов VK, поясняет, в каких случаях это может быть уместно: «Например, человеку требуется не очень большая сумма или помощь нужна по направлению, которого нет в НКО. А еще возможны случаи, когда человек просит помощи в регионе, где нет профильного НКО или он уже уехал на лечение за границу, не рассчитал средства и остался без денег. В этих случаях фонды помочь не в силах: тогда человек обращается за помощью к друзьям в соцсетях».
Поэтому, чтобы деньги точно попали по адресу, волонтера следует расспросить о сборе. Мошенников легко вычислить: они не продумывают легенду, рассчитывая на сердобольность благотворителей; не могут назвать сайт или адрес фонда, имя его руководителя и прочее.
С миру по нитке
Многие считают бессмысленным жертвовать на благотворительность мелкую сумму. Ведь для сбора в несколько миллионов условные ₽50 — совсем незначительная сумма. Но что лучше для НКО: единовременный крупный взнос или ежемесячные небольшие отчисления? Фонд «Нужна помощь» (включен Минюстом в реестр иноагентов) запустил в 2018 году кампанию под лозунгом «Один рубль — много, когда нас много», в рамках которой желающие могут подписаться на одну из проверенных организаций и ежедневно жертвовать туда небольшую сумму. В акции на постоянной основе принимают участие свыше 100 тыс. человек. За два года было собрано более ₽155 млн, что помогло спасти не одну жизнь. Постоянные, пусть и небольшие, пожертвования, помогают фонду планировать бюджет и, как следствие, помогать большему числу людей.
Доверяй, но проверяй
Часто порыв материально помочь незнакомому человеку разбивается о недоверие к фондам. И хотя многие из них ведут прозрачную отчетность, немногие люди готовы с ней разбираться. Поэтому проверкой фондов занимаются, например, сервис «VK Добро» и фонд «Нужна помощь». «НКО, открывающая сбор помощи, обязана отчитаться о том, на что были потрачены пожертвования», — объяснила Александра Бабкина.
То есть отсутствие информации о том, как были потрачены пожертвования и к каким результатам привели, — маркер мошенников? Необязательно. Бывают маленькие организации, которые только начали работу и у которых не на все хватает времени. Но даже им можно звонить и писать. Повод задуматься о добросовестности организации — отказ в предоставлении уточняющей информации.
Закон не писан?
По закону, НКО разрешено тратить не более 20% нецелевых пожертвований на обеспечение своей административно-хозяйственной деятельности. Это необходимые траты для организации помощи. С этим не согласны представители фонда «Подари жизнь», утверждая, что на внутренние процессы достаточно 4–6% от полученных средств.
Куда идут «лишние» средства? Владимир Берхин, президент фонда «Предание», признается: «В российской благотворительности воровства достаточно много. Причина проста: никто благотворительный мир толком не контролирует». Однако это не причина не жертвовать. Нужно только ответственно выбирать проверенный фонд, в отчетности которого можно проследить, когда, кому и в каком количестве были потрачены пожертвования».
Эксперты «РБК Трендов» о благотворительности: