Профессии будущего, 31 янв, 09:00

Исследование: что в России думают о профессии маркетолога

Читать в полной версии
Фото: Freepik
На рынок выходят новые бренды, для их продвижения требуются целые отделы маркетинга. Но россияне считают, что это не самая перспективная профессия. Изучаем результаты исследования «СберМаркетинга»

В отчете о будущем профессий Всемирного экономического форума за 2023 год отмечается растущая потребность компаний в специалистах по маркетингу. Также эксперты прогнозируют увеличение количества рабочих мест, связанных с цифровым маркетингом. Мировые тенденции находят отражение и на российском рынке: отраслевые эксперты видят увеличение спроса на цифровых маркетологов. Это связано с появлением нового, в том числе регионального, малого и среднего бизнеса.

Несмотря на то что февраль 2022 года был ознаменован резким сокращением вакансий для специалистов по продвижению продуктов и услуг, сейчас ситуация заметно изменилась. В третьем квартале 2023 года количество рабочих мест для специалистов в сфере маркетинга увеличилось в 2,5 раза по сравнению с таким же периодом в 2022 году. Востребованность профессии маркетолога по итогам 2023 года отмечают и в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Валентин Смоляков, президент АКАР:

«Самую большую группу работников креативных индустрий формируют менеджеры по рекламе и маркетингу (24,4% от всех работников креативных профессий). Если оценивать ситуацию на рынке профессий, то количество новых должностей в сегменте Marketing Services в прошлом году выросло в два раза по сравнению с 2022 годом».

В «СберМаркетинге» решили выяснить, что сейчас происходит с профессией маркетолога. Для этого специалисты компании провели опрос, который рассматривает отношение к этой сфере как среди профессионалов, так и среди населения.

Какие данные изучались

На платформе «Яндекс.Взгляд» в сентябре 2023 года провели онлайн-анкетирование среди жителей городов с населением более 100 тыс. человек. В опросе приняли участие 1566 россиян старше 18 лет. В выборке были представлены как маркетологи, так и остальные жители страны, их ответы сравниваются друг с другом. Работают или учатся в области маркетинга 5% участников анкетирования.

Авторов опроса интересовало, как специалисты воспринимают себя и как их воспринимает общество, сколько зарабатывают в столице и в регионах. Часть вопросов была посвящена причинам выбора профессии и необходимым навыкам для начала работы.

Самые полезные нейросети для маркетологов
Экономика инноваций 

Результаты исследования

Перспективы профессии

Только 11% россиян считают маркетинг востребованной профессиональной областью. Лидерами в списке перспективных профессий они называют программирование (51% опрошенных), строительство (20%), а также инженерное дело (15%). У маркетологов другое мнение: 43% опрошенных считают свое направление самым востребованным, второе место у IT-специальностей (41%), третье поделили творческие профессии и инфобизнес (по 19%).

Большое число брендов, которые появились в последнее время, и умение продвигать и продавать — основные причины востребованности профессии. Маркетологи также отмечают, что их специальность находится на стыке рекламы и IT: нужно уметь работать с большими данными и разрабатывать технологичные продукты для продвижения в медиаканалах.

Анна Тупикина, директор по маркетингу «СберМаркетинга»:

«Маркетинг, как и многие другие профессии, будет трансформироваться за счет внедрения новых технологий и автоматизации рутинных процессов. Уже сегодня искусственный интеллект хорошо справляется с генерацией макетов, прогнозированием и анализом рекламных кампаний. Но именно маркетологи формируют настоящую ценность продукта для общества: правильные смыслы и свежие идеи. За последние восемь месяцев только на FMCG-рынке в России запустилось 7300 новых брендов (по данным Nielsen IQ), и им всем нужны маркетологи, которые помогут вывести на рынок новые товары и услуги».

Почти половина опрошенных маркетологов (43%) готова рекомендовать эту профессию своим детям. Среди жителей России 32% респондентов хотели бы, чтобы их дети осваивали это направление. Главными преимуществами работы на рекламном рынке участники опроса называют хорошую зарплату, творческий характер профессии и возможность работать на удаленке.

Зарплата

По данным исследования, 42% населения и 43% маркетологов считают, что зарплата в этой профессиональной сфере составляет не меньше 80 тыс. руб. в месяц. Еще 26% жителей страны и 34% маркетологов оценивают уровень зарплаты от 50 тыс. до 80 тыс. руб. По данным «ГородРабот.ру» за 2023 год, средняя заработная плата маркетолога в России составила 69 928 руб.

Необходимые навыки

Большинство опрошенных считает, что необходимые для работы маркетолога навыки можно получить на стажировке в крупной компании (50%) или в вузе (46%). А пользу онлайн-курсов по маркетингу оценили 48% маркетологов и только 34% жителей.

Эти данные соотносятся с исследованием АКАР за 2022 год. Тогда подсчитали, что в рекламной индустрии высшее образование по специальности «маркетинг и менеджмент» получили 69% сотрудников низшего уровня управления и 67% — среднего уровня. Среди управленцев высшего уровня соответствующее образование получили 56% человек. Но при отборе сотрудников в рекламные агентства гораздо более весомым является опыт работы в рекламных агентствах. Его в качестве базовых требований к кандидатам рассматривают 46% опрошенных.

Профессии будущего Исследования и доклады Россия
Главное