Какими были Деды Морозы в разных странах и как их называли
А в чем тренд?
Маркетинг может повлиять на вкусовые предпочтения потребителей, общественные и даже национальные традиции. Например, розовый цвет стал ассоциироваться с девочками, а голубой с мальчиками только после Второй мировой войны. Так компании хотели стимулировать покупать родителей больше одежды для своих разнополых детей, потому что раньше различий по цвету одежды для мальчиков и девочек не было, и братья и сестры донашивали одежду друг за другом. Другой пример влияния маркетинга — Дед Мороз, на образ которого повлияла реклама Coca-Cola.
Кто такой Дед Мороз и как он появился
Дед Мороз — это вымышленный персонаж, который дарит детям подарки, один из символов Нового года и Рождества. В разных странах Дедов Морозов называют по-разному, наделяют разными возможностями и традициями. Например, в США Санта-Клаус летает по небу на санях, запряженными оленями, и дарит послушным детям подарки, а непослушным — уголь. В России Дед Мороз запрягает сани тройкой лошадей и кладет подарки под елку, причем непослушных детей он не наказывает.
Прообразом Деда Мороза считают христианского святого Николая Чудотворца. Согласно преданиям, он подбросил кошелек с деньгами бедным девушкам. По другой легенде, он бросил кошелек в каминную трубу, и он упал в чулок, который оставили там сушиться.
В Средние века в Европе появилась традиция дарить детям подарки от имени Николая Чудотворца 6 декабря — в день святого Николая. Позже традицию перенесли на Рождество, когда в городах проводились рождественские ярмарки.
Как Coca-Cola перепридумала Санта-Клауса
Сейчас американский Санта-Клаус, французский Пэр Ноэль, финский Йоулупукки и Деды Морозы из других стран выглядят похоже друг на друга: это веселый седовласый пожилой мужчина с бородой в красном пальто, брюках и шапке с белым мехом. Однако так было не всегда. Больше 100 лет назад Пэр Ноэль выглядел как священник, а Йоулупукки был похож на козла.
Все изменила рекламная кампания Coca-Cola. В 1931 году компания начала размещать рекламу в популярных журналах. Арчи Ли, исполнительный директор рекламного агентства D'Arcy, работающего с Coca‑Cola, хотел, чтобы в рекламе был изображен здоровый и реалистичный Санта. Поэтому Coca-Cola поручила иллюстратору Хэддону Сандблому разработать рекламные изображения с Санта-Клаусом.
Сандблом вдохновился стихотворением Клемента Кларка Мура 1822 года «Визит Святого Николая». В этом произведении Санта-Клаус был впервые описан как добрый, пухлый, веселый, старый эльф, который летает на санях по небу, попадает в дом через дымоход и оставляет подарки в носках, висящих над камином.
Сандблом изобразил Санта-Клауса, конечно, не эльфом, но пухлым, веселым старичком в красном костюме с белыми меховыми манжетами. Моделью иллюстратора стал его друг — продавец Лу Прентисс.
Как Деды Морозы в разных странах выглядели век назад
Великобритания
До Викторианской эпохи образ Деда Мороза (Father Christmas) в Великобритании был связан с праздничным рождественским застольем и весельем для взрослых. У него не было одного костюма, его изображали в разных нарядах, но, как правило, с венком из остролиста на голове. А еще он ездил на козле.
В середине XIX века рождество стало семейным праздником, и Дед Мороз стал персонажем для детей, а не для взрослых. Среди его атрибутов появились мантия, длинная седая борода и посох. На голове мог быть капюшон или венок.
Сейчас в Великобритании распространены два персонажа — известный всем Санта-Клаус и традиционный Дед Мороз, одетый в мантию.
Нидерланды
В Нидерландах Деда Мороза называют Синтерклаас. Он носит митру (венец епископа) и красную мантию. По легенде, Синтерклаас ездит на белой лошади, а помогает ему темнокожий помощник Зварте Пит. Кроме того, Синтерклаас оставляет подарки в обуви, выставленной на подоконнике. На образ Синтерклааса Coca-Cola не повлияла, и персонаж остался верен своему внешнему виду и национальным традициям.
США
В США Санта-Клауса привезли нидерландские колонисты в середине XVII века. В 1863 году в журнале Harper’s Weekly художник Томас Наст изобразил Санта-Клауса в виде доброго на вид, пухлого старичка с бородой, который курил трубку и нес подарки. Наст также сказал, что персонаж живет на Северном Полюсе и записывает в специальной книге хорошие и плохие поступки детей.
Франция
Во Франции Пэр Ноэль стал рождественским персонажем в середине XIX века. Его начали изображать в длинной мантии или шубе и с длинной белой бородой. Как и его нидерландский коллега, он оставляет подарки в башмаках. В XX веке благодаря рекламе Coca-Cola Пэр Ноэль принял облик Санта-Клауса.
Финляндия
Скандинавский Йоулупукки, который переводится как «Святочный козел», изначально был символом празднования середины зимы и был злым духом Нуттипуки, который ходил по домам и требовал подарки и объедки со святочного пира. В XIX веке, когда стал распространяться образ святого Николая, Нуттипуки превратился в Йоулупукки, и персонаж стал дарить детям подарки. В XX веке Йоулупукки стал выглядеть как Санта-Клаус. Хотя в некоторых регионах Финляндии сохранился традиционный персонаж Нуттипуки.
Россия
В России Деда Мороза придумали писатели. В середине XIX века появились образы Мороза Ивановича, созданного Владимиром Одоевским, и Морозко, фольклорного персонажа, записанного Александром Афанасьевым. Когда в России по немецкому обычаю стали украшать елку на Рождество, под нее начали ставить в качестве украшения фигурку Мороза Ивановича.
С 1929 по 1935 год советские власти запретили ставить на Рождество елку и вместе с ней Деда Мороза. Но в 1936 году передумали и вернули елку и Деда Мороза, причем вместе с новым персонажем — Снегурочкой, потому что стране нужны были новые традиции и ритуалы. Только теперь они стали символами не Рождества, а Нового года.
Что касается наряда Деда Мороза, то сначала он был белым. Красным он стал в 1940-х годах. В дальнейшем образ Деда Мороза во многом сформировал советский кинематограф, который наделил персонажа посохом, белой, синей и красной шубами и шапками, а также тройкой лошадей.