Агротех, 19 дек 2023, 10:22

Российское вино: какое оно сейчас и к чему нужно стремиться

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
«РБК Тренды» изучают состояние российской винодельческой отрасли: насколько конкурентоспособно отечественное вино, как улучшить его качество, на какие местные сорта делать ставку и к какому будущему нужно стремиться

Об авторе: Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple Group.

Фото: пресс-служба Simple

О структуре потребления алкогольных напитков в России

Вина мы потребляем всего 6,2 л в год на человека и живем в рамках диаграммы «60 на 40». Большая часть спроса приходится на российское вино, меньшая — на импортированное из других стран. Однако в этих 60% до 2019 года было много так называемого балка. Готовое вино наливали в металлические цистерны, привозили к нам, разливали в бутылки, и оно чудесным образом становилось «российским». Запрет этого зачастую пагубного явления привел к падению всей категории, но теперь она постепенно восстанавливается.

Я считаю, что доля вина в диспозиции должна увеличиваться. Дело в том, что это продукт совершенно иного плана, чем пиво и крепкие напитки. Чаще всего его пьют в компании друзей, за приятными беседами и с подходящей едой. Безусловно, любые спиртные напитки нужно употреблять умеренно и с осторожностью, но среди них именно вино в наименьшей мере несет риск алкоголизации населения.

Самый популярный в РФ алкогольный напиток — пиво. В среднем каждый россиянин выпивает 50 л пива в год, оно занимает 80% всего рынка. На мой взгляд, это большая проблема. До 2011 года законодательно пиво не приравнивалось к остальным алкогольным напиткам, и долгое время дешевый продукт можно было широко рекламировать с минимальными ограничениями. Последствия мы наблюдаем до сих пор. До 2011 года наша страна семь лет подряд занимала первую строчку рейтинга государств с самым высоким показателем подросткового алкоголизма.

Спрос на крепкие напитки стабилен — объем их потребления составляет 8 л на человека в год. Но мы не можем оценить масштабы подпольного производства и измерить потребление нелегального крепкого алкоголя. К сожалению, во время кризисов эти показатели всегда растут.

О пользе от увеличения качества российских вин

Винодельческая индустрия Франции формирует около 1% ВВП страны. Но стоит добавить к ней смежные направления — гастрономию и туризм, которые во многом живут за счет вина, и доля ВВП увеличится пятикратно. Такой же подход возможен и в России.

Также нам предстоит большая работа по «очистке» категории вина. Примерно 10–15% объема его потребления в РФ приходится на так называемые плодовые вина и винные напитки, не имеющие к настоящему вину никакого отношения. Государство просто закрывает на них глаза, как и на слабоалкогольные напитки в банках и пластиковых бутылках. Такой дешевый низкокачественный алкоголь прививает потребителю плохой вкус и нередко приводит к ужасным последствиям. Все помнят историю лета 2023 года: тогда случилось массовое отравление замаскированным под сидр слабоалкогольным напитком, из-за которого погибло много людей. Крайне печально, что мы уже много лет боимся дистанционной продажи легального алкоголя, но ничего не делаем, для того чтобы подобные ситуации не повторялись.

Как выглядит инновационный трактор для виноделия
Индустрия 4.0 

Об объемах посадок и соответствии мировым стандартам

Согласно официальной статистике этой весны, в России 101 тыс. га виноградников. Однако плодоносят из них 82 тыс., и сюда входят далеко не только посадки, которые дают урожай для производства вин. Здесь и виноград для создания дистиллятов, и столовые сорта — для еды. Последние вполне разумно было бы перенести с южных территорий, которые оптимальны для выращивания сырья для качественного виноделия, в республики Северного Кавказа, где виноград для производства вина выращивать нельзя. Так мы сможем делать больше хороших вин, создадим новые рабочие места и снизим зависимость от импорта: более 80% столового винограда все еще привозится в Россию из-за рубежа.

Однако самая большая проблема российского виноделия связана с тем, что мы все еще придерживаемся советской экстенсивной модели производства. Виноградники сконцентрированы на продуктивных равнинных слоях почвы. Они активно плодоносят, и мы собираем до 40 т винограда с гектара, получая много вина с посредственными вкусовыми характеристиками. При этом даже в Европе верхний предел урожайности для столовых вин ограничен 30 т с гектара. Я считаю, что нам не нужно делать много — нам нужно делать качественно. Золотой мировой стандарт серьезного виноделия — это урожайность 8 т с гектара, и именно к нему хочется стремиться.

Фото: пресс-служба Simple

Урожайность ограничивают за счет уплотнения посадки и обрезки части завязавшихся почек или молодых зеленых гроздей ранним летом. С меньшим количеством ягод лоза дает более качественный урожай, вино из него получается более ароматным и интересным. Но во многих российских хозяйствах вместо нескольких килограммов ягод с одной лозы снимают до 15 кг. При таком подходе ни о каком качестве и долгосрочном потенциале развития получившегося напитка речи идти не может. Уплотнить посадки тоже сложно, потому что техника, которая используется сейчас, не сможет проходить по более узким рядам. И, разумеется, работа с, допустим, 5 тыс. лоз на гектаре посадок требует кратно больших инвестиций, чем с текущими 1600 лозами. К счастью, государство, которое, к слову, на 80% субсидирует новые посадки виноградников, видит все эти сложности и уже ведет диалог с винодельческой индустрией.

Нам обязательно нужно вместе работать над повышением качества российского вина, потому что это самый продуктивный путь. От соответствия давно зарекомендовавшим себя мировым стандартам выиграют все. Люди получат новые рабочие места. Продукция производителя станет дороже, но у нее увеличится маржинальность. У государства будет большая налоговая отдача. Потребитель получит качественный продукт, сопоставимый по стоимости с зарубежными аналогами. Но пока любители вина в нашей стране живут словно в двух отдельных мирах. Значительная их часть обладают хорошим вкусом, потому что знакомы с достойными образцами виноделия из других стран. А другая — тоже весьма значительная — часть аудитории выбирает российский продукт в его текущем массовом исполнении.

О российских сортах винограда

Еще одна проблема российского виноделия в том, что у нас зарегистрировано чудовищное количество гибридных сортов винограда и сортов, полученных методом скрещивания. Зачем мы занимаемся выращиванием морозоустойчивого сорта «цитронный магарача» в северных широтах, в то время как отлично подходящие для качественного виноделия территории юга страны занимает столовый виноград? Потребителю он тоже непонятен и неинтересен, особенно при наличии замечательных отечественных автохтонов, например хорошо подходящего для производства игристых вин кокура из Крыма, тонкого и похожего на пино нуар цимлянского черного с Долины Дона, мощного и танинного красностопа из Краснодарского края. Но проблема есть и здесь: нам пока только предстоит научиться с ними работать — определить оптимальные для выращивания зоны, выбрать подходящую технологию производства, оценить долгосрочный потенциал. На это нужны десятилетия. Пока процесс идет, нам нужно заниматься классификацией и стандартизацией — установить зоны производства, подобрать для каждой оптимальные сорта. Словом, совершить то, что во Франции сделали в 1932 году, а в Италии — в 1968-м.

В то же время мы уже сейчас умеем на достойном уровне работать с международными сортами винограда. На мой взгляд, лучшие современные образцы отечественного виноделия — это именно их ассамбляжи (вина, сделанные из нескольких сортов винограда. — «РБК Тренды»). Климат и почва юга России подходят для их выращивания. Например, в районе Геленджика жарко, а в расположенной в узком коридоре между морем и горами долине гуляют суховеи (сухие ветра): местные вина по стилистике похожи на долину Роны во Франции. Выше Новороссийска есть зоны степного влияния с рисками заморозков, и здесь уже сейчас делают одно из лучших игристых вин страны. Неподалеку находится Семигорье — оно сравнимо с немецкой долиной Рейна, и тут научились отлично работать с рислингом.

Умелые виноделы понимают это и используют. Недавно мы завершили «Большую русскую винную экспедицию» Simple Wine News по российским хозяйствам и вместе с ведущими экспертами индустрии сформировали и выпустили топ-100 российских вин. Рейтинг стал результатом почти 100-дневной экспедиции по винодельческим регионам страны. Участие в экспедиции приняли 18 профессионалов, среди которых действующие сомелье, руководители винотек, винных баров и школ вина, а также профильные авторы.

Одновременно с этим мы собрали всю возможную статистику о качественном виноделии страны. Мы уверенно можем сказать, на каких высотах находятся посадки, какая у них экспозиция, что за сорта выбраны, почему именно они и не только. На таком уровне нам нужно «препарировать» хотя бы весь юг страны в районе оптимальной для выращивания технических сортов винограда 45-й параллели.

Бордо в иллюминаторе: зачем виноделы отправили ящик красного на МКС
Экономика инноваций 
Reuters">

Об изменении климата и его влиянии на российское виноделие

Глобальное изменение климата влияет на Россию, но это не значит, что мы начнем выращивать технические сорта винограда в Подмосковье. Все работает иначе: меняется длительность сезонов. Осень и весна становятся короче, зима тоже, а лето, наоборот, затягивается. Мы будем сталкиваться с недостатком влаги, но никуда не денемся от привычного промерзания почв из-за отрицательных температур.

Посадки технических сортов винограда не поднимутся выше долины Дона и нижней Волги. Территория качественного виноделия останется там, где она уже находится сейчас, — на 45-й параллели. Она тянется от Крыма через Новороссийск и окрестности, доходя до Сочи, где слишком влажно, и Кавказа. У Чечни и Ингушетии совершенно точно есть потенциал в области хорошего виноградарства столовых сортов. Дальше параллель переходит на другие страны и вновь продолжается в РФ лишь в Приморье. Я уверен, что заниматься вином на Дальнем Востоке тоже необходимо хотя бы просто потому, что земля здесь очень дешевая. Такое решение закроет часть регионального спроса и позволит не переплачивать за логистику продукции внутри страны.

О доступе к современным технологиям и государственной поддержке

Мы живем в стране, где все привыкли мыслить творчески. Зарубежные производители бочек больше не осуществляют прямые поставки, но страна нашла выход: продукция значительно подорожала, однако остается доступной. Импортные удобрения постепенно заменяет отечественная химическая промышленность. С металлическими чанами проблем нет — стали в стране достаточно, технология несложная, соответствующие производства уже есть. Более того, у нас даже есть излишки, которые могли бы пойти на экспорт: тут я имею в виду стекло.

Есть проблемы с натуральной пробкой, зато все хорошо с ее винтовым аналогом, который в текущей ситуации подходит гораздо лучше. А вот для того, чтобы убедить потребителя в том, что для базовых вин с небольшим потенциалом она подходит даже лучше, поскольку избавлена от риска развития корковой болезни, еще придется приложить много усилий. Кстати, инвестиции в производство винтовых пробок сейчас чрезвычайно актуальны — спрос хороший.

Другой вопрос в том, что в России сейчас высокая стоимость рабочей силы сочетается с кадровым голодом. Это заметно усложняет задачу по производству качественного вина в самой востребованной у потребителей ценовой категории «до ₽500 на полке». Сейчас государство ввело дополнительные заградительные меры против иностранных вин, но на такие меры любой рынок всегда реагирует одинаково: стоимость национальной продукции мгновенно поднимается. Я уверен, что нужно действовать иначе — необходимо освободить российское вино от НДС или хотя бы части этого налога, как это уже было однажды сделано для ресторанов.

Отечественным производителям вина сейчас остро нужны средства на развитие. На мой взгляд, временное выпадение 55 млрд государственного дохода от НДС в этой сфере практически не повлияет на общий бюджет страны. Реинвестирование этих денег принесет гораздо больше выгоды в будущем. Так можно подтянуть качество и завоевать искреннюю любовь потребителя, а затем нарастить объем производства и увеличить оборот.

Фото: пресс-служба Simple

О популяризации российского вина

В России не так много производителей, которые могут выпускать вино тиражом более чем полмиллиона бутылок и самостоятельно заниматься маркетингом и дистрибуцией. Небольшое хозяйство с объемом производства 100–300 тыс. или тем более несколько десятков тысяч бутылок не может себе этого позволить. Им на помощь приходим мы — Simple Group выступает как эффективная маркетинговая платформа. Винодельческое хозяйство полностью сконцентрировано на своем основном занятии, а мы рассказываем о его продукции потребителю и занимаемся реализацией.

После 2014 года на волне бурного роста интереса к российскому вину многие производители не пошли к дистрибьюторам и стали работать с ретейлерами самостоятельно. Их продукция действительно появились на полках магазинов, но, когда ситуация стабилизировалась и спрос выровнялся, продажи резко замерли одновременно с инфляционными скачками, заставившими потребителей гораздо тщательнее считать деньги в кармане.

Свой портфель вин от российских производителей мы сформировали только к 2017 году — позже всех на рынке. При этом мы намеренно не смотрим на наиболее бюджетные позиции, о качестве которых я уже много сказал, и не целимся в космос — не ставим на полки штучный товар, который продается по очень высоким ценам фактически только за счет харизмы производителя и сформированной вокруг него группы энтузиастов. Наше внимание сконцентрировано в реальном ценовом сегменте от ₽600 до ₽4 тыс.

Изменение климата может улучшить качество французских вин
Зеленая экономика 

О будущем российского виноделия

Я бы не хотел видеть Россию производителем массового, плоского и неинтересного вина советского типа. Тем более что у нашего виноделия огромный потенциал: есть подходящий климат, земля для посадок, интерес потребителя и стремление создавать по-настоящему хороший продукт.

Если бы у меня была возможность немедленно сделать что-то прямо сейчас, то я бы выбрал другую стратегию на уровне государства. Нам нужно забыть про борьбу с импортом, потому что лозунги, которые используются сейчас, недолговечны. Когда-нибудь ситуация стабилизируется, отношения между странами вновь наладятся, и что мы будем делать тогда? Неужели наказывать тех, кто вложил много средств и сил в развитие отечественного продукта? Вместо этого следует взять курс на увеличение ежегодного потребления вина на душу населения хотя бы до 12 л. Разумеется, не на ровном месте, а за счет перетока спроса из других категорий.

Для этого нужно работать с качеством и повышать культуру. В условиях здоровой конкуренции нет ничего страшного, если объем импорта вина временно в силу объективных причин сравнялся с объемом его производства в собственной стране. Приблизительно так же дела обстоят в США. Импорт даже превышает локальное производство. При этом в качестве вин из Калифорнии никто давно не сомневается — там немало великих виноделен, продукция которых занимает почетные места в самых серьезных коллекциях.  

Агротех Будущее экономики Мнение
Главное