Цифра дня, 10 ноя 2023, 15:02

19% российских компаний принимают на работу подростков

Читать в полной версии
Среди российского бизнеса растет интерес к работе с подростками. Более 60% компаний проводят молодежную политику, в том числе направленную на учащихся школ. Рассказываем об исследовании

В России подростков на работу принимает почти каждая пятая (19%) опрошенная компания, говорится в исследовании платформ «Профилум» и hh.ru, проведенном по просьбе всероссийского проекта «Билет в будущее».

В исследовании, которое проводилось осенью 2023 года, приняли участие представители 145 компаний из более чем 40 регионов России и разных отраслей. Из них 24% — крупный бизнес, 48% — средний, 28% — малый. Также исследование включило в себя 19 глубинных интервью с федеральными и региональными работодателями.

В большинстве случаев компании принимают подростков на летние подработки (67%) и неквалифицированный труд — вакансии курьеров, сотрудников call-центров, продавцов, официантов. Однако 7% опрошенных рассматривают школьников на проектную работу, требующую профессиональных навыков, 10% нанимают их на постоянной основе.

Особенно высокий интерес к найму школьников проявляют крупные компании: трудоустраивать их готовы 26%. Среди представителей среднего и малого бизнеса этот показатель составляет 22 и 10% соответственно.

Помимо трудоустройства бизнес развивает и другие направления работы с подростками: 61% опрошенных российских компаний уже проводит молодежную политику, еще 34% планируют начать это делать. 29% собираются привлекать или уже привлекают школьников до 14 лет на различные мероприятия. Главным фактором работы с молодежью 96% компаний назвали привлечение молодых сотрудников и формирование собственного кадрового потенциала. На втором и третьем местах — развитие молодежи внутри компании (58%) и усиление бренда работодателя (54%). Также 49% опрошенных компаний в числе целей проведения молодежной политики указывают развитие отрасли в целом, 31% назвали просвещение и помощь молодежи в самоопределении.

В рамках молодежной политики 9% ориентируются на учащихся школ, еще 41% только планируют охватить эту аудиторию. При этом среди всех опрошенных работодателей 60% не знают о процедуре упрощения найма подростков (летом 2023 года был принят ФЗ № 259, который отменяет необходимость согласия органа опеки и попечительства при поиске подработок для подростков от 14 до 18 лет). Информирование работодателей может стать значимым фактором в развитии молодежной политики в сфере трудоустройства подростков.

Важной инициативой стало сотрудничество компаний с профориентационными проектами, которое помогает работодателям повышать свою узнаваемость среди подростков, выстраивать HR-бренд и формировать кадровый резерв.

Иван Есин, управляющий директор фонда Гуманитарных проектов (оператор программы «Билет в будущее»):

«Проект «Билет в будущее» уже показал свою гибкость в вопросах адаптации форматов под нужды и партнеров, и учеников, которые стремятся сформировать свое решение, попробовав разные профессии еще в школе. Мы также выступаем посредниками между государством и бизнесом. Уверен, что те учащиеся сегодня, которые когда-то станут работодателями, проявят в будущем большую лояльность к молодым соискателям, если получат позитивный опыт сейчас».

По данным эксперта, 81% среди тех, кто пока не направляет молодежную политику на учащихся школ, сообщили о готовности сотрудничать с центрами профориентации.

Почему профориентация не работает и какой она должна быть
Экономика образования 

Как показало исследование, основные задачи в вопросах молодежной политики у федеральных и региональных работодателей различаются. Если для федеральных работодателей важно масштабирование собственных профориентационных практик и повышение узнаваемости бренда, то для региональных — формирование кадрового резерва для закрытия позиций в будущем.

Виталий Алтухов, директор по разработке и исследованиям, сооснователь «Профилум»:

«Смягчение законодательства и введение с 1 сентября 2023 года профминимума (комплекса профориентационных мероприятий, направленных на повышение мотивации и осознанности подростков к выбору профессии, будущей карьере и профессиональному развитию) стали важными драйверами молодежной политики бизнеса в отношении подростков. Привлекая школьников на проектные и постоянные работы, создавая для них адаптированные рабочие места, компании не только знакомят их со своей работой, но и настраивают на дальнейшее развитие в качестве потенциальных сотрудников. Подросткам это помогает узнать о карьерных возможностях своего региона и спланировать свой профессиональный путь, компаниям — подготовить для себя будущих специалистов и укрепить HR-бренд. В глобальном плане все это работает на развитие экономики региона».

По данным hh.ru, число вакансий для подростков 14–17 лет летом 2023 года выросло за год в 4,5 раза: если летом 2022 года работодатели предлагали 1,8 тыс. вакансий для несовершеннолетних, то в этом году — уже 10 тыс.

Цифра дня HR и рынок труда Короче Исследования и доклады
Главное