К чему приведет отказ Запада от экологического сотрудничества с Россией
У России были обширные экологические связи с Европой и другими странами, чей опыт и инвестиции помогали внедрять в России новейшие практики и технологии в области охраны окружающей среды. Сейчас большая часть подобных проектов приостановлена, как и участие России в важных соглашениях и советах по экологическим вопросам. Это может повлиять на состояние окружающей среды как России, так и наших бывших партнеров. Мы сделали обзор ключевых соглашений, из которых вышла и в которых осталась Россия.
Место России в экологическом сотрудничестве
Россия занимает огромную площадь, и другим странам тяжело не считаться с ней в современном мире. Это касается и экологических вопросов. Более того, согласно данным французского фонда BNP Paribas, который поддерживает исследования в области изменения климата, в 2021 году Россия занимала четвертое место по объему эмиссии CO2. Это не соответствует интересам других стран, поскольку выбросы углекислого газа вредят окружающей среде всей планеты. Именно поэтому Россия принимала активное участие в международных экологических проектах, заключала соглашения разных уровней по вопросам охраны окружающей среды.
Только в рамках Министерства природы Россия участвовала в 88 экологических соглашениях. Одно из самых важных — это Парижское соглашение по климату, которое в 2015 году ратифицировали страны ООН, и по которому они обязались сокращать выбросы CO2. Россия продолжает придерживаться данного соглашения.
Но с февраля 2022 года западные страны прекратили сотрудничество с Россией в сфере охраны окружающей среды: приостановлено финансирование проектов, под вопросом находится присутствие России в совещательных органах, а также деятельность России в таких объединениях, как Арктический совет, Совет Европы, Совет Балтийского моря, Совет Баренцева/Евроарктического региона, где страны сотрудничали по большому спектру экологических вопросов: совместные экологические экспедиции, мониторинг водных ресурсов, внедрение экологических технологий, зеленая энергетика, экологичное обращение с отходами и множество других важных сфер.
Арктический совет
Страны-участницыАрктического совета отказались от сотрудничества с Россией. Раньше в Совет входило восемь приарктических государств: Канада, Дания, Исландия, Финляндия, Россия, США, Норвегия, Швеция. Вместе они проводили совместные научные исследования, экспедиции. Например, реализовывали проект по сохранению биоразнообразия лососевых видов рыб, в котором страны изучали популяции рыб, применяя знания коренных арктических народов, а также проект по изучению таяния вечной мерзлоты и его влияния на арктический регион.
Старший научный сотрудник Арктического и антарктического научно-исследовательского института Надежда Харлампьева отмечает, что приостановление проектной деятельности стран-участниц Арктического совета с российскими учреждениями снижает качество содержательной части межгосударственных отношений. Но участие российских ученых в мероприятиях Совета еще не полностью запрещено.
Совет государств Балтийского моря
В мае 2022 года Россия добровольно покинула Совет государств Балтийского моря (СГБМ). Среди причин выхода МИД России назвал деградацию Совета и отказ государств НАТО и Евросоюза, входящих в СГБМ, от равноправного диалога и принципов «на которых создавалась эта региональная структура на Балтике». В рамках этого Совета страны, имеющие выход к Балтийскому морю, сотрудничали в области защиты прав человека, в борьбе с преступностью, а также стремились сделать регион устойчивым, вместе боролись с бедствиями и реализовывали экологические инициативы.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов рассказал в июне 2022 года о планах по созданию российского Совета регионов Балтийского моря в качества аналога СГБМ, где акцент делался бы на экологическом развитии. Но пока неизвестно, как эта идея будет воплощена.
В области защиты морской среды Балтийского моря важной является и Хельсинкская конвенция 1992 года. Для соблюдения конвенции была создана Хельсинкская комиссия (ХЕЛКОМ), членами которой стали страны, имеющие выход к Балтийскому морю. В рамках сотрудничества реализовывались проекты в Калининграде и Санкт-Петербурге.
Например, в рамках проекта EnviTox принимались меры по ликвидации полигона токсичных отходов «Красный бор». Токсичные ямы закрывали специальным покрытием, чтобы отходы не испарялись после дождей. Также специалисты ХЕЛКОМа производили мониторинг состояния окружающей среды вокруг полигона. Согласно отчету о деятельности ХЕЛКОМа за 2022 год, она приостановила сотрудничество с Россией и финансирование проектов в стране.
Совет Европы
Россия вышла и из Совета Европы (СЕ) в марте 2022 года. Изначально, когда Россия в 1996 году стала частью СЕ, она обязалась реформировать свое законодательство так, чтобы оно максимально соответствовало основным принципам европейского законодательства. Это касалось как прав человека, так и вопросов устойчивого развития. Также россияне не смогут обращаться в Европейский суд по правам человека в случае серьезных экологических нарушений (ранее это осуществлялось по статье 8 ЕКПЧ). И на данном этапе у России нет альтернативы.
Виктор Чистяков, экологический юрист:
«Российская сторона подавала иски в ЕСПЧ неоднократно, сейчас из-за выхода такой возможности не будет. Получается, что на международном уровне механизм по защите окружающей среды исчез. Сейчас граждане могут ссылаться только на 42-ю статью Конституции о праве граждан России на благоприятную окружающую среду, но тут спорная ситуация о том, что подразумевается под благоприятной средой, поэтому могут возникнуть трудности. Но, с другой стороны, есть Совет при ООН по правам человека, и туда граждане до сих пор имеют право обращаться и по экологическим делам, но перспективы очень туманны: этот Совет может только проконсультировать и дать рекомендации. Еще важной организацией в сфере защиты экологических прав была Хельсинская группа по правам человека, но ее ликвидировали по иску Минюста».
С кем теперь будет сотрудничать Россия по экологическим проектам
БРИКС
Россия вынуждена подстраиваться под сегодняшние реалии и искать новых экологических партнеров: страны СНГ, азиатский регион, Латинская Америка и Африка. И здесь ярче всего происходит экосотрудничество со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). На базе БРИКС ежегодно проходят встречи министров по окружающей среде, где они обсуждают прогресс существующих проектов, строят планы на будущее, модернизируют законодательство в пользу обращения с природными ресурсами. На своей девятой встрече министры приступили к реализации программы «Чистые реки БРИКС»: теперь страны регулярно проводят мониторинг водных ресурсов, организовывают их уборку от мусора.
Страны СНГ
Все еще актуально и экологическое сотрудничество со странами СНГ, несмотря на то что оно развивается не так активно, как могло бы. Здесь важными являются Конвенция «О сохранении биологических ресурсов Каспийского моря и управлении ими» и Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств — участников СНГ.
Доцент Высшей школы юриспруденции СПбПУ, Марина Ермолина отмечает, чтоРоссия будет придерживаться всех принятых обязательств, которые еще остаются в силе.Это и Всеобщая декларация прав человека 1948 года, и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, и Парижское соглашение по климату 2015 года, и многие другие акты. Эксперт подчеркивает: «Членство в международных организациях строится на добровольной взаимовыгодной основе. Все еще есть много других неправительственных и правительственных организаций, которые задействованы в решении вопросов окружающей среды».
Соглашения ООН
Кроме того, соглашения в рамках ООН все еще работают. Это касается:
- Соглашения по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер;
- Венской конвенции об охране озонового слоя;
- Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и других международных соглашений.
Например, Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер обязало стороны заключить региональные соглашения об использовании приграничных вод. В частности, Россия заключила подобные соглашения с Украиной, Монголией, Эстонией, Белоруссией, Финляндией, Китаем, Казахстаном, Азербайджаном. Страны обязались бережно относиться к общим водным ресурсам.
Семен Гордышевский, председатель правления НКО «Экологический союз»:
«Люди конфликтуют, а планета остается. Россия проводит свою внутреннюю экологическую повестку вне зависимости от внешней политики, мы продолжаем работу по всем направлениям, которые обязались соблюдать по международным договоренностям. Принимаются различные программы: национальные проект «Экология», программа «Чистый воздух».
Новая реальность: что будет дальше с экологическим сотрудничеством?
Виктор Чистяков называет ситуацию очень печальной, ведь западные университеты теперь не делятся экологическими экспертизами с российскими. Вся надежда на гражданское общество и неправительственные организации. Эксперт подчеркивает, что в отличие от межгосударственного или межведомственного сотрудничества, после февраля 2022 года взаимодействие в сфере охраны окружающей среды осуществлялось более эффективно на уровне российских и международных неправительственных организаций.
Эксперты отмечают, что потеря экологического сотрудничества с Европой является действительно большой для России, поскольку европейские страны являются общепризнанными лидерами в экологической политике, да и в экоинициативах в целом. Они делились подходящими экологическими решениями, помогали внедрять экологически чистые технологии, инвестировали в проекты по охране окружающей среды. С другой стороны, продолжается экологическое сотрудничество в рамках ООН. Например, в марте 2023 года страны ООН подписали договор о сохранении океанического биоразнообразия в международных водах.
Марина Ермолина:
«Что касается участия в международных организациях, то, очевидно, что механизмы взаимодействия будут пересмотрены. Но природа не знает границ (будь то Балтийское море или Арктика), и странам нужно искать компромиссы. Помимо европейских стран, у нас много партнеров из евразийского пространства, готовых помогать в сохранении уникальной экосистемы на данной территории».