На связи: кто создает аналоги зарубежных технологий для телекома
Что происходит
- 12 октября 2023 года «Ростелеком» и Министерство цифрового развития России провели первый открытый демодень индустриальных центров компетенций «Мобильная связь» и «Фиксированная связь».
- На мероприятии представители госорганов и вендоров, топ-менеджеры операторов связи и эксперты отрасли рассказали об особо значимых проектах в этой сфере, достигнутых результатах и планах на будущее.
- Производители и разработчики телекоммуникационного оборудования, ПО и решений для сетей связи на питчинг-сессии презентовали новые разработки и подходы к созданию своих продуктов.
- К примеру, поставщик IT-решений для операторов связиBercut представил свои разработки, которые уже используют российские компании. Среди них — платформа приема платежей, платформа тарификации, обработка сигнального трафика, продуктовый каталог и другие. Также в качестве меры импортозамещения директор по продуктам Bercut Иван Рыль предложил объединить вендоров для создания продуктов, которые являются базовыми для любого оператора и будут востребованы среди них.
- Кроме того, представители российских компаний поделились многолетним опытом разработки отечественных технологий. Среди них — компания — разработчик OSS/BSS-систем и решений для цифровизации бизнеса Nexign, разработчик и производитель оборудования для операторов связи «Электра», производитель гиперконвергентных решений «Шаркс Датацентр», завод по производству оптического волокна «Оптиковолоконные системы», разработчик сертифицированных BSS/OSS-решений для комплексной автоматизации бизнеса в различных отраслях Forward и разработчик, производитель и поставщик российских решений по управлению цифровой инфраструктурой GAGAR>N.
- На питчинг-сессии также были представлены отечественные решения специально для операторов мобильной и фиксированной связи. «Бюро информационных технологий» показало аналитическую систему «Управление в пространстве». Это BI-платформа на основе искусственного интеллекта, которая помогает формировать отчетности, прогнозировать изменения значимых для работы компании показателей, собирать, анализировать и визуализировать другую информацию, необходимую для принятия решений. Компания «Мобильные сервисы» рассказала о специализированном IT-решении для «умного» управления персоналом «Снаряд». Также разработчик систем мониторинга, инвентаризации и обработки данных Gelarm презентовал систему мониторинга инфраструктуры предприятия Gelarm Infrastructure Management System, а разработчик ПО и производитель оборудования для теле- и радиовещания «Стрим Лабс» — полнофункциональную mediation-платформу Pi.One для обработки абонентского трафика в сети оператора.
Что это значит
Все больше российских компаний в отрасли связи стремятся предложить конкурентоспособные отечественные разработки взамен ушедших иностранных. Представленные на демодне компании и решения подтверждают этот тренд. Одна из мер ускорения создания отечественных решений в России — формирование индустриальных центров компетенций для импортозамещения цифровых продуктов в разных отраслях. Центры помогают определить тренды развития отрасли, что фокусирует инвестиции и выделяемые государством средства для поддержки отдельных разработчиков и предприятий в России.
Другой ключевой тренд — автоматизация и цифровизация. Он предполагает использование алгоритмов и технологий искусственного интеллекта для замены человеческого труда и принятия решений в различных областях, таких как производство, логистика, финансы, здравоохранение, а также IT и телекоммуникации.
Преимущества автоматизации и цифровизации бизнес-процессов — рост эффективности, снижение затрат, повышение качества услуг и продукции, а также возможность быстрого реагирования на изменения рынка и потребностей клиентов.
По данным компании ZipDo, которая собирает статистику и анализирует данные в различных отраслях, к 2025 году крупные операторы связи инвестируют в цифровую трансформацию около $1,3 трлн.