Психология, 18 окт 2023, 11:46

Что такое дезадаптация и что с этим делать: отвечают психологи

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
Тем, кто не знаком с дезадаптацией, сложно представить, насколько тягостны могут быть повседневные задачи и общение. Что провоцирует дезадаптацию? Как ее распознать и что с ней делать? Разбираемся вместе с экспертами

Содержание:

Эксперты:

  • Валентина Лоскутова, клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт;
  • Татьяна Царева, детский клинический психолог, нейропсихолог.

Что такое дезадаптация

Дезадаптация — это неспособность человека поддерживать стабильные социальные отношения, справляться с проблемами и приспосабливаться к меняющейся среде. [1] Человек с дезадаптацией часто эмоционально нестабилен и может отличаться поведением, отклоняющимся от общепринятых норм и правил [2].

Фото: Freepik / storyset

Типичный пример дезадаптации — «синдром первоклассника». Ребенок привыкает к тому, как строится день в детском саду: много игр и общения, дневной сон, помощь воспитателей во всем. Бывает так, что первоклассник оказывается не готов к новой реальности с оценками и домашними заданиями и испытывает стресс. Отсюда могут возникать проблемы с дисциплиной, успеваемостью, отношениями с учителями, родителями и одноклассниками. [3]

Социальная дезадаптация в психологии

Социальная дезадаптация, или расстройство адаптации — это нарушение нормальных отношений человека с обществом, с окружающими людьми и возникновение у него вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с людьми.[4] При расстройстве адаптации у человека ухудшаются личные и деловые отношения с другими людьми, он не может выполнять свою работу на достаточно высоком уровне.

Татьяна Царева:

«Если социальная адаптация — это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованием этого общества, то соответственно дезадаптация — это частичная или полная утрата способности к адаптации».

Валентина Лоскутова:

«В норме человек постепенно осваивает важные жизненные навыки. Сразу после рождения мы совершенно беспомощны и нуждаемся в том, чтобы нас кормили, держали на руках, оберегали от внешних угроз и даже регулировали температуру тела. Со временем мы начинаем осваивать разные навыки: самостоятельно ходить, есть, управлять своим телом и предметами вокруг. Параллельно с этим у нас развиваются навыки коммуникации. От выражения элементарных эмоций — удовольствия и неудовольствия — мы переходим к более сложным формам: учимся сообщать словами о своих потребностях, договариваться.

Параллельно с этим развивается эмоциональная сфера, ребенок вынужден освоить речь, так как это более эффективная форма коммуникации, вместо крика и слез приходится учиться сообщать о том, что не устраивает или что нужно. Постепенно приходится принять, что не все что мы захотим возможно получить или реализовать. Тут происходит столкновение с реальностью. Чем взрослее становится человек, тем чаще он сталкивается с тем, как устроен мир и с тем, что не все происходит так, как он хочет».

Валентина Лоскутова отмечает, что адаптация — это ключевой навык не только для качества жизни, но порой и для выживания. Дезадаптация возникает, когда навыки совладания (те, с помощью которых мы приспосабливаемся к окружающей среде) по какой-то причине не формируются. В этом случае человек становится не способен обеспечить часть своих потребностей. Чем глобальнее эта неспособность и чем на большее количество жизненных сфер она распространяется, тем хуже способность человека функционировать самостоятельно, вплоть до инвалидизации.

От чего зависит, насколько хорошо человек будет адаптироваться? Валентина Лоскутова выделяет следующие ключевые факторы:

  • Генетика и индивидуальные особенности развития. Людям с врожденными физическими аномалиями дольше и в большем объеме может требоваться участие других людей для начала самостоятельной жизни.
  • Среда, в которой формируется человек. Физически и эмоционально безопасная среда позволяет сформироваться устойчивой к стрессу психике ребенка.
  • Индивидуальные особенности психики и когнитивной сферы. Наследственная предрасположенность к психическим расстройствам или аномальному развитию личности будет накладывать свой отпечаток на особенности адаптации личности на всех этапах развития.
Кадр из советского мультфильма «Маугли» (Фото: Культурология.рф)

Виды дезадаптации

В зависимости от причин возникновения выделяют три вида дезадаптации, отмечает Татьяна Царева:

  • Патогенная возникает при нервно-психических заболеваниях и нарушениях психики.
  • Психосоциальная может являться проявлением кризисного состояния, как упоминал психотерапевт, доктор медицинских наук Борис Карвасарский.[5] Она является временной и связана с невозможностью приспособиться к новой обстановке из-за индивидуальных особенностей, половозрастных изменений или становления личности. В отдельных случаях может перерасти в патогенную форму.
  • Социальная характеризуется асоциальным поведением и нарушением процесса социализации. Возникает из-за неправильного семейного воспитания, материального неблагополучия, а также под влиянием криминогенных групп.

По характеру проявления можно выделить следующие типы дезадаптации:

  • поведенческая (проявляется как ответная реакция на обуславливающие факторы);
  • скрытая (глубинная, внешне не выраженная; при определенных условиях может перейти в поведенческую).

Если классифицировать дезадаптацию по области проявления, то здесь отмечают четыре вида:

  • мировоззренческая (связанная с убеждениями, представлениями о мире и идеалами);
  • деятельностная (выражается в процессе какой-либо деятельности; например, в процессе учебы);
  • дезадаптация общения (проявляется в межличностных отношениях; например, у подростка с родителями);
  • субъектно-личностная (когда происходит внутренний конфликт, есть неудовлетворенность собой).

Эти виды тесно взаимосвязаны. Например, мировоззренческая дезадаптация часто влечет за собой и другие виды. [6]

В зависимости от временного фактора и от того, какие симптомы преобладают при расстройстве адаптации, определяют шесть различных видов:

  • легкое депрессивное состояние (не более одного месяца);
  • пролонгированная депрессивная реакция (до двух лет);
  • смешанная тревожная и депрессивная реакция;
  • аффективная реакция с преобладанием других негативных эмоций (подавленность, напряженность, раздражительность, гнев);
  • нарушение поведения (например, когда у подростков реакция горя выражается агрессивным поведением);
  • состояние со смешанными расстройствами эмоций и поведения (аффективные проявления и нарушение поведения).

Причины дезадаптации

Триггером могут стать следующие события:

  • разрушение целостности и привычности социальных связей: смерть близкого человека, развод родителей, разлука с семьей;
  • изменение социального окружения: к примеру, переезд в другую страну, смена сферы деятельности, снижение социального статуса и положения;
  • переломные моменты в жизни: окончание учебы, рождение ребенка, увольнение;
  • серьезный смысловой кризис: разочарование в мечте, потеря смысла жизни. [7]

Кто такие психопаты и почему их образ в культуре далек от реальности
Социальная экономика 

Как проявляется социальная дезадаптация

Расстройство адаптации вызывает ряд клинических проявлений:

  • депрессивная симптоматика: подавленность, заторможенность, трудности с принятием решений);
  • тревожное состояние: настороженность, напряженность, опасения;
  • эмоциональная нестабильность: перепады настроения, неадекватные реакции, раздражительность;
  • астенические расстройства: низкая работоспособность, нарушение внимания, концентрации, памяти;
  • поведенческие расстройства: конфликтность, замкнутость.

Дезадаптация у детей

Дети с дезадаптацией могут вести себя по-разному. Одни будут враждовать и вести себя импульсивно, другие — неадекватно реагировать на те или иные ситуации и быть замкнутым. Одни будут безуспешно сидеть над уроками и страдать от того, что ничего не получается, другие — выражать протест против школы в принципе. Дети с расстройством адаптации быстро утомляются. У них появляются вредные привычки (обгрызание ногтей, ручек). За ними можно заметить суетливость и двигательное беспокойство. [8]

Дезадаптация у подростков

Доктор педагогических наук, профессор Татьяна Молодцова предлагает типологию дезадаптированных подростков в зависимости от того, куда обращена дезадаптация — на окружающих или вовнутрь, является ли она осознаваемой, осуждает ли подросток сам себя, желает ли он что-то изменить или нет. Многие дезадаптации могут быть смешанными, то есть сочетать характеристики нескольких типов.

  • «Саморазрушители» — одинокие, тревожные, разочарованные. Для них характерно внутреннее самоистязание, пассивность, неумение что-либо менять в себе и вокруг. Как правило, это интроверты, меланхолики, с низкой самооценкой.
  • «Неумеющие» дезадаптированные подростки осознают свою проблему (неуспеваемость, отчужденность), но не способны это изменить. У них отсутствуют или частично утеряны некие ориентиры или навыки. Например, уверенность в себе, умение сдерживаться, навык труда.
  • «Инертными» определяют подростков, которые часто проявляют лень и равнодушие. Они не желают что-либо менять ни в себе, ни в окружении, потому что это может вызвать дискомфорт. Такое расстройство адаптации может осознаваться подростком, но он себя не осуждает.
  • Подростки-«конформисты» легко адаптируются ко всем условиям, но это может стать проблемой, если они пересекутся с «плохой» компанией. Они часто не осознают свой недостаток и потому не исправляют его.
  • «Разрушители» агрессивны, конфликтны, грубы. Стараются переделать окружающий мир под себя и не готовы меняться сами.
  • В категорию «Смирившиеся» попадают те, кто оказался в невыносимо сложных условиях, где их игнорируют и унижают. Сюда относятся подростки из неблагополучных семей. «Смирившиеся» осознают ситуацию, но ничего не предпринимают.
  • «Себялюбцев» отличает эгоистичность и самовлюбленность. При таком расстройстве адаптации подростки воспринимают в штыки любые замечания в свой адрес. Неспособные принимать критику и не желающие меняться.
  • «Демонстративные» подростки стремятся к самоутверждению среди сверстников, привлекают к себе внимание родителей и педагогов. В силу этой особенности демонстративы проявляют себя отрицательно. Они осознают свои недостатки, но принципиально не хотят это исправить.
  • «Заблудившиеся» — бестактные, невнимательные, равнодушные. Они могут задеть окружающих, но не по злому умыслу. Они просто не осознают, что что-то не так.
  • «Стремящиеся» могут иметь проблемы с учебой и межличностными отношениями, могут отставать в чем-то, но при этом всеми силами этому сопротивляются. Они активны и энергичны. [9]

Дезадаптация у взрослых

Находясь в дезадаптации, взрослый человек выпадает из социальных связей и теряет мотивацию к жизни. Для него характерно избегающее поведение, гнев, суицидальные мысли. Возможны проблемы с употреблением алкоголя и психоактивных веществ. [10]

Профилактика дезадаптации

Что нужно делать для профилактики дезадаптации, по мнению психиатра и психотерапевта Владимира Николина:

  • вести здоровый образ жизни;
  • развивать творческие навыки и когнитивные способности;
  • развивать навыки преодоления негативных эмоций;
  • научиться выявлять стрессогенные факторы;
  • контролировать психологическое состояние.

Вопросы-ответы

— Можно ли сказать, что есть те, кто более склонен, и те, кто менее склонен к этому проявлению?

Валентина Лоскутова:

Наличие психических расстройств делает человека более уязвимым. Ослабление социальных связей, отсутствие навыков организовывать свою жизнь, регулировать свои эмоции, выстраивать социальные связи, травматичный опыт в прошлом также делает человека более уязвимым.

— Какие симптомы в теле и в мыслях говорят о дезадаптации?

Валентина Лоскутова:

Обычно дезадаптация происходит на фоне каких-то событий. Обстоятельства жизни изменились, а навыков, чтобы справиться с ними у человека нет и взять их неоткуда. Поэтому в первую очередь это сильный стресс и невозможность изменить ситуацию своими силами. Человек ощущает неудовлетворенность положением вещей, страдает от этого, но изменить ситуацию не получается, переживает бессилие. Физически любой чрезмерный стресс выражается в изменении веса, может быть сильная потеря веса в короткий срок или наоборот набор веса, изменение режима сна, повышенная сонливость или бессонница, изменение привычного уклада жизни отказ деятельности, которая раньше приносила положительные эмоции.

Татьяна Царева:

Среди симптомов в первую очередь стоит выделить высокий уровень тревожности, высокий уровень социального контроля поведения, завышенную или, наоборот, сниженную критику, а также невозможность поддерживать гармоничные отношения с окружающими.

— Что ощущает человек при дезадаптации?

Татьяна Царева:

Ощущения при дезадаптации скорее напрямую связаны с состоянием, самое яркое из них создает тревога.

— Стоит ли идти к специалисту и какому? Что будет делать специалист?

Татьяна Царева:

Конечно, первым специалистом стоит выбрать клинического психолога, который сможет распознать и дифференцировать наличие каких-либо нарушений или особенностей личности, провести качественную диагностику, после чего сможет дать рекомендации для дальнейших изменений. Тогда может быть рекомендован курс психотерапии, будь то поддерживающая или более глубокая форма при кризисных состояниях или неспособности из них выбраться. Также может быть рекомендовано обратиться к психиатру за медицинской поддержкой: для назначения соответствующего диагноза и дальнейшего лечения.

— Как самому преодолеть дезадаптацию?

Татьяна Царева:

В том случае, если этот тип связан с кризисом, любой человек может в свободном доступе ознакомиться с этапами горевания или этапами прохождения утраты, что больше распространено. Однако если причины связаны с травмой или иными нарушениями, например, расстройством личности, то справиться в одиночку бывает сложно, стоит довериться специалисту.

Валентина Лоскутова:

Обычно симптомы проходят самостоятельно через 6 месяцев. Если вам плохо и кажется, что самостоятельно справиться не получается — не нужно терпеть, обратитесь к специалисту. Как минимум, если все хорошо и вы здоровы, вы получите поддержку и вам станет спокойнее. Если и правда есть о чем беспокоиться, вы получите необходимую помощь и станет намного легче.

— Что делать, если у близкого человека дезадаптация?

Валентина Лоскутова:

Это сложное время для близкого человека. Если можете поддержать эмоционально — поддержите. Если можете оказать инструментальную помощь — окажите. Если видите, что человеку плохо, он говорит об этом, спросите какая помощь ему нужна, и, если можете, постарайтесь ее оказать. Не нужно обесценивать его опыт, но и поддерживать панику и ощущение безнадеги не стоит.

— Какие книги вы бы посоветовали неспециалистам, которые хотели бы узнать больше о дезадаптации?

Валентина Лоскутова:

  • «Прочь из замкнутого круга! Как оставить проблемы в прошлом и впустить в свою жизнь счастье». Джефри Янг
  • «Как справляться с эмоциями каждый день. Дневник диалектической поведенческой терапии». Джеффри К. Вуд, Мэттью Маккей
  • «Диалектическая поведенческая терапия. Руководство по тренингу навыков». 2-е изд. Марша М. Линехан

Психология Как это устроено Социальные изменения
Главное