Единый стиль: зачем вводят школьную форму и как она влияет на детей
История школьной формы
Европейские страны
Считается, что первой страной, которая ввела особую форму для школьников, была Великобритания — в 1552 году. Но только потому, что у учащихся не было другой одежды: в школе Christ's Hospital учились сироты и дети из бедных семей. Первая форма была из самого недорогого материала — синего сукна, из-за чего школа получила неофициальное название: «Школа синих пальто».
Элитная школа-пансион известна своей формой в тюдоровском стиле и сейчас — это один из элементов бренда образовательного учреждения. Ученики носят длинные темно-синие пальто, галифе и плиссированные юбки, кожаный ремень, желтые носки. Причем они не платят за форму, как принято в большинстве учреждений.
В школах Великобритании в целом сильна традиция унифицирования, которая зародилась как способ дать школьникам ощущение идентичности и сплоченности, обеспечить равенство учеников независимо от достатка в семье.
Единой формы для всех школ Великобритании нет, но часто встречаются похожие элементы: логотип или герб учреждения, темные блейзеры, яркие гольфы, головные уборы. Часто школы стремятся к большей индивидуальности, например привлекают школьников к разработке эскизов. Еще один тренд — забота об экологии, например производство формы из переработанных материалов.
В других европейских странах школьная форма особо не прижилась. Например, в Польше она была отменена в 1990-х. Затем была попытка ввести обязательную форму для детей младшего и среднего возраста в 2007 году, но сейчас традицию сохранили лишь в нескольких частных заведениях. Во Франции обязательная школьная форма существовала только с 1927 по 1968 год. И спустя более полувека в 2023 году в стране решили провести эксперимент по ее внедрению. С такой инициативой выступил депутат Национального собрания Роже Шюдо, также идею поддержала первая леди Брижит Макрон, сказав, что «форма стирает различия между учениками и экономит время и деньги: не нужно выбирать, что надеть по утрам, и тратиться на модные бренды».
В большинстве европейских стран вместо школьной формы — просто строгий дресс-код вроде «белый верх, черный низ».
Азия
Пожалуй, популярнее, чем в Великобритании, школьная форма только в странах Азии — Южной Корее и Японии. В японских школах форма появилась еще в конце XIX века. Сегодня она существует в двух вариациях. Это классическая строгая форма — белая рубашка с юбкой или брюками, пиджак. И еще один вариант, для девочек — «сэйфуку» или «сейлор фуку», известная по манге. Она представляет собой модернизированную матросскую форму — юбка в складку и блузка с воротником-гюйсом.
История школьной формы в России
В России форму для школьников ввел Николай I в 1834 году. Он утвердил положение, согласно которому мундиры стали обязательны для всех госслужащих, а также для учащихся. Школьная одежда была очень строгой, фасоны и цвета четко были прописаны в своде правил. Мальчики и юноши должны были носить темно-зеленый мундир, схожий с военным, а девочки и девушки — коричневое платье в пол с небольшим фартуком. В выходные дни гимназистки носили зеленые и синие платья.
В то время школьная форма говорила о достатке в семье, потому что школу могли посещать только дети из обеспеченных семей.
Обязательная форма в школах была отменена только после Октябрьской революции в 1917 году. Снова одинаково школьников одели в 1947 году. Новая форма была похожа на одежду дореволюционных гимназистов — серая гимнастерка с брюками у мальчиков, фуражка. Классическое коричневое платье с фартуком, воротником и манжетами у девочек, но уже до колена, а не в пол. Платье дополняли белые гольфы или колготки. Также обязательным элементом стал красный пионерский галстук для тех, кто состоял в рядах пионеров.
С 1962 года школьников одели в ту самую знаменитую советскую форму. У девочек наряд практически не изменился — те же самые коричневые платья, повседневные черные или парадные белые фартуки. А вот мальчики стали носить серые (с 1975 года синие) костюмы и белые рубашки. В этом плане совсем отошли от военнизированности: отменили фуражки с кокардой, гимнастерки, пояса с массивной пряжкой. В качестве головного убора мальчики носили темно-синий берет.
В 1970-х ввели парадную пионерскую форму, разработанную на основе школьной и совмещенную с ней. Еще одну модернизацию советская школьная форма пережила в перестройку. В 1980-х появилась новая одежда для девушек-старшеклассниц: синий костюм-тройка, состоящий из юбки, пиджака и жилетки.
Форма была отменена снова со сменой власти — в 1992 году. Сейчас школы сами решают, нужно ли им вводить форму, и эта традиция возвращается все в большее число учреждений.
Отношение общества к школьной форме неоднозначное, но, по опросу ВЦИОМа, проведенному в 2022 году, 72% респондентов поддерживают ее введение. Причем это число уменьшилось — в 2018 году было 82% сторонников.
Для чего нужна форма
Когда Николай I вводил школьную форму в России, она была призвана подчеркнуть отличия одной социальной группы от другой и уровень достатка. Сегодня смысл немного поменялся — форма призвана сделать всех равными и также подчеркнуть различия между социальными группами, но не внутри них.
Михаил Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии Иркутского государственного университета, когнитивно-поведенческий терапевт:
«Школьная форма наряду с другими атрибутами призвана отразить принадлежность к определенной группе — в данном случае «школьник». Зачем как-то отделять эту группу внешне, думаю, понятно: сразу видно, какого примерно возраста перед тобой ребенок, «при исполнении» ли он, то есть идет в школу или из школы».
Психолог считает, что школьная форма имеет еще одно значение: социальная идентичность, ощущение причастности к определенным социальным группам. «Но если взрослые обычно могут эти группы выбирать и менять, у детей обычно такой возможности нет. Получается, идентичность ребенку навязывают фразами вроде: «Ты уже не маленький, ты же в школе учишься!» За счет дополнительных атрибутов, в данном случае формы, идентичность могут усиливать, и тогда через нее ребенком можно манипулировать. Школьная форма не хороша и не плоха сама по себе — важнее, будут ли это как-то «обыгрывать» взрослые», — отмечает Михаил Кузьмин.
Нравится ли школьникам носить форму
Это зависит от возраста. Например, маленьким детям нравится быть причастными к большим социальным группам, говорят психологи. Поэтому проблем с ношением формы обычно не возникает.
Татьяна Царева, клинический психолог:
«Когда ребенок поступает в первый класс, у всей семьи меняется социальный статус. Ребенок с трепетом ждет новой позиции. Я думаю, что в начальной школе важно подчеркнуть изменения, и школьная форма как элемент обучения как раз выполняет свою функцию. К тому же семья выбирает школу, и знакомство с учреждением предполагает выбор и условий. Я бы отметила один существенный момент: соперничество в школе начинают не дети — у них другие интересы, а родители. Поколению бабушек современных школьников было важно выделиться среди сверстников, и через это они реализуют в ребенке свои собственные амбиции».
У подростков иначе: больше ценится неповторимость, уникальность. Считается, что форма ограничивает самовыражение. «В подростковом возрасте школьная форма, если она не предполагает какой-то кастомизации, начинает восприниматься в штыки. Как все быть не хочется. Обычно, чтобы избежать негатива, школы и подростки находят компромисс — что к ношению обязательно, а где можно «проявить себя». Но есть и популярные школы, ношение формы в которых, наоборот, повод для гордости», — говорит Михаил Кузьмин.
Сегодня во многих школах в России пришли к оптимальному решению — не конкретная, одинаковая для всех форма, а просто общие правила. Их закрепляют в локальном документе — положении о школьной форме. Обычно эти правила такие: белый верх и черный или темный низ, колготки без рисунка, черные туфли, запрет на спортивную обувь, яркий макияж и лак на ногтях.