Культура паркинга в России и Азии: в чем отличия стоянок в разных странах
Об авторе: Евгений Белокуров, коммерческий директор «Яндекс.Недвижимости».
Двухъярусные, роботизированные, карусельные: как меняются парковки
Сегодняшний мировой градостроительный тренд — отводить все больше места для общественных пространств. Так, в Москве расширяют тротуары и открывают пешеходные зоны. Например, в сентябре 2023-го в городе смонтировали новый пешеходный мост через Москву-реку. Зеленых зон тоже становится больше: в столице работает программа «Миллион деревьев», плюс кустарники и цветы высаживают в рамках программ благоустройства. Нечто похожее происходит и в ведущих мировых мегаполисах: например, в Сеуле в 2017-м открыли огромную зеленую пешеходную зону Seoullo 7017 Skygarden, где представлены 228 видов растений, а в Дубае есть целый район City Walk, спроектированный преимущественно для пешеходов.
На фоне этого тренда серьезно меняется и подход людей к владению личным автомобилем. Общественные пространства расширяются, оставляя все меньше места для автомобильных дорог и паркингов.
Поэтому меняется и ситуация с местами для парковки: они становятся все компактнее. Например, в Китае довольно распространены двухъярусные парковки. Чтобы они работали, на каждом месте для стоянки устанавливают специальное устройство. Выглядит это так: автомобиль паркуют будто бы на обычное машино-место, но затем оказывается, что под ним расположена платформа; эта платформа поднимается вместе с автомобилем, а под этой конструкцией находится еще одно машино-место. Иногда люди даже сами покупают такие устройства и устанавливают у себя во дворах — так могут поступать, допустим, семьи, в которых два автомобиля.
А в Токио все больше распространяются «парковки-карусели»: владелец оставляет машину в нижней ячейке, которая затем поднимается наверх, как на колесе обозрения.
Появляются и многоэтажные роботизированные гаражи, где нужно поставить автомобиль на платформу, а затем механизм расположит ее в свободной ячейке. Самый большой из таких паркингов — на 1191 место — расположен в Emirates Financial Towers Дубае. В час он может принять 250 автомобилей, то есть четыре штуки в минуту.
Шеринг против покупки
Несмотря на развитие технологий, помогающих припарковать 30 машин на площади, куда раньше влезли бы только десять автомобилей, найти свободное место становится все сложнее. И тут на помощь приходят другие технологии — сервисы для поиска стоянки и даже онлайн-бронирования парковочного места. Так, например, несколько лет назад появился гонконгский Parkingbnb c основателями из России — мобильное приложение для поиска оптимального парковочного места. Оно отслеживает, насколько заполнены стоянки, а еще есть функция бронирования места по номеру автомобиля. В России есть похожий сервис Parkly, но он работает с ограниченным числом парковок, а зарезервировать место пока можно не меньше чем на месяц. В Японии работает Ryde Parking — пока в функционале приложения только поиск свободного места. Российский ParkApp ищет свободные места для парковки в Москве, причем в первую очередь предлагает бесплатные.
Несмотря на все возможности эпохи шеринга, когда все можно арендовать на любое количество времени, люди продолжают покупать машино-места. В некоторых странах это необходимость по закону. Так, в Японии, чтобы купить личный автомобиль, нужно доказать властям, что вы сможете им пользоваться, не причиняя неудобств окружающим. Одно из основных требований — парковочное место в собственности (к слову, стоит от $20 тыс.) или в аренде неподалеку от дома. Причем подавая документы в полицию, нужно приложить схему вашей парковки с указанием размеров (нечто вроде кадастрового плана, если проводить аналогию с российскими документами). И инспектор может не разрешить купить крупный внедорожник, если сочтет площадь слишком маленькой.
Похожая система действует в Китае. Вероятно, поэтому мировой рекорд стоимости парковочного места установили в Гонконге. Слот в одном из элитных жилых комплексов в престижном районе Ваньчай продали за $1,3 млн в 2021 году. Предыдущий рекорд стоимости парковочного места тоже фиксировали в Гонконге — в 2019 году этот слот купили за $980 тыс. Стоимость обычного машино-места в городе колеблется от $154 тыс. до $296 тыс. за стандартную площадь 12,5 кв. м.
Такие цифры позволяют расценивать покупку стоянки для автомобиля как инвестицию, если мы говорим о мегаполисах с достаточно ценной недвижимостью и большим числом машин. На мой взгляд, к таким городам можно отнести и Москву. По рыночным данным на начало 2023 года, за пять лет машино-места в новостройках подорожали почти вдвое, а спрос на них вырос в среднем на 68,8%. По информации аналитиков, в новостройках массового сегмента место на парковке покупали на 36,1% чаще, в премиум-классе — на 48,6%, и в бизнес-классе — на рекордные 130%. Хотя в последние год-два спрос в среднем по рынку все же снижается. Но если машино-места и упадут в цене, возможно, их доходность в качестве инвестиции отобьет сдача в аренду.
Сегодняшняя автомобильная культура может предложить опции на любой вкус. Но точно можно сказать, что в ближайшие годы парковки продолжат меняться — становиться все более компактными, вместительными и автоматизированными.