Наука, 29 сен 2023, 14:40

Цифровая история: как с помощью технологий изучать прошлое

Читать в полной версии
Фото: Freepik
Новая реальность исторического знания — это оцифрованные источники, большие данные и искусственный интеллект. Рассказываем о трендах исторической науки и о том, как цифровизация сделала историю ближе

Об авторе: Александра Жидкова, кандидат исторических наук, сотрудник Центра прикладной истории Института общественных наук РАНХиГС.

Задача цифровых историков обманчиво проста: сохранить способность анализировать прошлое, при этом используя компьютерные методы для изучения исторических источников. Образ историка, работающего с большими данными, уже стал реальностью мира науки, но при этом пока далек от традиционного восприятия профессии. Цель Центра прикладной истории и действующей при нем Школы современного историка — показать, что наука многообразна, междисциплинарна и постоянно меняется.

История в 3D

В XXI веке технологии 3D-моделирования стали незаменимым инструментом для реконструкции и визуализации исторических артефактов. Они используются для презентаций, исследовательских целей, цифровой консервации объектов культурно-исторического наследия.

Сегодня можно рассмотреть предметы из коллекций крупнейших мировых музеев в 3D, не отходя от экрана компьютера. Помимо коллекций, публикуемых музеями, существуют и платформы — хранилища 3D-изображений. Одна из наиболее масштабных — Sketchfab. Культурные институции могут размещать там 3D-модели в открытом доступе. Только в рамках запуска инициативы открытого доступа на платформу были загружены около 2 тыс. 3D-моделей из Смитсоновского института США и 25 других музеев.

3D-модель фигурки лошади из слоновой кости, Смитсоновский институт

Одним из трендов гуманитарного образования становятся технологии объектно-ориентированного обучения (object-based learning, OBL), которые позволяют использовать произведения искусства, артефакты, цифровые модели для глубинного изучения на уроках. С помощью 3D-моделей можно вовлечь детей в исследования, показать, как изучать объект и сопоставлять информацию из других источников с 3D-изображениями. Например, можно сравнить цифровую реконструкцию образа исторического персонажа с тем, как его описывали в источниках.

На принципах OBL основывается проект британских естественно-научных музеев. На сайте можно не только детально рассмотреть цифровые 3D-объекты (например, буквально прикоснуться к шифровальной машине «Энигма»), но и найти вопросы для обсуждения.

3D-моделирование особенно важно для сохранения тех мест, которые были разрушены. В 2015 году в Сирии был уничтожен древний город Пальмира. Цифровые инструменты стали ключевым средством борьбы против полного стирания из памяти объекта культурного наследия. Были созданы 3D-модели наиболее значимых сооружений, и сегодня мы можем увидеть Пальмиру, пусть не вживую, но в исторически точной цифровой реконструкции.

От визуализации к печати

В исторической науке используются также технологии 3D-печати. С их помощью удается сохранить, а порой и восстановить оригинальные архитектурные особенности исторических сооружений. В ходе реконструкции Кельнского собора один из порталов был воссоздан с помощью 3D-печати: напечатаны реплики фигур, украшавших портал, которые затем закрепили на портале эпоксидной смолой.

Историки и реставраторы используют потенциал 3D-печати для создания крупномасштабных экспонатов. Музейный центр Цинциннати в США сделал модель центральной части города в масштабе 1:64 в том виде, в каком она была в 1940-х годах (более 1,2 тыс. зданий и более 500 транспортных средств).

Музейный центр Цинциннати
(Видео: YouTube)

Но еще удивительнее возможность создать точные копии древних артефактов из того же материала, из которого они были изготовлены. Этот процесс, известный как «обратный инжиниринг», включает сканирование предмета и создание цифровой модели, которая затем используется для создания точной копии. В частности, обсуждается возможность использования подобной технологии для восстановления парижского собора Нотр-Дам, который сгорел в 2019 году. Голландская реставрационная компания Festo провела тестовую 3D-печать одной из горгулий Нотр-Дама, используя смесь известняка и золы, чтобы максимально приблизиться к оригинальным материалам.

Виртуальная реальность

Благодаря технологиям дополненной и виртуальной реальности стало проще ощутить историю за пределами страниц учебника. VR открыла возможности для интеграции интерактивных элементов в реальное историческое пространство. Например, посетители Петропавловской крепости могут с помощью VR-очков погрузиться в трехмерное пространство и попасть в камеры и коридоры тюрьмы Трубецкого бастиона, а затем попробовать совершить побег.

VR-квест в Петропавловской крепости
(Видео: YouTube)

Приложения виртуальной реальности уже запустили многие мировые исторические музеи, такие как Британский музей, Национальный музей Китая, Музей Акрополя.

Анализ текста

Благодаря оцифровке большего числа документов, историки столкнулись с огромным массивом данных. Оцифровка источников предполагает как их сканирование, так и использование технологий искусственного интеллекта.

Например, в РАНХиГС создается система распознавания рукописных текстов XIX века. Уже сейчас искусственный интеллект с минимальным количеством ошибок переводит в машиночитаемый вид десятки различных почерков.

Ithaca стала первой нейронной сетью для текстуального восстановления, определения географической и хронологической принадлежности древнегреческих надписей. Алгоритм позволяет определить утраченные буквы, а порой и целые слова, восстановив содержание надписи.

Применение искусственного интеллекта для расшифровки древних текстов
(Видео: YouTube)

Расширяется и спектр исторических источников: социальные сети, транзакции, финансовые документы, статистика. То, что должно было способствовать росту объективности исторического знания, обернулось невозможностью проанализировать все возрастающий поток информации традиционными методами.

Эта задача была решена с помощью разработки вычислительных инструментов, которые помогают ученым анализировать большие данные. В 2010 году профессор Австрийской академии наук Йоханнес Прайзер-Капеллер совершил настоящую революцию в изучении истории Византии. Изучая реестр решений византийской церкви XIV века, Прайзер-Капеллер создал базу данных отдельных лиц и использовал программное обеспечение для сетевого анализа, чтобы установить линии взаимодействия между епископами.

Создание программ для анализа текста расширило инструментарий историка, применяемый для изучения дискурса. Например, сегодня можно провести лингвистический и контекстуальный анализ большого корпуса текстов, выделив главные слова, взаимосвязи между ними, их эмоциональную окраску.

скриншот сайта Voyant Tools

Искусственный интеллект перевел записи на древних глиняных табличках
Экономика инноваций 

Междисциплинарные проекты

Будущее истории связано с междисциплинарными проектами и сотрудничеством специалистов из разных сфер. Анализ цифровых источников невозможен без специалистов по обработке данных и компьютерной лингвистике. Только на пересечении различных областей гуманитарной науки возможна разработка новой методологии исследований, а также осмысление таких больших концептов, как город, общество, государство.

Один из таких заметных проектов — британское исследование промышленной революции «Жизнь с машинами». Его центральная тема — механизация трудовых практик — напрямую связана с дискуссиями о том, как общество может приспособиться к революционным последствиям внедрения искусственного интеллекта и робототехники. Важно и то, что проект способствует оцифровке фондов, создает новые вычислительные программы для исследований и формирует новое качество междисциплинарного научного сотрудничества.

Современному историку нужны цифровые компетенции, междисциплинарные знания, умение работать в команде и выстраивать коммуникацию, включенность в сообщество и готовность трансформировать научные знания в популярный контент.

Вместе с тем использование технологий — это всего лишь средство для достижения целей, а не самоцель. Поэтому даже сейчас в профессии историка главным по-прежнему остается сам человек, исследователь, ученый.

Наука Научные открытия Как это устроено Цифровая трансформация
Главное