Почти половина лунных миссий проваливается: почему это так сложно
А в чем тренд?
В 2019 году Индия попыталась посадить космический аппарат на Луну, но лишь образовала на ней километровую полосу из обломков. Однако в 2023 году Индийская организация космических исследований вернулась с триумфом: аппарат Chandrayaan-3 успешно прилунился вблизи Южного полюса спутника Земли.
Индийский аппарат прилунился через несколько дней после неудачной российской миссии. Автоматическая станция «Луна-25» попыталась совершить посадку и «прекратила свое существование в результате столкновения с поверхностью Луны». Причиной была названа неисправность бортового оборудования. В апреле 2023 года была утрачена связь с японским лунным аппаратом Hakuto-R c арабским ровером Rashid на борту. В декабре 2022 года связь с Землей потеряли аппараты OMOTENASHI (Япония) и Lunar IceCube (США). Эти случаи демонстрируют, что полеты на Луну по-прежнему сложны и опасны.
Представители одной страны высаживались на Луну
Луна — пока единственное небесное тело, которое посетили люди. Это логично: спутник находится к Земле ближе всего, на расстоянии около 400 тыс. км. За период с 1968 по 1972 год его посетили 24 человека (все — американцы). Из них 12 смогли сделать шаги по поверхности Луны.
Успешные посадки роверов на лунную поверхность удалось осуществить только четырем странам: СССР, США, Китаю и Индии. Лунные миссии Японии, ОАЭ, Израиля, Европейского космического агентства, Люксембурга, Южной Кореи и Италии также добивались определенного успеха. Аппараты этих государств совершали пролеты вдоль Луны или выходили на ее орбиту.
Опасность полетов
Космические полеты — это всегда риск. Только чуть более 50% лунных миссий оказываются удачными. Даже запуски небольших спутников не отличаются безупречностью: успешно на околоземную орбиту они выходят в 59% случаев.
Однако полеты с экипажем достигают различных заявленных целей приблизительно в 98% случаев. Причина логична — люди больше вкладываются в свою работу, если от нее зависит человеческая жизнь. Наземный персонал более сосредоточен, руководство вкладывает больше ресурсов, и задержки позволяются, чтобы обеспечить полную безопасность экипажа.
Вся техника время от времени ломается
С первого полета «Спутника» в 1957 году было реализовано чуть меньше 20 тыс. запусков. Однако регулярные неудачи случаются и с более популярными методами передвижения.
Ежедневно около 3,7 тыс. человек погибают в ДТП. В авиации также возникают проблемы — от расшатанных закрылков до сбоев в компьютерах. Это происходит несмотря на то, что данный вид транспорта существует больше века. Неправильно ожидать, что космические полеты должны быть близки к идеальным по всем показателям. Надо также помнить, что человечество стоит в самом начале пути освоения космоса.
Главные проблемы остаются
Для того чтобы сделать возможными длительные и дальние космические путешествия, необходимо решить огромное количество проблем. Некоторые цели кажутся вполне достижимыми — создание более совершенной радиационной защиты, конструирование автономных роботов для работы в условиях вакуума, добыча энергии, кислорода и воды из возобновляемых ресурсов (например, из отходов астронавтов и солнечного излучения), производство в условиях невесомости. Другие пока остаются надеждами — путешествия со скоростью света, мгновенная связь с Землей, искусственная гравитация. И, возможно, к концу XXI века садиться в космический корабль будет так же безопасно, как и в пассажирский самолет.