Открыто для всех: как в России создается сообщество инклюзивного бизнеса
Спрос выше предложения
Аналитический центр НАФИ и «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) в апреле 2022 года провели исследование, в котором опросили более тысячи представителей различных сфер бизнеса. Опрос показал убежденность бизнеса в том, что среди людей с инвалидностью спроса на услуги и товары их компаний нет:
- 59% предпринимателей считают, что спрос почти отсутствует среди инвалидов по зрению;
- 57% — среди инвалидов с ментальными нарушениями;
- 51% — среди инвалидов по слуху;
- 44% — среди инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Параллельно с этим опросом был проведен еще один: эксперты решили узнать мнение 1,5 тыс. людей с инвалидностью. Выяснилось, что спрос на товары и услуги среди этой категории покупателей, естественно, есть. Наибольший интерес представляет сфера досуга и развлечений: 52% опрошенных людей с инвалидностью, которые не пользуются этими услугами сейчас, хотели бы это делать. Каждый третий человек с инвалидностью (36%) хотел бы стать клиентом отелей, кафе и ресторанов. Именно эти сферы высоко востребованы в случае их адаптации.
Альбина Газизуллина, руководитель проекта «Открыто для всех» в АСИ:
«Работая с бизнесом и предпринимателями, мы увидели, какой потенциал стоит за инклюзивным бизнесом, провели исследования, сделали срез состояния на 2022 год, посчитали емкость рынка, измерили основные проблемы. Изучили международный опыт. Пообщались с компаниями, которые уже успешно реализуют инклюзивную политику».
Связаны одной целью: сообщество инклюзивного бизнеса
Представители российских компаний, которые уже реализуют меры адаптации своих товаров и услуг для людей с инвалидностью, заметили результаты этой работы. Те, кто еще не включен в инклюзивную повестку, готовы внедрять практики при дополнительных мерах поддержки со стороны государства: целевое финансирование, налоговые послабления, компенсация затрат на адаптацию. Еще бизнесменов беспокоят административные сложности по получению господдержки, высокие технические требования, затратность адаптационных мер. Чтобы помочь предпринимателям пройти путь к инклюзивному бизнесу, в марте 2022 года был запущен специальный проект под названием «Открыто для всех».
Альбина Газизуллина:
«Пожалуй, самая главная трудность, что никто до «Открыто для всех» не говорил с бизнесом про инклюзию на понятном им языке. Государство устанавливало (и продолжает устанавливать нормы и правила) для бизнеса, обязывая создавать доступность и брать на работу людей с инвалидностью. НКО занимаются решением проблем людей с инвалидностью и рассматривают бизнес прежде всего как донора для реализации проектов, очень редко — как партнера. Именно поэтому бизнес рассматривает инклюзивность как часть социальной политики и благотворительности. Наша же задача сделать инклюзию новой нормой, показать бизнесу, что инклюзия может и должна быть выгодной».
Ключевой элемент проекта «Открыто для всех» — Национальный инклюзивный договор.Это манифест о важности увеличения доступности товаров, услуг и сервисов для людей с инвалидностью, публичное взятие обязательств компании перед обществом по внедрению инклюзивных технологий и практик в свою деятельность, созданию товаров и услуг, рабочих мест и условий труда для людей с инвалидностью.
Национальный инклюзивный договор призван публично поднять проблему доступности товаров, сервисов и услуг для людей с инвалидностью, объявить о решениях, способствующих формированию общества равных возможностей, показать общественности компании, которые открывают этот мир для всех. Присоединиться к Национальному инклюзивному договору может любая компания. В планах на 2024 год — привлечь в проект более тысячи компаний.
Бизнес и инклюзия: успешные кейсы
В настоящее время манифест поддержали более 400 предприятий. У каждого из них свой опыт реализации инклюзивных практик, которые можно масштабировать и на другие сферы бизнеса.
«Инклюзивный парк» и первый банк
РНКБ — первый банк, который подписал Национальный инклюзивный договор летом 2023 года. По словам представителей банка, вступление в сообщество инклюзивного бизнеса стало логичным продолжением деятельности кредитного учреждения в области устойчивого развития, социального партнерства и клиентоцентричной модели.
Кирилл Вайлунов, руководитель проектов устойчивого развития банка РНКБ:
«РНКБ — системообразующий банк Крымского полуострова. Лаборатория клиентского опыта провела исследование в Крыму и определила «боли» клиентов разных нозологических групп. Мы выявили неравномерное распределение людей с инвалидностью разных нозологий. Например, среди всех людей с инвалидностью на полуострове в городе Саки наибольшая концентрация людей, передвигающихся на креслах-колясках, в Керчи — невидящих, а в Феодосии — неслышащих. А значит, важно комплексное внедрение инклюзивных решений. Банк осознает всю свою ответственность за доступность финансовых услуг людям с инвалидностью любых нозологий. Портрет и потребности клиента меняются на протяжении его жизненного пути, и только при создании доступной среды клиент останется с банком. В проекте «Открыто для всех» Банк РНКБ на своем примере помогает «сокращать расстояние» между бизнесом и клиентами с инвалидностью».
Банк планирует внедрять технологические решения, отвечающие потребностям людей с инвалидностью. Среди них:
- перевод устной речи в текстовую для вывода на экран или Брайлевский дисплей;
- видеообслуживание для неслышащих с участием сотрудника банка, владеющего русским жестовым языком;
- реализация банкоматов с голосовым помощником для невидящих клиентов.
По каждому направлению кредитное учреждение сотрудничает с экспертами некоммерческих организаций по защите прав людей с инвалидностью и партнерами — лидерами рынка инклюзивных технологических решений. Кроме того, банк взял на себя обязательства по реализации инфраструктурного проекта «Инклюзивный парк» в городе Саки. Проект направлен на развитие социализации, создание равных условий для занятий спортом и здорового образа жизни. Также банк запустил программу «Инклюзивная среда». Она затрагивает трансформацию как физической инфраструктуры банка, так и адаптацию принципов обслуживания клиентов и цифровых сервисов. Например, помещения проектируются так, чтобы у посетителей был беспрепятственный доступ в офис и комфортное внутреннее перемещение. Входные зоны оснащены кнопками вызова, пандусами или подъемниками. В мобильном приложении и на официальном сайте использованы разные размеры шрифта и специальный цветовой контент. В поддержку слабослышащих и неслышащих клиентов функционирует чат с возможностью живого общения со специалистами банка.
Егор Андреев, начальник управления клиентских впечатлений РНКБ:
«Клиентам с инвалидностью банк организует бесплатное выездное обслуживание. Наши сотрудники регулярно проходят специальное обучение по этике взаимодействия и инклюзивному обслуживанию. Для сотрудников головного офиса организованы курсы по принципам «разнообразия и инклюзивности». А для клиентов банк регулярно проводит мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности».
«Уральская сталь» и дети
Среди компаний, подписавших договор, есть и крупные металлургические предприятия. Одно из таких — УК «Уральская сталь». Советник генерального директора по взаимодействию с органами власти и устойчивому развитию организации Вадим Ковалев рассказал, что развитие инклюзии в деловом сообществе невозможно, если не будут использоваться все возможные площадки для освещения уже существующих примеров трудоустройства людей с инвалидностью. В рамках форума Общественной палаты РФ «Сообщество», который проходил в конце августа 2023 года, УК «Уральская сталь» инициировала проведение соответствующей сессии, где и присоединилась к Национальному инклюзивному договору.
По словам спикера, как и все градообразующие предприятия, «Уральская сталь» много лет поддерживает социальную сферу территорий присутствия. В Новотроицке у компании есть уникальный пример.
Вадим Ковалев:
«Дети — инвалиды по зрению и дети с задержкой развития получают основное общее и среднее специальное образование в местной школе-интернате. Профессии самые разные: сварщики, слесари, токари, плотники, штукатуры-маляры, портные, повара и социальные работники. Все выпускники школы, попадая на комбинат, демонстрируют высокие трудовые результаты и достигают высоких квалификационных разрядов. Инклюзия положительно влияет на сотрудников компании. Нехватка сотрудников на производстве постепенно становится главной проблемой отечественного бизнеса, привлечение к труду ребят с инвалидностью — это не только ключ к их социализации, но и серьезное подспорье для бизнеса».
В рамках договора компания взяла на себя обязательства по развитию безбарьерной среды и по работе с «нормативкой» по созданию большего количества подходящих рабочих мест. Несмотря на то что большинство рабочих мест, связанных с производством основной продукции, имеют определенные законодательством ограничения, «Уральская сталь» стремится к созданию инклюзивных рабочих мест везде, где это возможно, прежде всего в административных подразделениях компании. Также производитель активно включается в работу с организациями инвалидов.
Люди с ОВЗ и изготовление мебели
50% производственного персонала фабрики по изготовлению мебели «Астра» в Санкт-Петербурге — люди с ОВЗ. Другие 50% — сотрудники предпенсионного и пенсионного возраста. Национальный инклюзивный договор компания подписала в августе 2022 года. Предпосылками стало участие генерального директора ООО «МФ Астра» Алены Дориной в форуме «Сильные идеи для нового времени» и в съемках цикла передач «Открыто для всех».
Алена Дорина:
«Для меня важно не просто развитие моего инклюзивного предприятия, а популяризация трудоустройства людей с ОВЗ и людей предпенсионного и пенсионного возраста, так как в обществе давно сформированы ошибочные суждения о низкой эффективности труда этих категорий граждан. Своим опытом на протяжение трех лет я стараюсь показать, что можно создать с нуля предприятие, основанное на принципах взаимной поддержки, где каждый человек, независимо от нозологии и возраста, может быть востребован как сотрудник».
В рамках договора фабрика планирует не только увеличить штат до ста человек, но и создать социально-производственный кластер. Сейчас на предприятии проводятся такие мероприятия, как стажировки для студентов с ОВЗ, трудоустройство социально уязвимых категорий граждан, организация длительных оплачиваемых стажировок для людей с ОВЗ без опыта работы.
«Лента» для социально незащищенных людей
Российская мультиформатная сеть «Лента» присоединилась к Национальному инклюзивному договору в августе текущего года. В начале 2022 года компания приняла стратегию устойчивого развития и взяла на себя обязательства по повышению доступности магазинов и онлайн-сервисов компании для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Яна Могилева, менеджер по корпоративной социальной ответственности российской сети гипермаркетов «Лента»:
«В некоторых городах гипермаркет сети — одно из немногих мест для совершения «больших» покупок. Мы стремимся стать ближе к покупателям — обеспечить равную доступную среду в наших магазинах для различных категорий граждан, повысить качество обслуживания людей с особенными потребностями».
Согласно обязательствам по договору, в компании сейчас проходит аудит документов, инструкций и методических рекомендаций для магазинов, на основании которых были получены паспорта доступности объектов в 2017–2020 годах, на предмет их актуальности. В планах — до конца года запустить вместе с партнерами обучающий курс для сотрудников.
В сети реализуется и ряд других инклюзивных практик.
- Магазины сети построены с учетом потребностей маломобильных жителей — в них обустроены расширенные проходы, отсутствуют ступени, оборудованы санитарные комнаты.
- В компании разработаны инструкция по обслуживанию клиентов с инвалидностью и методические рекомендации для обеспечения доступности объекта и услуг.
- В 2019 году «Лента» запустила собственную онлайн-службу доставки, чтобы быть ближе к покупателям, которые не могут самостоятельно совершать покупки в офлайн-магазинах.
- В рамках программы «Лента. Вместе — ваша надежная поддержка» для социально незащищенных людей в магазинах сети предусмотрена дополнительная скидка на товары в размере 10%.
- В 2020 году сеть запустила проект «Время проявить заботу». Пожилые и маломобильные покупатели из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска могут по телефону горячей линии заказать бесплатную доставку необходимых продуктов из «Ленты». За шесть месяцев 2023 года волонтеры доставили 2657 заказов и провели 3348 консультаций.