64% знающих об углеродном следе МСП заявили, что не оставляют его
Институт развития «Лига зеленых брендов» совместно с компанией IFORS Research, общественным объединением «Опора России» и его комиссией по социальному предпринимательству представили исследование «Интеграция МСП в повестку устойчивого развития и ESG» (есть в распоряжении «РБК Трендов»).
МСП (малое и среднее предпринимательство) — бизнес с выручкой не более ₽2 млрд в год и общей численностью сотрудников до 250 человек. В России насчитывается более 6,1 млн субъектов МСП.
В опросе участвовали свыше 800 представителей МСП из 20 отраслей: обрабатывающие производства, водоснабжение, финансовая и страховая деятельность, компании в области связи и информации, транспортировки и хранения, здравоохранения и т.д. Одно из ключевых направлений изучения — уровень климатической ответственности МСП и их углеродный след.
Климатические стандарты
Согласно исследованию, 61% участвовавших в опросе МСП в России знакомы как минимум с одним климатическим стандартом.
- Наиболее известный — межгосударственный стандарт ГОСТ. О нем знают 38% опрошенных представителей МСП.
- 34% компаний заявили, что в курсе существования климатического стандарта ISO и федерального закона № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» от 2 июля 2021 года.
- 11% предприятий МСП слышали о Глобальной инициативе по отчетности (GRI). GRI — международная некоммерческая организация, которая вырабатывает стандарты отчетности в области устойчивого развития. Стандарты GRI помогают определить существующее воздействие организации на экономику, окружающую среду и социальную сферу.
В целом компании МСП соответствуют тем климатическим стандартам, о существовании которых знают.
Выбросы парниковых газов
Большинство опрошенных предприятий малого и среднего бизнеса знакомо с понятием «углеродный след»: 22% хорошо осведомлены, а 56% имеют общее представление. Компании в основном связывают это понятие с выбросом CO₂ (33%) и концентрацией углекислого газа в воздухе (26%). Более широкое определение, а именно «совокупность всех выбросов парниковых газов, которая прямо/косвенно производится в результате деятельности людей и компаний», выбрали 19% опрошенных. Еще 18% остановились на коротком определении: «углеродный след — воздействие человека на климат планеты».
При этом 64% МСП, знакомых с этим понятием, считают, что их компания не оставляет углеродный след.
34% предприятий малого и среднего бизнеса уже проводили расчет выбросов парниковых газов. При этом 24% компаний для этого использовали специальный калькулятор расчета. Еще 8% планируют провести расчет в ближайший год.
Проверка поставщиков и производителей
63% МСП России — поставщики продуктов и услуг для среднего и крупного бизнеса. Большинство из опрошенных компаний знакомы с термином «зеленая цепочка поставок»: 11% хорошо знают, еще 42% слышали, но не знают подробностей.
Согласно исследованию, 37% МСП проверяют своих поставщиков и производителей на наличие экологических сертификатов и кодекса поставщиков. Опыт получения экологического сертификата или опыт вхождения в базу ответственных поставщиков есть у 32% представителей малого и среднего бизнеса в России.
38% представителей МСП знают и о существовании экологической маркировки. Самыми известными экологическими маркировками являются:
- «Маркировка Системы сертификации качества (ССК) Федерального центра сертификации» — 51%.
- «Листок жизни» — 43%.
Кроме того, МСП знакомы с самим понятием «экомаркировка». Для 37% респондентов это знак качества. Столько же опрошенных считают, что экомаркировка — ориентир для потребителя при выборе товара. Преимущественно компании МСП не имеют опыта подписания кодекса поставщиков (73%).
Степень вовлеченности в ESG
Малый и средний бизнес достаточно активно включен в повестку устойчивого развития и ESG. Наиболее развиваемые направления:
- 69% МСП имеют утвержденные корпоративные документы (политики и/или стандарты) по охране труда и/или промышленной безопасности;
- 67% ведут учет потребления электроэнергии в компании;
- 34% проводят общую оценку профессиональных рисков;
- 32% МСП имеют ответственное лицо или отдел, отвечающие за управление вопросами экологичности и/или защиты окружающей среды;
- 30% публикуют нефинансовую отчетность;
- 29% МСП учитывают данные по благотворительным инициативам.
По мнению малого и среднего бизнеса, заинтересованного в информации по теме устойчивого развития и ESG, в информационном поле не хватает обзоров российских и зарубежных практик (36%), а также информации о мерах государственной поддержки (35%). Однако у большинства опрошенных нет общей стратегии устойчивого развития и внедрения ESG-принципов (51%).
39% малого и среднего бизнеса России участвуют в инициативах по защите окружающей среды и экологических мероприятиях. Но чаще всего выступают не в роли организаторов, а в качестве участников. Для получения информации по теме устойчивого развития и ESG представители малого и среднего предпринимательства в основном пользуются новостными и аналитическими сайтами (41%).