Виртуальная реальность, 30 авг 2023, 14:47

Шесть ключевых трендов в сфере виртуальной и дополненной реальности

Читать в полной версии
Фото: Freepik
VR-тренажеры, метавселенные и другие тренды, свидетелями которых мы станем в будущем

Об эксперте: Петр Толочков, основатель и CEO компании по разработке AR&VR-решений для бизнеса Way2Win, IT-предприниматель.

Цифры и анализ рынка

Сегодня иммерсивные технологии активно входят в жизнь потребителя: новые AR-очки, метавселенные, клубы виртуальной реальности и другие передовые технологии используются крупными мировыми компаниями, брендами и знаменитостями, чтобы обеспечить своей аудитории лучшую практику взаимодействия с их товарами или услугами.

Интенсивное развитие иммерсивных технологий подтверждают цифры глобальных исследователей индустрии. Ожидается, что общий объем рынка AR/VR/MR (AR — дополненная реальность, VR — виртуальная реальность, MR — смешанная реальность) к 2024 году достигнет $300 млрд. По данным компании — поставщика технологий кибербезопасности DataProt, объем рынка AR в 2024 году составит около $50 млрд. VR — $44,7 млрд, следует из глобального отчета Research and Markets.

Как технологии AR и VR помогают бизнесу экономить и беречь природу
Экономика инноваций 

Ежегодно иммерсивные технологии усложняются и становятся все более впечатляющими. К примеру, в 2020 году в онлайн-игре Fortnite состоялся виртуальный концертный тур американского исполнителя Трэвиса Скотта, зрителями которого стали более 12 млн пользователей. Во второй половине 2022 года британская группа Gorillaz провела шоу дополненной реальности в Лондоне и Нью-Йорке. А в 2023 году американская рэп-исполнительница Megan Thee Stallion запустила приложение AmazeVR, где каждый поклонник может посмотреть ее концерт в виртуальном мире.

Кадр из шоу в виртуальной реальности британской группы Gorillaz (Фото: Gorillaz)

В России активный интерес к AR и VR проявляет b2b-сегмент: уже ведется разработка масштабных проектов в нескольких отраслях бизнеса. Например, на многих стендах ПМЭФ-2023 посетители могли активно взаимодействовать с интерактивными технологиями виртуальной и дополненной реальности. Компании НЛМК, «Северсталь» и «Полюс» используют VR- и 3D-решения для различных тренировок своего персонала.

Энергетическая компания «РусГидро» обучает сотрудников на одном из самых масштабных виртуальных тренажеров в сфере электроэнергетики, который функционирует на базе Саяно-Шушенской и Воткинской ГЭС. Сотрудники компании «Газпромнефть» используют симулятор виртуальной реальности, 3D-модели и другие мультимедийные решения для тренировки действий по восстановлению различных типов нефтегазового оборудования в экстренных ситуациях.

Проекты дополненной и виртуальной реальности в сфере b2c пока что уступают по объему, однако тренд на иммерсивность в потребительском сегменте и энтертейменте постепенно проникает и в массовую культуру. Например, российская группа Cream Soda в качестве продвижения своего нового альбома Internet friends выпустила VR-игру, доступную в онлайн-магазине виртуальных игр Oculus Quest.

Тренды 2024 года

Количество новинок в мире иммерсивных технологий ежегодно увеличивается, а компании все чаще выпускают обновленные версии уже существующих продуктов. Например, в следующем году ожидается выпуск новых смартфонов на обновленном процессореSnapdragon, а также версия гарнитуры Oculus Quest 3 от Мeta (признана экстремистской организацией и запрещена в России) и Apple Vision Pro. Разбираемся, какие тренды сформируются под влиянием технологий в следующем году.

Замена классических тренажеров в обучении на VR и AR

Развитие уже существующих инструментов в VR- и AR-обучении, маркетинге и энтертейменте приведет к повышению скорости и качества проектов. Внедрение более продуманных и удобных решений поспособствует упрощению доступа к иммерсионным технологиям и их продвижению.

Преимущество виртуальных моделей обучения перед классическими будет особенно заметно в таких областях, где невозможно или слишком дорого помещать человека в реальную среду. Сегодня виртуальные модели обучения пользуются большим спросом в медицине. Реалистичная модель человеческого тела стоит намного дороже, чем VR-тренажер пересадки сложных органов. Реальная модель может быть использована один раз, в то время как в виртуальной реальности врачи могут тренироваться много раз. К примеру, из числа наших клиентов около 30 фармакологических компаний уже используют AR-технологии для обучения докторов.

Крупные игроки российского рынка, такие как «Газпром» и «Перекресток», уже имеют свои собственные VR-центры. «Газпром» использует виртуальную реальность для обучения руководителей и сотрудников профессиональным и коммуникативным навыкам, а сотрудники «Перекрестка» изучают в VR инструменты продаж.

Рост количества устройств с поддержкой AR-контента

Первым смартфоном, позволяющим проигрывать дополненную реальность, стал Lenovo Phab2 Pro, выпущенный в 2016 году. Он поддерживал AR с помощью платформы для вычислений дополненной реальности Tango. В 2017 году Google презентовала инструмент для разработки программного обеспечения ARCore, который позволяет создавать приложения дополненной реальности и пользоваться ими на всех устройствах Android. В том же году компания Apple представила ARKit — инструментарий для внедрения дополненной реальности в каждый iPad и iPhone.

Спустя шесть лет количество устройств с поддержкой AR-контента исчисляется миллионами. Мощные передовые чипы, например Snapdragon 4 Gen 2 от Qualcomm или усовершенствованный UWB-чип U1, который, по прогнозам, окажется внутри смартфонов семейства iPhone 15, улучшат качество и стабильность контента с дополненной реальностью. Количество смартфонов с этими чипами будет расти, а следовательно — и количество интересного AR-контента.

В 2024 году продолжат развиваться технологии компьютерного зрения, которые появились несколько лет назад. Они помогут качественнее осуществлять трекинг человеческого тела, распознавать поверхности и оцифровывать помещение, позволяя разработчикам дополненной реальности создавать все более реалистичный иммерсивный опыт.

Веб-технологии и использование WebAR

Развитие интернета и увеличение количества устройств с поддержкой 5G создают благоприятные условия для эволюции технологии WebAR, которая дает возможность пользователям получить иммерсивный опыт в мобильном веб-браузере, обходя сложное действие — установку приложений.

В апреле 2023 года в официальный релиз браузера Google Chrome внедрили интерфейс WebGPU, который позволит веб-приложениям с большой вычислительной нагрузкой работать со значительно более высокой частотой кадров, используя графический процессор устройства вместо обычного центрального процессора (CPU). Это особенно актуально для WebAR-приложений, которые требуют высоких вычислительных мощностей. Нововведение качественно улучшит пользовательский опыт.

Тем не менее, учитывая среднюю динамику обновления программного обеспечения у пользователей на мобильных устройствах, а также скорость внедрения таких технологий в другие браузеры, эффект от этого получится полноценно ощутить только через 6–12 месяцев.

Развитие Generative AI

Технологии генеративных нейросетей — ChatGPT, Midjourney, а также инструменты Stable Difusion и Microsoft 365 Copilot — уже сегодня создают объекты в трехмерной графике для изображения неба или горизонта: скайбоксы текстурируют изображения, разрабатывают сценарии и визуализации для иммерсивных проектов. В 2024 году мы продолжим наблюдать их активное развитие.

В марте 2022 года американская технологическая компания NVIDIA представила Instant NeRF — нейромодель рендеринга, которая отрисовывает высококачественные изображения 3D-сцены за считаные миллисекунды. Instant NeRF может обучаться всего за несколько секунд на небольшом наборе 2D-фотографий и данных о ракурсах камеры, а затем практически мгновенно создает 3D-сцены.

Технология существенно сокращает время рендеринга. Она имеет широкий потенциал применения, включая создание аватаров для виртуальных миров, реконструкцию сцен для цифровых 3D-карт, а также обучение роботов и автомобилей без водителя. Благодаря инновационной методике кодирования хэш-сетки с несколькими разрешениями Instant NeRF может быть полезна для таких задач искусственного интеллекта, как языковой перевод и алгоритмы глубокого обучения. Технология предоставляет возможность более быстрого и эффективного решения множества задач, внося значительный вклад в развитие ИИ-технологий.

С учетом появления и дальнейшего развития вышеописанных программ ожидается, что через три года потенциал генераторов 3D-моделей и других ассетов увеличится. Это положительно отразится на играх, моде, спорте и b2b-сфере. А как только появится возможность собрать трехмерную модель, просто сфотографировав вещь с разных сторон и обратившись к генеративному ИИ, повысится заинтересованность бизнеса в сегменте электронной коммерции.

Apple Vision Pro — первый iPhone в мире иммерсивных технологий

С презентации MR-очков Apple Vision Pro началось зарождение будущего глобального тренда, который в полной мере раскроется в период с 2025 по 2030 год: будут выходить новые модели гарнитур, начнутся всеобщий интерес к очкам смешанной реальности и частичный отказ от мобильных устройств.

В настоящее время появление MR-гарнитуры от Apple — огромный вклад в популяризацию иммерсивных технологий среди широкой аудитории (53 млн человек посмотрели презентацию очков на официальном канале Apple в YouTube) и демонстрация потенциала этого направления для инвестиций. В 2024 году компании b2b-сектора начнут тестировать Apple Vision Pro, однако круг экспериментаторов будет небольшим из-за высокой стоимости технологии.

Первая XR-гарнитура и большой MacBook Air: главное с презентации Apple
Индустрия 4.0 

Продвижение элементов метавселенных

Изначально в концепции метавселенной был значимый фактор, пришедший из реального мира, — финансовая составляющая. Компании открывали там свои магазины, а пользователи совершали виртуальную покупку и продажу с помощью виртуальных денег, которые появлялись в пространстве в обмен на настоящие денежные средства. Но через некоторое время стало понятно, что реальная применимость метавселенных пока небольшая и нуждается в технологической доработке, на которую еще не хватает вычислительных мощностей. Например, в 2022 году компания Way2Win запустила метавселенную в области здравоохранения. Была создана пилотная версия, однако разработчики пришли к выводу, что технологический базис пока не готов для таких решений.

Фото: Way2Win

Сейчас метавселенные превратились в интернет-платформу, куда большинство людей заходят только ради 3D-вечеринок. Но так будет не всегда. Составные части метавселенной останутся в тренде. В 2024 году они продолжат активно развиваться за ее пределами — это аватары, ивенты, диджитал-одежда, голограммы и цифровые активы, существующие у пользователя в разной цифровой среде и не имеющие физической репрезентации в реальном мире. Среди них, к примеру, сервис Ready player Me, который позволяет быстро создать аватар по фото.

Важно отметить, что в ближайшем будущем будут актуальными вопросы этики в VR и виртуального творчества. Когда все эти элементы достигнут достаточного уровня развития, метавселенные переживут свое возрождение.

Индустрии, в которых ожидается наибольший спрос на иммерсивные технологии

  • Гейминг — индустрия, в которой чаще всего используют иммерсивные технологии, о чем свидетельствуют данные Statista. AR-приложения для социальных сетей, игр и электронной коммерции являются самой крупной отраслью технологий виртуальной и дополненной реальности с объемом рынка $11,58 млрд в 2023 году.
  • Спорт — VR- и AR-тренажеры не только помогают спортсменам отслеживать свои результаты, но и становятся отличной альтернативой полноценной тренировке в спортзале. Репортер The Washington Post Татум Хантер при помощи данных с датчиков, отслеживающих состояние тела во время VR-тренировки, доказала эффективность популярных фитнес-приложений от Oculus. А блогер Райан Трэхан, на YouTube-канал которого подписаны 13,4 млн человек, показал результат 30-дневных VR-тренировок.
  • Медицина —эффективные VR-тренажеры для подготовки врачей и визуализация данных для фармкомпаний.
  • Маркетинг —использование генеративного ИИ и AR для упаковки и создания продуктов.
  • Продажи. Главный тренд в оптимизации продаж — примерка в AR до покупки. Технология будет развиваться в ретейле, чтобы помогать онлайн-шопингу.
  • Обучение —упрощение обучения сложным профессиям или специальностям. Создание VR-учебников для школ, университетов и программ профессиональной переподготовки.
  • Промышленность —помощь специалистам на производстве. VR-обучение — одна из самых быстрорастущих индустрий, и в будущем ее рост в этом секторе продолжится.
  • Общественная безопасность —службы безопасности и государственные структуры начинают применять VR-технологии для тренировки сотрудников, которые работают в местах массового скопления людей.
Виртуальная реальность Дополненная реальность Внедрение инноваций Мнение Прогнозы будущего
Главное