300 млн рабочих мест под угрозой: риски технологического прогресса
ИИ наступает на пятки
Каждый год изобретатели со всего мира презентуют разработки, позволяющие в корне изменить ту или иную профессию. За неполный 2023 год таких многообещающих технологий появилось множество, вот лишь некоторые из них: в США начался эксперимент по использованию роботов-охранников в школах Санта-Фе, в Корее робот EveR 6 в качестве дирижера провел свой первый концерт в Национальном театре Кореи, а Корейский институт передовых технологий (KAIST) разработал робота-пилота Pibot, способного запоминать гораздо больший объем информации, чем пилот-человек, а также быстрее реагировать на внештатные ситуации. По словам инженеров, первая версия робота-пилота была сделана еще в 2016 году, но благодаря появлению ChatGPT его возможности вышли на новый уровень.
Надо отметить, что появление ChatGPT вызвало интерес не только у специалистов технических отраслей, но и у ряда представителей творческих профессий — от художников и поэтов до журналистов и рекламщиков, — которые стали применять эту технологию в своей работе. Например, создатели компьютерных игр используют ИИ для описания событий, происходящих с игроком (контекст геймплея), пояснения сюжетных поворотов (диалоги, субтитры и другие элементы озвучки), проработки предметов и локаций в выдуманных мирах.
Однако практически сразу новая технология вызвала и волну критики: известный американский писатель, автор книги «Игра престолов» Джордж Мартин и еще 16 писателей подали в суд на компанию-разработчика ChatGPT за то, что та обучала технологию на книгах писателей, не получив предварительно у них согласие на это. Таким образом, по мнению истцов, ИИ теперь может генерировать ответы на основе полученной из книг информации, при этом сами авторы за это не получают никакого вознаграждения.
И примеров того, как из-за страха потерять доход или работу люди разными способами протестуют против внедрения современных технологий, становится все больше: у сценаристов из Голливуда, бастовавших с мая по октябрь 2023-го, одним из главных требований было ограничение студиями использования искусственного интеллекта для написания сценариев. Параллельно группа художников из Сан-Франциско пытается восстановить авторские права, подав коллективный иск против компаний DreamUp, Midjourney и Stable Diffusion (они предлагают технологии для создания изображения с помощью ИИ).
На активный протест против современных технологий, вытесняющих людей с их рабочих мест, решаются немногие, но сами опасения по поводу роли ИИ достаточно распространены. Так, проведенное в 2023 году в США социологическое исследование показывает, что 24% опрошенных боятся потерять работу из-за ИИ, причем в возрастной группе от 18 до 24 лет страх выражен сильнее — 32% респондентов поделились такими опасениями. Боязнь ИИ также ярко проявляется у представителей темнокожего и испаноязычного населения страны — 32% и 35% соответственно.
Какие профессии в зоне риска
Похоже, тревоги людей не беспочвенны. По оценкам британской консалтинговой компании Forrester, только в США к 2030 году ИИ уничтожит 2,4 млн рабочих мест. На глобальном уровне, согласно опубликованному в апреле 2023 года отчету одного из крупнейших инвестиционных банков мира Goldman Sachs, в ближайшие десять лет есть риск потери 300 млн рабочих мест.
В том же докладе консалтинговой компании Forrester обращается внимание на то, что на современном этапе в зоне риска именно работники умственного труда: они могут либо потерять работу из-за внедрения ИИ, либо сам формат работы радикально изменится.
Если говорить о конкретных сферах, то, по мнению экспертов Всемирного экономического форума (WEF), речь в первую очередь идет о банкинге и финансах, журналистике и маркетинге, юридических конторах, а меньше всего распространением ИИ будут затронуты работники сферы строительства, шахтеры и сельхозработники.
«Профессии постоянно исчезают из-за автоматизации и цифровизации, причем вполне возможно, что на данной стадии под максимальной угрозой уже услуги, а не промышленность, как ранее. Мы уже видим вытеснение операторов колл-центров, разного рода консультантов, контролеров и прочих, которым явно угрожает искусственный интеллект. Напротив, наиболее безопасными выглядят ручные операции, требующие разнообразных навыков физической ориентации в пространстве (попробуйте заставить робота сколотить табуретку) или отношений между людьми, сложно поддающиеся роботизации — социальные услуги, многие врачебные специальности», — прогнозирует Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ.
Как подготовиться
Страх потерять работу из-за внедрения новых технологий не нов. Он появился сразу же, как только предприниматели начали использовать машины на своих предприятиях. Известным историческим примером того, к чему могут приводить панические настроения людей по поводу внедрения новых технологий, является серия стихийных протестов британских луддитов — участников рабочего движения второй половины XVIII — начала XIX века. Бастующие громили станки, тем самым выражая недовольство вытеснением людей техникой. С тех времен из-за технического прогресса действительно исчезло множество профессий: человек-будильник, пинбой (человек, расставлявший кегли в боулинге), разносчик льда и десятки других.
Между тем, как подчеркивает заместитель директора ЦеТИ НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников, чаще всего профессии не умирают, а обновляются, то есть лишь часть привычных функций переходят машинам. По этой причине многие апокалиптические сценарии не сбываются, как в случае прогноза 2013 года британских экономистов Карла Фрея и Михаэля Осборна. Тогда зарубежные эксперты предсказали вероятное исчезновение 37 популярных в США профессий (бухгалтеры, аудиторы, банковские служащие по выдаче кредитов, курьеры, посыльные и др.), однако на самом деле занятость там только выросла.
Но в это же время, по мнению Олега Буклемишева, передача отдельных функций работника машине тоже имеет свои риски, ведь «создаваемые рабочие места могут быть недоступными по уровню навыков вытесненным работникам или, наоборот, требовать меньше компетенций, и, стало быть, гораздо хуже оплачиваться».
Поскольку остановить прогресс невозможно, технологическая безработица является неотъемлемым спутником человечества, однако ее глубину можно смягчить.
С одной стороны, на уровне государства ученые рассматривают следующие меры, способные поддержать людей, потерявших из-за технологического прогресса свои рабочие места: введение базового дохода, создание большего числа государственных рабочих мест, а также реформа системы образования, чтобы потерявшие работу люди могли сменить профиль.
Хотя единого мнения на этот счет нет, потому что реагировать или нет на технологическую безработицу — выбор отдельных государств и правительств. Как объясняет Виталий Казаков, приглашенный преподаватель РЭШ, те, кто разделяет правые идеи, скорее предпочли бы, чтобы государство вообще никак не вмешивалось; носители левых взглядов — чтобы был введен безусловный базовый доход. Сторонники же центристских позиций выступают за реагирование «на определенные критические точки», то есть, например, за реформы в сфере образования.
С другой стороны, для снижения риска оказаться среди тех, кто потерял работу из-за внедрения новых технологий, человеку важно самому предпринимать меры — постоянно совершенствовать свои знания и навыки.
«Я думаю, что готовиться нужно всем, но не к вытеснению, а к адаптации. Несмотря на то, что новости полны примеров того, как ИИ сдает разного рода экзамены лучше, чем большинство студентов-людей, на практике системы на основе ИИ упрощают работу специалистов в этих областях, автоматизируя рутинную работу, позволяя человеку сосредоточиться на креативной части. Человеку в этом мире новых вызовов остается то же, что и всегда на протяжении последних 300 лет научно-технической революции — адаптироваться и приобретать новые навыки, чтобы оставаться востребованным», — объясняет Виталий Казаков.