Культурные тренды, 19 июл 2023, 17:30

Кто такие хиппи: от «Вудстока» до Христиании

Читать в полной версии
Фото: Kandinsky 2.2
Длинные волосы, потертые джинсы и цветы — хиппи стали культовым движением второй половины ХХ века. Разбираемся, как они появились, обрели популярность и где они сейчас

Содержание:

Кто такие хиппи

Хиппи (от англ. hippie или hippy) — это масштабное контркультурное движение, зародившееся в США в 1960-х годах и существующее по сей день. Хиппи выступают против пуританских ценностей, традиционалистских устоев общества и войн; пропагандируют равенство, ненасилие, любовь и стремление к счастью. В 1960–1970-х годах движение хиппи было популярно в США, Европе и даже СССР. В период расцвета движения, в 1967 году, журнал Тime насчитывал в США не менее 300 тыс. хиппи [1]. Они противостояли культу карьеры, успеха и потребления, поэтому уходили из родительских домов, бросали университеты, объединялись в коммуны и путешествовали с одного музыкального фестиваля на другой. Хиппи экспериментировали с психотропными веществами, увлекались восточной культурой и философией. Именно хиппи способствовали популяризации йоги, вегетарианства и веганства, астрологии, фрисби и экоактивизма [2], [3].

Многие участники хиппи-движения были визионерами и повлияли на развитие компьютерных технологий и интернета. В конце 1960-х — начале 1970-х годов фотограф, писатель и хиппи-активист Стюарт Бренд издавал журнал Whole Earth Catalog [4]. Там публиковались как советы по ведению хозяйства, так и статьи, обещающие скорое появление персональных компьютеров. Молодые контркультурщики, не желавшие становиться винтиками в корпоративной машине, увлекались идеями Бренда и собирали домашние компьютеры в гаражах родительских домов в Сан-Франциско — именно так зарождались многие гиганты Силиконовой долины, такие как Apple [5]. Стив Джобс, в молодости черпавший вдохновение в Whole Earth Catalog, называл журнал «Google в бумажной обложке» и «Библией своего поколения» [6].

Стив Джобс в молодости. Фотограф: Тони Короди (Фото: VTPass)

Музыка играла огромную роль в жизни хиппи: во многом благодаря этому движению всемирную популярность приобрели такие исполнители, как The Doors, The Beatles, Led Zeppelin, Дженис Джоплин и Джими Хендрикс. Они выступали на одном из самых известных музыкальных фестивалей «Вудсток», который собирал не менее 400 тыс. человек.

Толпа на фестивале «Вудсток», 1969 год (Фото: Getty images)

История хиппи

Зарождение: беби-бумеры, битники и контркультурщики

Движение хиппи было продуктом своей эпохи. Родители хиппи — это так называемые беби-бумеры: после Великой депрессии и Второй мировой войны в США наступил период экономического роста, что спровоцировало небывалый демографический рост [7]. В американском послевоенном обществе царил культ благосостояния: улучшение экономики, технический прогресс, появление телевидения и развитие рекламы стимулировали культуру потребления [8]. Также на первый план выдвигались семейные ценности: именно в 1950-х годах в сознании американцев закрепилась идея идеальной американской семьи — супружеской пары с двумя детьми, живущей в загородном доме [9]. Для людей, переживших тяжелейший экономический кризис и войну, такой образ жизни казался пределом мечтаний.

Реклама газировки 7 Up с изображением образцовой американской семьи, 1949 год (Фото: Envisioning The American Dream)

Но «американская мечта» оказалась близка не всем. В 1950-х против нее начали выступать писатели и музыканты, которых назвали битниками [10]. Представители субкультуры выступали против протестантской этики, империализма, патриархальных ценностей в обществе. Среди них — Джек Керуак, Аллен Гинзбург, Уильям Берроуз и музыкант Боб Дилан. Битников можно считать источником вдохновения для хиппи — подрастающие дети беби-бумеров противились образу жизни родителей и тяготели к контркультуре, которую воплощали собой битники.

Битники Майкл Маклюр, Боб Дилан и Аллен Гинзберг. Фотограф: Ларри Кинан (Фото: Beatnik Sons)

Начало 1960-х годов было неспокойным: разгар холодной войны между США и СССР, зеркальные испытания ядерного оружия, Карибский кризис, региональные войны по всему миру — все эти события отражались в настроениях молодежи. Росло недовольство международной ситуацией и действиями правительств. Внутри США тем временем нарастали социальные волнения. Борцы за права женщин, небелых людей и сексуальных меньшинств требовали равноправия, а экоактивисты привлекали внимание к проблемам окружающей среды. Недовольство молодых людей усилилось в 1963 году, после убийства президента Джона Кеннеди, которого многие воспринимали как последнего борца за равные права разных социальных групп. Все эти факторы вылились в волну протестов и демонстраций: молодые люди восставали против всего, что они считали несправедливым, — расизма, сексизма, классового неравенства, войны и ограничения прав. На заре движения журналисты назвали одну из таких групп длинноволосых протестующих пацифистов hippies, от английского глагола to be hip — «быть в теме» [11]. Отсюда хиппи получили свое название.

Пацифизм: зарождение и развитие от Древнего Китая до наших дней
Социальная экономика 

Стиль и философия хиппи

Хиппи транслировали свои взгляды на жизнь через внешний вид и образ жизни. Они бойкотировали стремление к материальным благам, считая, что счастье — это духовное состояние. Лиза Лоу, известный хиппи-фотограф, описывала цель хиппи-движения таким образом: «Это была попытка восстать против ценностей, которые нам навязали родители. Мы пытались вернуться к прикосновениям, к построению связей и жизни» [12].

Нарочитая небрежность в одежде противопоставлялась аккуратности стиля 1950-х годов: цветастые платья, застиранные футболки, сандалии, унисекс-одежда и большое количество украшений, часто сделанных вручную. Хиппи интересовались культурой Востока, поэтому многие из них носили одежду и украшения с индийскими, афганскими, непальскими мотивами. Одна из самых примечательных черт хиппи — провокационные прически. В 1950–1960-х годах мужчины носили короткие стрижки, считавшиеся признаком опрятности: волосы были аккуратно уложены гелем; женщины часто делали завивку. В знак протеста хиппи отращивали волосы, носили их распущенными или заплетали косички и носили цветочные венки [13]. Мужчины и женщины с длинными волосами размывали традиционные гендерные роли, чем вызывали недовольство консерваторов: их обвиняли в безыдейности, гедонизме и неаккуратности. Рональд Рейган, бывший во времена расцвета хиппи губернатором Калифорнии, сравнивал их с персонажами повести о Тарзане: «Одеваются, как Тарзан, имеют прическу, как у Джейн, и пахнут, как Чита [шимпанзе]» [14].

Певица Дженис Джоплин на фестивале «Вудсток», 1967 год (Фото: Internet Archive)

Хиппи протестовали против устоявшихся ценностей не только с помощью внешнего вида, но и с помощью образа жизни. Они объединялись в коммуны и жили в заброшенных деревнях, усадьбах, на природе [15]. Одна из самых известных коммун — «Веселые проказники» под предводительством писателя Кена Кизи (автора «Пролетая над гнездом кукушки») [16]. В 1964 году «проказники» совершили длительную поездку по Америке на разрисованном школьном автобусе Furthur, закатывая вечеринки и раздавая наркотики [17]. Это путешествие стало частью стереотипного изображения хиппи-коммуны.

Автобус «Веселых проказников» — Furthur (Фото: The Furthur Down The Road Foundation )

Поскольку хиппи увлекались восточной культурой и философией, многие из них путешествовали по Азии. Появились даже туристические маршруты, получившие название «тропа хиппи» [18]. Центром притяжения хиппи был Катманду — столица Непала, где можно побыть вдали от привычной культуры [19].

Карта «тропы хиппи» — пути из Лондона в Бангкок (Фото: Reflections on Travelling )

Эксперименты с галлюциногенными препаратами были частью культуры хиппи. Одним из адептов такого подхода был известный психолог, профессор Гарвардского университета Тимоти Лири [20]. Он активно изучал влияние психотропных веществ, таких как псилоцибин (галлюциногенное вещество, получаемое из определенного вида грибов) на мозг человека, раздавая его своим знакомым художникам и музыкантам, а также выпускникам Гарварда. Противоречивые практики Лири привели к его увольнению из Гарварда в 1963 году, и он стал изучать другой препарат, в то время применявшийся для лечения шизофрении [21]. Лири писал книги и путешествовал по стране с лекциями, заработав большую известность среди хиппи-молодежи [22]. Американские власти считали влияние Тимоти Лири на молодые умы угрозой, а президент США называл его «самым опасным мужчиной в Америке». За свою деятельность Лири неоднократно попадал в тюрьму. Вскоре препараты, которые он изучал, были внесены в список наркотических средств и запрещены.

Тимоти Лири — психолог и исследователь психоделиков. Фотограф: Лиза Лоу (Фото: American History)

Протестное движение

Хиппи принимали активное участие в социально-политических процессах. В основе философии хиппи — любовь и пацифизм, всеобщее равенство и разоружение. Выражать свою позицию они предпочитали с помощью мирных демонстраций. При этом хиппи нередко объединялись с более радикально настроенными движениями, такими как The Diggers (анархистская группировка, существовавшая в Сан-Франциско в конце 1960-х годов и активно участвовавшая в протестах против войны во Вьетнаме), и поддерживали их в борьбе за гражданские права [23], [24]. Хиппи-культура отчасти вдохновила студенческие протесты во Франции в 1968 году, когда десятки тысяч человек вышли на улицы с требованием реформы правительства [25].

Хиппи принимают участие в марше на Пентагон, 1967 год (Фото: LBJ Library )

С антивоенной позицией выступали многие кумиры хиппи-движения. Например, Джон Леннон со своей женой Йоко Оно в 1969 году устроили необычную акцию, проведя две недели в кровати гостиничного номера, каждый день разговаривая с журналистами о важности мира [26].

Акция Джона Леннона и Йоко Оно «В постели за мир», 1969 год (Фото: National Archive )

Ключевым событием антивоенного движения стал марш в Вашингтоне 15 ноября 1969 года, в котором приняли участие около полумиллиона человек, среди которых было много хиппи. СМИ окрестили этот марш самой большой антивоенной демонстрацией в истории США [27]. Демонстрации и антивоенные акции привлекали общественный интерес, и все больше людей задавались вопросом, что американские войска делают во Вьетнаме. Поддержка войны стремительно снижалась, и в 1973 году правительство США объявило о выводе войск из Вьетнама.

Демонстранты на марше против войны во Вьетнаме. Вашингтон, 15 ноября 1969 года. The Associated Press (Фото: New York Times )

Несмотря на то что демонстрации хиппи носили преимущественно мирный характер, случались трагические инциденты. Одно из таких событий — гибель студентки Эллисон Краузе. По одной из версий, Эллисон вставила цветок в дуло винтовки полицейского на демонстрации против введения американских войск в Камбоджу в 1970-м [28]. В тот же день Эллисон погибла от выстрела одного из полицейских, открывших огонь по демонстрантам. Впоследствии фраза «Цветы лучше пуль», приписываемая Краузе, станет культовой для хиппи-движения.

Один из примеров «цветочного протеста», 1967 год. Фотограф: Берни Бостон (Фото: The White House News Photographers Association )

Хиппи в Советском Союзе

Волна хиппи-движения не обошла стороной и СССР. Советские критики движения считали хиппи тунеядцами. Однако общественное порицание не помешало образованию хиппи-объединений во многих городах. Одним из них была московская «Система» под предводительством Юрия Буракова по прозвищу Солнце — сына военного чиновника. Первые советские хиппи были детьми представителей элиты — именно они имели доступ к зарубежной музыке и одежде и проникались идеями западной контркультуры [29]. Историк Владимир Видеманн в книге «Запрещенный Союз. Хиппи, мистики, диссиденты» так описывает Буракова: «Осенью 1971-го из Москвы впервые приехал в Таллин Юра (Солнце) Бураков (1949–1992) — неформальный лидер московских и всех советских хиппи, диссидент, писатель. Сын крупного чина КГБ, старший брат комсомольского активиста. Его в «Песочницу» (место сбора хиппи в Таллине — детский парк на улице Виру) привел Влад. У Юры были запорожские усы и длинные соломенные волосы, одет он был в широкий светлый плащ». Согласно Видеманну, советская молодежь охотно слушала западную музыку, пробовала наркотики (однако в СССР это очень жестко пресекалось и регулярно проходили облавы). Появился и собственный сленг, наполненный англицизмами: хиппи регулярно ходили на «сейшены» (концерты, квартирники) потрясти «хайром» (волосами). У хиппи были свои точки сбора. Например, в Москве их можно было найти на «Психодроме» у старого здания МГУ, на Пушкинской площади и на Тверской у памятника Юрию Долгорукому. Летом же хиппи ездили в Крым.

Хиппи в Советском Союзе, 1978 год (Фото: Papa-Lesha.ru )

Ценности, которые проповедовали хиппи, оказались близки советской молодежи. Историк Юлиана Ферст, исследовавшая советское хиппи-движение, пишет: «Идеи хиппи пересекались с ценностями социализма, такими как коллективизм, равенство и антиматериализм [30]. Быть хиппи в Советском Союзе значило быть верным многим коммунистическим ценностям, при этом отвергая советскую реальность и нормы». По мнению Ферст, советские хиппи адаптировали хиппи-культуру под свои реалии: усиленная солидарность внутри движения помогала им преодолевать угрозы своему существованию и умело использовать преимущества жизни в СССР — сравнительно невысокие цены, возможности для трудоустройства, работу с долгими летними каникулами и т.д.

В отличие от западных, советские хиппи выступали против политизации движения. Режиссер документального фильма «Советские хиппи» Терье Тоомисту считает, что политический энтузиазм у хиппи пропал после участия в демонстрации против войны во Вьетнаме в Москве в 1971 году. Акция закончилась арестами, несмотря на то что была согласована с властями. «Когда я спрашиваю старых хиппи, интересовала ли их политика, они обычно отвечают, что тогда они считали политику чем-то косным и инертным. Они понимали, что у них нет никакой возможности изменить что-либо в советском обществе и что, если они попытаются это сделать, они попросту окажутся в тюрьме. Во многих отношениях, как мне кажется, их отторжение политики само по себе было формой протеста», — рассказал Тоомисту [31].

Где и как живут хиппи сегодня

С 1980-х популярность хиппи-движения постепенно пошла на спад: молодые люди взрослели, обретали работы и семьи и так сами стали частью той системы, которой себя противопоставляли.

Сегодня людей, называющих себя хиппи, не так много. Сохранилось несколько коммун. Например, экокоммуна «Ферма» существует в США с 1971 года [32]. В ней регулярно проживают около 200 человек, там есть центр акушерства, небольшое издательство и гостиницы [33]. В Европе же самой известной хиппи-коммуной является Христиания — квартал в Копенгагене, где живут около 850 человек и регулярно проходят различные фестивали [34].

Район Христиания, Копенгаген (Фото: Christiania.org)

Несмотря на то что пик популярности хиппи остался в прошлом, многие их идеи снова получают внимание [35]. Возвращается тренд на экологичность, отказ от животных продуктов, эко- и агротуризм, коворкинги, коливинги, возобновляемую энергию (именно хиппи в 1970-х популяризировали использование солнечных панелей), культ любви к природе, полиаморию и дауншифтинг в Азию. Во многом это адаптация классических хиппи-идей под современные реалии.

Культурные тренды Социальные изменения Человек меняющийся
Главное