Электротранспорт в 2023 году: меры поддержки и инновации в производстве
Об эксперте: Антон Скибин, директор по направлению «Электроэнергетика» Кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково».
Тренд на экологичный транспорт
В эпоху глобальной декарбонизации (перехода к низкоуглеродному развитию) крупные страны, в том числе Россия, стремятся внести вклад в защиту окружающей среды и повысить качество жизни в городах. Так, в феврале 2023 года на сессии по электротранспорту представители правительства обсудили текущую ситуацию развития рынка и зарядной инфраструктуры. Согласно стратегической инициативе, в 2023 году особое внимание будет уделено наращиванию спроса и росту показателей загрузки производств. В планах — увеличить выпуск электротранспорта в девять раз и достичь в 2024 году показателя в 36 тыс. единиц в год, что больше предусмотренного в концепции.
Чтобы поддержать отрасль, c 2023 по 2025 год правительство выделит десяти российским регионам субсидии в размере 86,5 млрд руб. на развитие городского электротранспорта и благоустройство прилегающих территорий. Для покупателей также предусмотрены стимулы: включение электротранспорта в программу льготного лизинга, освобождение от транспортного налога, бесплатный проезд по платным дорогам и так далее.
За первый квартал 2023 года продажи новых автомобилей на электротяге в России выросли на 95% по сравнению с тем же периодом 2022 года. В планах у правительства до 2024 года подготовить базу для массового производства: нарастить технологические компетенции, вывести на рынок новые продукты и создать необходимую инфраструктуру. Планируется производить не менее 25 тыс. электрокаров в год и создать 9,4 тыс. зарядных станций. Согласно Концепции развития электротранспорта в России, к 2025–2030 годам выпуск такого вида автомобилей должен достичь 10% от общего объема производства транспортных средств в стране. Для этого правительство предоставит производителям электротранспорта и аккумуляторов субсидии и специальные инвестиционные контракты.
Сегодня на отечественном рынке появляются пилотные партии автомобилей на электротяге. Несмотря на то что их коммерческое применение пока ограничено, они вызывают интерес у аудитории. Так, каждый третий россиянин выбрал бы в качестве следующего автомобиля электрокар. В первую очередь потому, что он экологичный, во вторую — из-за роста цен на бензин, в третью — он выгоднее в обслуживании и эксплуатации. Однако выпуск полностью локализованного отечественного электромобиля возможен только при создании соответствующей инфраструктуры.
Не риски, а факторы
Несмотря на государственную поддержку, потребители не до конца уверены в перспективах электротранспорта, и на это есть причины. Первый вопрос — сколько километров проедет автомобиль на электротяге без подзарядки. Особенно это актуально для компаний, которые используют коммерческий электротранспорт для доставки грузов.
Второй вопрос — сколько лет прослужит аккумулятор. Например, некоторые отечественные предприятия уже на протяжении десяти лет массово переходят на литиевые батареи. При работе электротранспорта на складе вопрос о подзарядке ощущается не так остро, как срок службы аккумулятора. Помимо этого существуют и другие барьеры: перегруз энергосетей, дефицит минералов и резкий рост стоимости металлов для производства батарей.
Сегодня Россия производит около 10% никеля, добываемого в мире, 43% палладия, используемого для производства автомобильных каталитических нейтрализаторов, и 6% алюминия, который применяется для снижения веса электрокара. После приостановки поставок в Россию лития, необходимого для создания литий-ионных аккумуляторов, госкорпорация «Росатом» и горно-металлургическая компания «Норникель» готовят к освоению перспективное месторождение в Мурманской области.
Инновационные разработки для электротранспорта
Помимо привычных стационарных зарядок на рынке могут скоро появиться и беспроводные: в феврале первое подобное изобретение в России презентовали сотрудники Нового физтеха Университета ИТМО и их партнер — производитель «Яблочков», резидент фонда «Сколково». Зарядка напоминает две компактные коробочки, между которыми формируется магнитное поле. В ближайшее время исследователи планируют увеличить мощность станции, что позволит заряжать электробусы или автономные погрузчики за 30 мин.
Еще одна инновация — система защиты и предотвращения возгорания батарей. В случае ДТП или экстремальных климатических условий существует риск возгорания литий-ионных и других аккумуляторов. Эту проблему сегодня взялись решать сразу несколько отечественных компаний: «Системы Пожаротушения», резидент «Сколково» «БэттериЛАБ» и другие.
В России также идет разработка электротранспорта для разных целей. Так, «Электромобили Мануфэкчуринг рус» сообщило об открытии предзаказов на EVM PRO. Электрогрузовик поставляется в трех модификациях: промтоварный фургон, еврофургон и изотермический фургон. Технические характеристики транспорта включают российскую силовую установку, бортовую электронику и ПО собственной разработки. Также в «Сколково» создали новый тяговый электродвигатель, предназначенный для крупной сельскохозяйственной техники, квадроциклов и погрузчиков. Новый мотор подойдет и для малой техники коммунальных служб. Разработка уже успешно прошла испытания и отправится на «полевые» работы в рамках реальной эксплуатации.
Будущее, которое нас ждет
Безусловно, интерес к электрическим легковым и грузовым авто растет. На улицах крупных городов появляется общественный транспорт на электротяге. Однако говорить о высоком спросе в бизнес-секторе пока сложно, потому что он напрямую зависит от цены. Пока российские разработки находятся на стадии тестирования и предзаказа, а не серийного производства, стоимость их будет высокой. Однако со временем электрокары и их компоненты начнут выходить на рынок по приемлемой цене.
Еще один важный момент — инфраструктура. Сегодня позволить себе автомобиль на электротяге могут только те россияне, которые живут в крупных городах, где есть достаточное количество зарядных станций. Согласно проведенным международным тестам, средний запас хода популярных сейчас версий электромобилей составляет от 200 км. Поэтому в идеале станции должны быть размещены на примерно таком же расстоянии друг от друга на всех трассах и дорогах федерального и регионального значения. Помимо этого зарядки должны быть высокоскоростными, чтобы наполнить аккумулятор до 90% за 20 минут. Для развития подходящей инфраструктуры правительство уже субсидирует расходы на закупку и установку быстрых зарядных станций. Только в 2022 году на эти цели выделили 1,37 млрд руб.