Социальные сети, 09 мая, 14:30

Они и мы: как коллективная память формируется и влияет на идентичность

Читать в полной версии
(Фото: «ТриТэ», «Россия-1», «Фонд кино»)
Разные люди помнят прошлое по-разному. Во многом это зависит от того, с какими социальными группами они себя ассоциируют. Рассказываем, как формируются коллективные воспоминания и зачем они нужны

Что такое коллективная память

Коллективная память — это представления о прошлом, которые разделяют члены одной социальной группы.

Понятие коллективной памяти ввел социолог Морис Хальбвакс в 1925 году. Он выделял два вида памяти, доступных для человека, — индивидуальную и коллективную. По его мнению, память у человека появляется в процессе социализации. Несмотря на то что памятью обладает каждый отдельный человек, эта память все же формируется коллективом.

Индивидуальная, или автобиографическая, память — это воспоминания индивида о его жизни. Например, последний звонок, первая любовь, рождение ребенка.

Коллективная память же принадлежит не одному человеку, а группе. Причем разделять коллективные воспоминания могут люди, не жившие в то время, когда произошло событие. Так, многие помнят полет первого человека — Юрия Гагарина в космос — по фильмам, книгам и рассказам современников.

Социальная память

Социальная память — форма коллективной памяти, которая формируется на основе социальных отношений между людьми. Она включает в себя воспоминания о прошлых событиях, связанных с определенными людьми или группами, и отношения между ними. Социальная память может влиять на то, как мы оцениваем других людей, и наше отношение к ним.

Историческая память

Историческая память — форма коллективной памяти, которая связана с национальной или мировой историей. Она включает в себя воспоминания о ключевых событиях и фигурах прошлого, которые могут иметь важное значение для определенной страны, нации или общества. Историческая память может использоваться для формирования национальной или гражданской идентичности, а также для оценивания прошлого и понимания его влияния на настоящее.

«Цифровая амнезия»: как смартфоны портят нашу память
Социальная экономика 

Как формируется коллективная память

Коллективные воспоминания сохраняются в разных формах повествования: документальных свидетельствах о прошлом, таких как архивные записи, документальные фильмы, книги, мемуары, дневники, художественная культура, фотографии, контент в интернете. Формируются же воспоминания посредством изучения этих записей, их обсуждения в группе и взаимодействия членов сообщества. «РБК Тренды» рассказывают об основных психологических и социальных факторах формирования коллективных воспоминаний.

Принадлежность к группе

В работе 1954 года американские исследователи Альберт Хасторф и Хэдли Кантрил зафиксировали, что студенты двух университетов — Дартмутского и Принстонского — по-разному помнили спорный матч университетских сборных по футболу. На тех соревнованиях обе команды покалечили игроков соперника и получили штрафные баллы за нарушение правил. Однако после матча болельщики стали винить команду противника в нечестной игре и неспортивном поведении.

Тогда исследователи решили выяснить, как именно помнят один и тот же матч студенты разных университетов. Опрос 163 респондентов из Дартмутского университета и 161 из Принстонского показал, что 53% дартмутских студентов винят в случившемся обе стороны, а 36% признали вину своей команды. 86% студентов Принстонского университета винили противников, и только 11% ответили, что обе команды с самого начала играли грубо.

Затем исследователи попросили студентов посмотреть запись игры и отметить все нарушения, которые они заметят. В итоге студенты Дартмута отметили почти одинаковое количество нарушений с обеих сторон — в среднем 4,3 нарушения для своей команды и 4,4 для команды Принстона. Принстонские же студенты зафиксировали у дартмутской команды в два раза больше нарушений, чем у своей команды: в среднем 9,8 и 4,2 соответственно.

То есть можно сделать вывод, что изначальные установки нас самих и группы, к которой мы себя относим, влияют как на восприятие события, так и на то, как мы впоследствии его помним.

Заражение воспоминаниями

Беседы и дискуссии — один из способов передачи воспоминаний, в том числе ложных. В исследовании 2002 года американские психологи Вашингтонского университета предложили участникам эксперимента сначала посмотреть на изображение, а потом обсудить его с собеседником. Картинку во время обсуждений они не видели. Собеседник же предлагал заведомо ложную информацию об изображении. После обсуждения участников эксперимента попросили вспомнить, что они видели на картинке. В результате респонденты присвоили часть ложных воспоминаний и рассказывали как их, так и верные факты, которые они помнили.

В 2006 году американские ученые провели другой эксперимент. Они предложили 24 группам — семьям из четырех человек — прочитать две истории. Затем вспомнить и пересказать их индивидуально, а после — вместе их обсудить. Через неделю исследователи еще раз попросили респондентов пересказать истории.

В итоге участники эксперимента рассказали как изначальные индивидуальные воспоминания, так и те, что обсуждались в группе. Причем среди высказанных групповых воспоминаний больше было тех, которые озвучивал самый активный человек в группе. При этом его социальная роль неважна. Это мог быть как родитель, так и ребенок. Главное, чтобы он или она больше всех говорили.

Традиции и ритуалы

Французский социолог Эмиль Дюркгейм изучал феномен коллективной памяти еще до Хальбвакса, хотя никогда термин «коллективная память» не использовал. Он отмечал, что культура и, в частности, ритуалы и традиции передают ценности и нормы через поколения, а совместные ритуалы создают ощущение сплоченности в коллективе. Чтобы поддерживать коллективные воспоминания, индивиды, согласно Дюркгейму, должны физически объединяться для создания общего опыта, которым будет делиться группа.

Примеры таких объединений — Новый год. Это один из самых массовых праздников в России, и он сопровождается определенной символикой и традициями. Например, на Новый год принято загадывать желание под бой курантов. Воспоминания об этих ритуалах и праздниках объединяют людей и становятся коллективными.

Язык

Слова, которые используют группы людей для описания коллективных и исторических событий, влияют на формирование коллективных воспоминаний. Каждый язык содержит определенный набор слов и выражений, которые связаны с определенными событиями, традициями и культурой.

Например, в русском языке существует множество выражений и пословиц, которые связаны с историей и культурой России. Они помогают сохранять память о прошлом и передавать ее от одного поколения к другому. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», «Пропал, как швед под Полтавой», «Пусто, словно Мамай прошел» — все это пословицы, которые отражают определенный исторический контекст — крепостное право, Северную войну и татаро-монгольское иго соответственно.

Языковое импортозамещение: нужно ли бояться иностранных слов
Экономика образования 

Свойства коллективной памяти

Морис Хальбвакс выделял несколько свойств коллективной памяти. Во-первых, коллективная память передается только члену группы. В этих воспоминаниях выражена общая позиция группы относительно событий в прошлом. Кроме того, коллективные воспоминания создают образ группы, который подчеркивает как отличие от других, так и сходство членов группы.

Во-вторых, в разные эпохи группы по-своему воссоздают в памяти прошлое в зависимости от той идеи, которая преобладает в обществе. Общество же, принимая новые идеи, не заменяет ими свое прошлое, а принимает прошлое других групп, которые разделяют эту идею.

Например, в конце 1920-х годов советские власти запретили ставить на Рождество елку, потому что она считалась символом буржуазности. Однако в 1935 году елку стали разрешать, только для празднования не Рождества, а Нового года. Таким образом, общество переосмыслило атрибут одной эпохи и адаптировало его под потребности своей эпохи. Елка превратилась из символа буржуазности в атрибут советской традиции празднования Нового года.

Функции коллективной памяти

Формирование идентичности

Идентичность — это чувство принадлежности к группе, например, национальной, профессиональной, классовой и т.д. Эта принадлежность может проявляться как внешне — проживание на определенной территории, трудоустройство в компании, так и внутренне — разделение общих переживаний, взглядов и воспоминаний.

Например, если спросить у россиян о событиях Второй мировой войны, то могут вспомниться блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Москву. Если же аналогичный вопрос задать американцам, то ответы будут другие: Перл-Харбор, день «Д» и бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Кроме того, человек может принадлежать одновременно к нескольким социальным группам, например, по национальному и возрастному признакам. Так, в исследовании 2013 года американские ученые выяснили, как жители США помнят и оценивают бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Молодое поколение с сожалением высказалось о событии, потому что в результате взрыва ядерных бомб пострадали порядка 200 тыс. человек. Старшее же поколение, которое непосредственно застало конец Второй мировой войны, выразило мнение, что благодаря бомбардировкам закончилась война и многие американцы остались живы.

Так, индивид, ощущая свою принадлежность к разным группам, может разделять воспоминания разных коллективов. В данном примере респонденты помнят значимое для своей страны событие — бомбардировки Японии, но помнят в соответствии с тем, как принято в их возрастной группе.

Инструмент власти

Согласно Морису Хальбваксу, коллективная память формируется в контексте конкретного времени и проблем, сопутствующих ему. Лидеры группы реконструируют прошлое, выбирают, какие события сохранить в памяти, а какие исключить в соответствии с текущими задачами и общественными проблемами.

Французский историк Пьер Нора также отмечает, что даты и людей, которых помнит группа, выбирают лидеры этой группы. Британский историк Эрик Хобсбаум говорил, что лидеры могут разрушать социальные обычаи и нормы и создавать новые для установления авторитета, социального контроля и солидарности. Придуманные традиции запечатлевают определенные ценности, верования и нормы, которые предполагают преемственность несуществующего прошлого и при этом создают социальную идентичность.

Примером того, как лидеры выбирают, что должна помнить группа, — памятники, которые устанавливаются в городах. Так, в 2022 году в Москве установили памятники Иосифу Кобзону, Юлию Шокальскому, Самуилу Маршаку, Галине Вишневской, Андрею Туполеву.

Ложная коллективная память

Эффект Манделы — явление, когда большое количество людей утверждают, что помнят какое-то событие, которого в реальности не было. Например, многие помнят, что на видео, которое Борис Ельцин записал 31 декабря 1999 года, он сказал: «Я устал, я ухожу». На самом же деле президент сказал: «Я ухожу. Я сделал все, что мог».

Что такое эффект Манделы и как он взаимодействует с памятью
Социальная экономика 

Психолог и профессор Гарвардского университета Дэниел Шактер объясняет, что людям не нравится неопределенность. Это вызывает страх и стресс. Поэтому когда человек не помнит или не знает какие-то детали о событии, то самостоятельно додумывает недостающие фрагменты, исходя из ассоциаций и накопившегося опыта.

Зачем нужно знать о коллективной памяти

Во-первых, понимание того, какие коллективные воспоминания разделяет человек, поможет в том числе определить, к какой социальной группе он принадлежит. Это может способствовать коммуникации с ним и пониманию его культуры. Признание того, что история и культура разных групп могут отличаться друг от друга, может помочь лучше понять и уважать иные точки зрения и представления о прошлом и культуре.

Во-вторых, несмотря на то, с какой группой человек себя идентифицирует, коллективные воспоминания о прошлом часто могут быть неподлинными и не давать объективной оценки историческим событиям. Чтобы это исправить, нужно изучать исторические источники, которые помогут разобраться, что на самом деле происходило в прошлом. Кроме того, изучение истории поможет лучше понять, какие элементы коллективной памяти являются фактически верными, а какие являются искаженными или неверными.

Социальные сети Наука Как это устроено Культурные тренды Выбор редакции
Главное