Что такое фактчекинг — объясняем простыми словами
Что такое фактчекинг
Фактчекинг — это проверка информации на правдивость, точность и достоверность. Термин «фактчекинг» пришел к нам из английского языка и дословно переводится как «проверка фактов». Фактчекинг чаще всего упоминается в контексте работы СМИ и журналистов, так как перед публикацией любой информации журналист обязан проверить, подтверждена ли она фактами.
Однако фактчекинг можно проводить и не будучи журналистом, чтобы убедиться в правдивости прочитанного материала.
Зачем нужен фактчекинг
В первую очередь фактчекинг помогает поддерживать высокую репутацию издания или компании, ведь если редакция позволяет опубликовать заведомо ложную или непроверенную информацию, а позже обман вскрывается, репутация падает. В случае если публикация ложной информации происходит систематически — издание теряет доверие читателей. Чтобы оградить себя от недоверия и сохранить репутацию, фактчекинг должен быть одним из основных принципов редакционной политики. К тому же фактчекинг помогает взглянуть на ситуацию объективно: у события могут быть разные трактовки, могут отличаться мнения экспертов, но проверенный факт — твердая основа, от которой можно отталкиваться.
Вторая причина — алгоритмы поисковых систем. К примеру, компания Google внедрила ярлык, указывающий на то, что информация в той или иной статье прошла проверку и является достоверной. Такие тексты чаще выводятся на первой странице поиска, поэтому фактчекинг помогает в продвижении материала.
Нельзя недооценить и юридическую сторону вопроса. Согласно закону РФ «О средствах массовой информации» распространение неподтвержденных сведений, основанных на слухах и домыслах, запрещено. Нарушение данного закона может привести к мерам вплоть до уголовной ответственности. В 2019 году в России был назначен первый штраф за «фейковые новости».
Фактчекинг полезен не только профессионалам, но и читателям — умение самостоятельно проверить достоверность той или иной новости позволит не стать жертвой пропаганды и фейковых новостей.
Лизавета Дубовик, шеф-редактор «Лайфхакера»:
«Если мы говорим про факты из новостных источников и заявления экспертов, то велик риск ошибиться и довериться образу, а не объективной реальности. Мы бываем предвзяты из-за симпатии автору или потому что разделяем мнение, которое подкрепляет проверяемый факт. В таком случае стоит намеренно искать альтернативные точки зрения и формировать полную картину ситуации».
Кто такой фактчекер
Во многих изданиях проверкой фактов занимается целый отдел или по крайней мере несколько специалистов. Таких профессионалов называют фактчекерами — их задача проверять информацию, искать первоисточники и не допускать публикацию ложных сведений.
Фактчекеры работают с открытыми данными, скрупулезно проверяют каждое написанное слово и выносят вердикт на основе собственной методологии.
Примером своей работы поделился независимый фактчекер Алексей Бароненко в интервью журналу Afisha Daily: «В книге «Разговор с незнакомцем» Малкольм Гладуэлл написал, что поэты совершают самоубийства в пять раз чаще «обычных» людей, сославшись на статью 1998 года в журнале Death Studies, но не посмотрев, откуда ее автор взял данные. А зря: первоисточником оказалась книга Кей Джеймисон, которая на свой вкус выбрала 36 крупнейших британских и ирландских поэтов XVIII века и изучила их биографии; двое из них покончили жизнь самоубийством. Такое соотношение действительно отличалось в пять раз от соотношения для всех людей, но согласитесь: если такие данные и приводить, то как минимум с оговоркой о небольшом размере и субъективности выборки».
Что такое фактоид
Фактоид — это непроверенное вымышленное сведение, выдаваемое за факт. Но если факт — это событие, имеющее под собой надежные свидетельства и доказательства, то фактоид — противоположность факта. Когда фактоид публикуется в медиа, он получает оценку и порождает обсуждения, что зачастую делает его достоверным в представлении читателей. Однако если что-то широко обсуждается, это не обязательно правда: чаще всего фактоиды подаются без ссылки на источник или какого-либо другого подтверждения.
Термин «фактоид» придумал Норман Мейлер, американский писатель и журналист. Мейлер использовал данный термин в биографии Мэрилин Монро, изданной в 1973 году, и описал как «факты, которые не существуют до появления в журнале или газете, создание которых является не столько ложью, сколько продуктом для манипулирования эмоциями большинства».
Не случайно, что Мейлер придумал термин именно в процессе написания биографии голливудской звезды, ведь фактоиды часто используются в так называемой желтой прессе — изданиях, чей контент базируется на слухах, мнимых сенсациях, скандалах и сплетнях о жизни знаменитостей. Намеренное искажение информационной картины путем встраивания туда неподтвержденных фактов также является инструментом пропаганды.
Лизавета Дубовик, шеф-редактор «Лайфхакера»:
«Чтобы отличить факт от фактоида, необходимо оценить источник. Если это научная статья, то проверьте ее авторов и текст. Ученые должны работать на независимый научный центр, у них должно быть научное звание и история публикаций. Сама статья должна быть опубликована в международном научном журнале с высоким рейтингом — это можно проверить с помощью сервиса SciMago.
Если источник — это мнение эксперта или заявление из медиа, нужно проверить надежность. Например, поискать конфликт интересов и постараться исключить когнитивные искажения из оценки».
Как провести фактчекинг
Мы выяснили, зачем нужен фактчекинг и с какими опасностями можно столкнуться, пренебрегая им. Чтобы провести грамотную проверку фактов, нужно придерживаться следующих рекомендаций.
Ищите первоисточник
Первоисточник — это самая первая точка, из которой исходит информация. Это может быть интервью очевидца, видео или аудиозапись, документ или пресс-релиз. Важно найти именно изначальную информацию, а не перепечатку, ведь множественный пересказ зачастую ведет к искажению. К примеру, если в статье указана ссылка не на источник, а на другой материал — лучше перепроверить и найти именно стартовую точку информации.
Первоисточник можно искать среди таких ресурсов, как:
- порталы государственных служб и министерств;
- отчеты о работе организаций, в том числе архивные;
- оригиналы научных исследований;
- судебные документы и постановления;
- первые интервью очевидцев события;
- крупнейшие информационные агентства;
- отчеты центров социологических исследований.
Спросите эксперта
Комментарий эксперта может хорошо дополнить материал и подтвердить или опровергнуть те или иные факты. Этот этап особенно важен, если тема текста лежит в узкопрофессиональной области — например, науке или медицине. В таком материале мнение ученого или врача (а лучше нескольких) поможет не потеряться в море разнообразной информации.
Если в материале присутствует конфликт, стоит осветить обе его стороны, чтобы не показаться предвзятым. К примеру, можно запросить комментарий двух независимых экспертов, чьи мнения различаются. Так у читателя будет основа—например, научная статья — и несколько ее трактовок.
При выборе экспертов важно быть внимательным и аккуратно выяснить всю необходимую информацию. К примеру, если нужно найти эксперта-психолога, нужно обратить внимание не только на его образование и опыт, но также почитать отзывы клиентов о конкретном специалисте.
Обращаться за консультацией к эксперту можно и обычному читателю: от простой просьбы прокомментировать тот или иной материал, направленный знакомому профессионалу, до обращения в профильные центры, к примеру, с помощью электронного письма.
Соблюдайте точность
Неточная дата события, ошибка в должности или месте работы героя статьи — досадные просчеты, которые могут подорвать доверие читателя к материалу. Поэтому не лишним будет перепроверить информацию в открытых источниках или даже уточнить напрямую у героя или эксперта.
Проверьте изображения и видео
Часто новостные материалы создаются на основе фото- или видеоматериалов, однако они не всегда подвергаются процедуре фактчекинга. Существует ряд порталов, которые дают возможность проверить дату публикации визуального контента в интернете, что, к примеру, позволит выяснить, не выдаются ли старые фото или видео за свежие; или проверить, подвергалось ли изображение обработке в графических редакторах. Эти порталы бесплатны и воспользоваться им может любой пользователь интернета.
Пользуйтесь проверенными источниками
При проверке информации важно обращать внимание на то, где именно она опубликована. Если это не первоисточник, о котором говорилось выше, то лучше воспользоваться авторитетными изданиями, которые сохраняют высокую репутацию и доверие читателя. Если материал написан предвзято, автор явно поддерживает одну из сторон конфликта, такой источник может оказаться недостаточно объективным. Со стороны читателя также будет не лишним поискать информацию на разных порталах, а не доверять единственному источнику.
Ищите на разных языках
Полезно будет также дополнительно провести поиск на английском и, при необходимости, на другом языке. Особенно важно, если тема статьи касается другой страны или международных событий. Также можно ссылаться на сайты международных организаций и иностранных компаний, а не на пересказы информации на русском языке. Если же вы увидели информацию на русскоязычном ресурсе и она показалась вам сомнительной, можно поискать похожие материалы на английском, пользуясь поиском по ключевым словам.
Пользуйтесь социальными сетями
Какую-то часть информации трудно найти в официальных пресс-релизах, зато можно натолкнуться на нее в социальной сети. Здесь нужно быть осторожным и проверить аккаунт, на который собираетесь ссылаться: когда он создан, верифицирован ли, нет ли в друзьях обезличенных аккаунтов и ботов, есть ли на страничке авторский контент. Социальные сети также могут помочь проверить информацию, данную одной из сторон конфликта, так как с их помощью можно напрямую выйти на других участников события.
Лизавета Дубовик, шеф-редактор «Лайфхакера»:
«Какие типичные ошибки люди совершают при попытке проверить факты самостоятельно?
- При поиске первоисточника останавливаются на пересказе в СМИ.
- Не проверяют, что еще говорил эксперт, который стал источником факта.
- Когда речь идет об общеизвестном факте, не проверяют детали, полагаясь на базовые знания. Иногда именно в деталях кроется ошибка, и вокруг нее развивается фейк».
Обязательно ли проводить фактчекинг
Перед публикацией всегда следует проверять данные. Особенно это важно, если в материале освещается какой-либо конфликт или остросоциальная тема. Неосторожное использование информации может нанести вред героям статьи и исказить информационную картину читателя.
Однако и при создании развлекательного контента не следует пренебрегать фактчекингом. К примеру, если материал — это подборка трендов моды, хорошо бы ему включать в себя ссылки на интервью с дизайнерами, репортажи с модных показов и мнение экспертов.
Лизавета Дубовик, шеф-редактор «Лайфхакера»:
«Несколько лет назад мир науки с удивлением наблюдал появление сразу нескольких метаанализов, которые якобы доказывали, что вред красного мяса — это фикция. Многие медиа написали об этом. Но при проверке данных внутри научных работ стало ясно, что это низкокачественные исследования с конфликтом интересов, которые выпустили, чтобы пролоббировать изменения тарелки питания в школах одной из западных стран».
Медианавигатор — это спецпроект РБК о том, как потреблять и создавать контент в эпоху новых медиа. Переходите по ссылке, чтобы разобраться, как проверить достоверность информации, развить критическое мышление и научиться соблюдать цифровую гигиену.