UX/UI для биопротезов: чем занимается дизайнер нейронных интерфейсов
Кто такой дизайнер нейронных интерфейсов
Это специалист работает в связке с разработчиком и занимается созданием систем, которые считывают мозговую активность человека и обмениваются информацией с различными устройствами — компьютерами, протезами, бытовыми устройствами. Главная задача дизайнера — сделать интерфейс удобным для пользователя.
Нейронный интерфейс или нейроинтерфейс — это система, которая распознает сигналы мозга и передает их компьютерным программам, а те передают информацию в виде команд внешним устройствам. Другое название — интерфейс «мозг — компьютер». Эти технологии открывают огромное количество возможностей — от управления роботами до общения силой мысли.
Нейроинтерфейсы расширяют возможности людей с ОВЗ. Например, парализованный мужчина смог овладеть виртуальным рукописным вводом, благодаря тому, что мозговые импланты перевели его воображаемый почерк в реальный текст. Искусственный интеллект расшифровал мозговую активность, распознал и воспроизвел буквы, которые представлял человек.
Такие устройства способны работать и в обратном направлении: информация может быть передана в мозг. К примеру, благодаря такой технологии у человека с травмой спинного мозга восстановилось осязание. Сейчас ученые работают над созданием двунаправленных интерфейсов, которые будут взаимодействовать с сигналами мозга в обоих направлениях.
Чем занимается дизайнер нейронных интерфейсов
Специалист этой профессии выполняет следующие задачи:
- проектирует, создает и внедряет интерфейсы для разных целевых аудиторий, сравнивает их;
- разрабатывает нейронные интерфейсы, которые будут удобны для конкретной группы людей;
- анализирует сценарии поведения пользователя;
- работает над новыми методами взаимодействия людей и нейронных интерфейсов;
- моделирует прогнозы по выпущенным продуктам.
Главная задача — создание удобного, понятного пользователю нейронного интерфейса. Человек должен заходить в приложение «умного дома» или в приложение для управления протезом и четко понимать, как попасть в тот или иной раздел.
Основные навыки
Работа над интерфейсами ведется на стыке сразу нескольких научных областей. Дизайнеру нейронных интерфейсов необходимо ориентироваться в биомедицинской инженерии, биологии, нейрохирургии, информатике, дизайне, машинном обучении.
Основные знания и навыки, которыми должен обладать дизайнер нейронных интерфейсов:
- знания основ нейрохирургии и биоинженерии;
- более глубокие знания физики, электроники, математики;
- навык работы с большим объемом данных;
- системное мышление;
- навык управления IT-проектами;
- знания IT-архитектуры, навык программирования;
- навыки проектирования роботизированной техники.
Но поскольку главная задача — не разработка, а создание именно удобного для пользователя интерфейса, важны навыки UX/UI-дизайнера:
- умение работать с составляющими дизайна интерфейса (цвета, композиция, макет, анимация),
- умение проектировать взаимодействие с пользователем,
- понимание логики работы мобильных приложений.
Тренды и направления профессии
Дизайнеры нейронных интерфейсов могут построить карьеру благодаря развитию таких сфер:
- сенсорные технологии, например, создание нейропротезов с искусственными ощущениями;
- нейроигровые технологии, например, VR-технологии;
- «интернет вещей», например, создание «умного дома»;
- увеличение числа каналов взаимодействия между людьми и компьютерами: появления новых устройств, развитие приложений.
Наиболее широко технологии применяются в медицинской сфере: для диагностики неврологических заболеваний, протезирования, реабилитации. Основные специализации: нейропротезирование, нейрореабилитация, когнитивное улучшение, нейрообратная связь (приложения, которые позволят контролировать мозговую активность).
Вторая популярная область — индустрия развлечений, виртуальная реальность, видеоигры и иммерсивные игры. Также системой «мозг — компьютер» интересуются в сферах промышленности и робототехники.
Дизайнер нейроинтерфейсов — перспективная профессия: эксперты считают, что рынок мозговых и нейровизуальных устройств в мире вырастет в 2027 году до $47,15 млрд.
Откуда пришла профессия
Активно исследовать нейроинтерфейс «мозг — компьютер» начали в 1970-х на базе UCLA — Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Сначала на средства научного фонда, потом работы финансировались по контракту с Минобороны США.
В 1990-х начали разрабатывать устройства для восстановления функций зрения, слуха, двигательных навыков. Подобные исследования и создание нейроинтерфейсов и сейчас сосредоточены больше в медицинской сфере, но все активнее на нейроинтерфейс «мозг — компьютер» обращает внимание бизнес, в частности, игровая индустрия. Появляется больше сервисов, а следовательно, и дизайнеры нейроинтерфейсов становятся востребованы. В создании приложений и других продуктов главное не только начинка, но и то, как он выглядит для пользователя и насколько им удобно пользоваться.
Как стать дизайнером нейронных интерфейсов
Сейчас в России не обучают по такой специальности. Можно прослушать курсы на английском, например, The Brain and Technology: Brain Science in Interface Design от Interaction Design Foundation.
В России можно получить образование в смежных сферах. Для этого важно понимать, какой профиль работы вы выберете в будущем. Например, если сосредоточиться только на медицине, потребуется биоинженерное образование. Альтернатива — электротехническое с уклоном в биологию и нейрофизиологию. И обязательно потребуются навыки программирования.
Вот возможные варианты программ в российских вузах: «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» в Московском энергетическом университете, «Нейротехнологии и программирование» в ИТМО, «Эргономика перспективных технических систем» в Московском политехе.
Также профильные дисциплины — разработка искусственного интеллекта, математика, физика. Образование по такой специальности — сильная база для дальнейшего развития по профессии «Дизайнер нейронных интерфейсов». Помимо этого, потребуется изучить UX/UI-дизайн. Это можно сделать самостоятельно, или пройти специализированные курсы в онлайн-школе, например, в Contented или «Нетологии».