Реферальная программа: что это такое и зачем она нужна людям и бизнесу
Содержание:
Что такое реферальная программа
Реферальная программа — это маркетинговый инструмент, который стимулирует процесс сарафанного радио. Компания мотивирует действующих клиентов советовать продукт своим друзьям и близким. За успешную рекомендацию клиент получает вознаграждение: например, бонусные баллы, промокод на скидку, бесплатный продукт, подарок или деньги.
Такое сотрудничество выгодно как бизнесу, так и клиентам. Бизнес быстро и недорого находит новых клиентов, клиенты-рекомендатели радуются заработанным подаркам и привилегиям. Реферальные программы популярны везде, где есть онлайн: их используют ретейлеры, маркетплейсы, банки, сотовые операторы, туристические компании, онлайн-школы и т.д.
Реферальный маркетинг считают одним из самых эффективных. Потребители в большей степени доверяют рекомендациям своих друзей и фолловеров, чем традиционным формам рекламы.
Реферер — тот, кто пригласил нового участника. Реферал — участник программы, который пришел по рекомендации.
Виды реферальных программ
По задачам
- Привлечение новых клиентов — клиент рекомендует друзьям компанию, ее товары, услуги, предложения.
- Привлечение сотрудников — работодатель предлагает денежное вознаграждение за успешную рекомендацию кандидата на конкретную позицию.
По форме рекомендации
- Реферальные ссылки — классический инструмент рекомендации. Клиент размещает ссылку на своей странице в соцсетях или отправляет ее друзьям в мессенджере. Пользователь переходит по ссылке со встроенным персональным кодом, который отображает, кто привел клиента. Иногда компании создают специальные реферальные шаблоны (черновики сообщений), которые можно отправить одним нажатием кнопки вместе с реферальной ссылкой. Это упрощает процесс рекомендации.
- Промокоды. Для отслеживания рекомендации используются индивидуальные промокоды. Новый приглашенный клиент (реферал) вводит его в специальном поле при оформлении заказа или же называет администратору/продавцу (в офлайне).
По типу вознаграждения:
- скидка;
- бонусы;
- бесплатный продукт/подарок;
- деньги;
- процент с продаж.
По модели:
- Односторонняя — вознаграждение получает только тот, кто приглашает друга.
- Двусторонняя — если вы привели друга, то выгоду получите и вы, и ваш друг.
Как зарабатывать на реферальной программе
Необходимо отслеживать реферальные программы компаний и участвовать в них: размещать реферальные ссылки и промокоды на своей странице в соцсетях или отправлять их друзьям в мессенджерах. Возможно, среди ваших знакомых есть те, кому конкретное предложение покажется актуальным. Такой способ пассивного заработка особенно эффективен, когда у пользователя есть аудитория подписчиков, доверяющих ему.
Плюсы реферальной программы
- Возможность получить пассивный доход или выгоду в виде бонусов и скидок.
- Рекомендация проверенного на себе сервиса или услуги может оказаться полезной для друзей.
- Рефералы тоже получают выгоду, если это двусторонняя программа.
Минусы реферальной программы
- Рекомендатель может чувствовать стеснение и чувство вины за то, что он якобы хочет нажиться на своих друзьях.
- Рекомендация может не оправдать ожидания реферала. Например, маркетплейс, в который его пригласили, сильно задерживает доставку заказа.
- Репутационные риски. Рекомендующего могут воспринимать несерьезно, с недоверием и презрением, если реферальная программа напоминает сетевой маркетинг.
- Скорее всего, результат от этой работы будет нескоро.
Примеры реферальных программ
Сеть магазинов «Лента»
Что нужно сделать? Пригласить нового пользователя к участию в программе лояльности. Для этого прислать ссылку-приглашение из личного кабинета.
Какие условия? Рефералу необходимо выпустить карту программы лояльности и совершить по ней покупку.
Какая выгода? Кешбэк 10% с первой покупки друга.
Сеть магазинов «Спортмастер»
Что нужно сделать? Пригласить друга в мобильное приложение по ссылке.
Какие условия? Реферал должен скачать приложение и совершить покупку на сумму не менее ₽1 тыс. в течение 14 дней.
Какая выгода? 500 бонусов рефереру и рефералу.
Книжный интернет-магазин «Лабиринт»
Что нужно сделать? Скопировать код в личном кабинете и отправить друзьям.
Какие условия? Важно, чтобы реферал раньше не заказывал ничего в «Лабиринте». Количество приглашенных пользователей не ограничено.
Какая выгода? Рефералы получат скидку 30% на все товары, а реферер — 10% на счет от оплаченной рефералом суммы.