Улей роботов: какие роверы будут изучать Луну в будущем
В 2025 году, по планам NASA, человеку вновь удастся побывать на Луне после 50-летнего перерыва в рамках миссии «Артемида III». Но перед тем как отправить астронавтов, на естественном спутнике Земли побывают инновационные роверы, разработкой которых сейчас занимаются несколько стран. В настоящее время на Луне находятся китайские космические аппараты: Yutu-1 и Yutu-2. Первый удачно прилунился на поверхности в середине декабря 2013 года и проработал до июля 2016 года. Yutu-2 совершил мягкую посадку в начале января 2019 года и работает до сих. Через несколько лет компанию им составят и другие роверы. У каждого из них будут свои цели и миссия.
VIPER: поиск льда
Аппарат, который разрабатывает NASA, получил название Volatiles Investigating Polar Exploration Rover (VIPER). Он будет искать лед и другие потенциальные ресурсы в районе Южного полюса Луны в конце 2024 года. Миссия VIPER продлится 100 дней. Информация, собранная аппаратом, позволит узнать о происхождении и распределении воды на естественном спутнике Земли.
Ровер доставит посадочный аппарат Astrobotic Griffin и ракета Falcon Heavy от SpaceX в рамках инициативы NASA's Commercial Lunar Payload Services.
VIPER похож на тележку для гольфа, вес — 450 кг. Перед отправкой аппарата на Луну команде разработчиков VIPER предстоит решить несколько ключевых проблем.
- Оборудование устройства должно выдерживать экстремальную температуру поверхности Луны — 260 °C. Аккумулятор, тепловые трубы и радиаторы помогут предотвратить замерзание или перегрев деталей.
- Ученым пока неизвестно, какая почва в полярных районах Луны. Поэтому VIPER должен обладать высокой маневренностью, чтобы двигаться в разных направлениях или вращаться по кругу.
VIPER будет работать на солнечных батареях. День на одной стороне Луны длится около 13,5 суток, а следующие 13,5 суток она погружена во тьму. Периоды темноты будут долгими, поэтому марсоходу предстоит «скрываться» в местах на больших высотах. В них периоды темноты длятся всего четыре дня. Чтобы исследовать самые темные кратеры Луны, куда лучи Солнца никогда не поступают, в марсоход NASA будут встроены фары.
Colmena: анализ почвы озера Смерти
К гонке за космическое лидерство присоединилась и Мексика, которая планирует отправить на Луну аппарат под названием Colmena (от испанского — «улей»). Разработкой космического оборудования занимается Лаборатория космических приборов (LINX) в Национальном автономном университете Мексики.
Colmena будет установлен в катапультное устройство на борту коммерческого посадочного модуля Peregrine, управляемого компанией Astrobotic. Посадочный модуль уже прошел последние испытания перед первым запуском на Луну в первом квартале 2023 года. По состоянию на середину апреля 2023-го «РБК Трендам» не удалось обнаружить информацию о том, состоялся ли запуск.
Colmena состоит из пяти небольших двухколесных роботов весом менее 57 г и диаметром около 12 см. Как только они окажутся на лунной поверхности, они должны будут пройти тест по ориентированию на местности и способности группироваться. После этого они приступят к выполнению своей основной миссии.
Сама научная миссия заключается в изучении состава лунного реголита и почвы в районе кратера Лакус Мортис. Это озеро Смерти, которое сформировалось из базальтовой лавы. Лунный реголит в этом районе разнообразен: от видимых пылевых зерен до наночастиц. Ультрафиолетовые лучи Солнца заряжают эту пыль электростатической энергией, создавая плазменно-пылевое облако. Роботам Colmena предстоит изучить его состав: от размера частиц до магнитных колебаний.
Lunar Vertex: изучение магнитных аномалий
В 2024 году начнется исследование таинственного лунного вихря под названием «Рейнер Гамма». Этой миссией займется ровер Lunar Vertex («Лунная вершина»), который разрабатывается учеными Лаборатории прикладной физики Джонса Хопкинса.
По словам руководителя проекта Lunar Vertex Дэвида Блюэтта, в отличие от Земли, Луна не имеет общего магнитного поля. Вместо этого у нее есть отдельные участки намагниченных пород коры. Такие магнитные аномалии и интересны ученым. «Магнитные аномалии — превосходные природные лаборатории. Их изучение позволит ответить на ключевые вопросы, связанные с несколькими областями планетарной науки: от геофизики до геологии», — пояснил Блюэтт.
Побывав на Рейнер Гамма, ученые узнают не только о самом происхождении этих магнитных аномалий, но и о том, как они взаимодействуют с высокоскоростным потоком энергетических частиц Солнца.
Lunar Vertex будет оснащен многоспектральным микроскопом для измерения реголита. Ровер проведет анализ частиц, их яркость и другие характеристики.
В распоряжении аппарата будет 13 земных дней, чтобы получить необходимую информацию. Lunar Vertex прилунится после восхода и завершит работу до захода Солнца. Этого времени должно хватить, чтобы дать время роверу на солнечных батареях пересечь как светлые, так и темные части Рейнер Гамма.
CADRE: исследование недр
Инженеры Лаборатории реактивного движения NASA создают сеть роверов, которые буквально будут «работать в команде». Их миссия — исследование поверхности и недр Луны в труднодоступных местах. Марсоходы получили название Cooperative Autonomous Distributed Robotic Explorers (CADRE). Марсоходы будут размером с обувную коробку. Доставить CADRE на Луну планируется в 2024 году на борту посадочного модуля компании Intuitive Machines.
Каждый ровер оснащен бортовым компьютером с беспроводными радиосвязью и стереокамерой для съемки окружающей среды. Работать марсоходы смогут при минимальном человеческом контроле.
Mobile Power Rover (MPR): дозаправка роверов
В ноябре 2022 года канадская компания STELLS представила лунный аппарат, который обеспечит электроэнергией другие космические аппараты на лунной поверхности. Аппарат получил название Mobile Power Rover (MPR-1). Он будет не только генерировать электроэнергию от солнечных батарей, но и сможет передавать ее через беспроводную зарядку другим транспортным средствам: роботам, посадочным аппаратам и не только.
MPR-1 по предварительному расписанию отправится в космическое пространство в конце 2024 года и прилунится в 2025 году. Посадочный модуль Intuitive Machines займется доставкой «космического заправщика». Зарядный марсоход будет обслуживать регион Южного полюса Луны. По словам исполнительного директора STELLS Алекса Капралова, миссия, по сути, направлена на воспроизведение процесса по дозаправке, которая распространена на Земле.
«Например, у вас есть ровер, который не заряжается и не сможет вовремя добраться до солнечной стороны, чтобы предотвратить разрядку батарей. Наш аппарат должен найти этого робота, встретиться с ним и обеспечить питанием. Эта передача заряда, или «топлива», является простым решением для предотвращения полной потери разведочных миссий», — пишут создатели проекта.
Компания завершила разработку прототипа марсохода и начала работы над «предполетной» моделью MPR-1 весом около 30 кг.