Социальные изменения, 19 апр 2023, 11:09

Что такое социальная мобильность и как она работает

Читать в полной версии
Фото: Unsplash
В течение жизни мы переезжаем, меняем работу, окружение, уровень дохода. Такие перемены называют социальной мобильностью. Разбираем, что это такое и какие факторы влияют на это явление

Содержание:

Что такое социальная мобильность

Социальная мобильность — это явление, в результате которого из одного общественного слоя человек переходит в другой либо перемещается в рамках одной и той же социальной группы. Социальная мобильность является неотъемлемой частью жизни и легла в основу сюжета многих популярных сказок (нищий стал богачом, Золушка — принцессой), а также фильмов и сериалов.

Понятие ввел в обиход в 1927 году российский и американский социолог Питирим Сорокин в своей работе о социальной стратификации. Термин признали сперва в американской научной среде, затем он распространился по всему миру. Получилось так, что ученый подкрепил свою теорию о социальной мобильности собственным примером: он рос без родителей в российской глубинке и впоследствии стал известным человеком в международных научных кругах.

Основные виды социальной мобильности

Горизонтальная

При горизонтальной мобильности не меняется социальный статус. Человек перемещается из одной группы в другую, схожую по уровню престижа или заработной платы: переезжает из одного небольшого города в другой, переходит на ту же должность. Пример: менеджер по продажам уволился из одного рекламного агентства и устроился в другое.

Горизонтальная мобильность имеет разновидности:

  • индивидуальная — самостоятельная смена группы;
  • коллективная — касается нескольких человек, например когда исчезает целая отрасль производства;
  • географическая — социальный статус при переезде сохраняется, например программист, который работает удаленно, решил отправиться на зимовку в Азию.

Вертикальная

Этот вид как раз приводит к изменению социального статуса в отличие от горизонтальной мобильности. Она может вести не только к положительным последствиям (самое простое — повышение в должности), но и к отрицательным (потеря статуса и переход на низшую позицию). Здесь выделяют две разновидности:

  • восходящая — например, продавец стал управляющим;
  • нисходящая — например, управляющий стал продавцом.

Вертикальная мобильность также может касаться одного человека или целой группы. Например, целый отдел могут перевести на более высокие должности.

Лифт в будущее: доступ в профессию открыли для всех
Экономика образования 

Внутрипоколенная и межпоколенная

Отслеживать социальную мобильность можно как в рамках одного поколения — путь и карьера конкретного человека и его ровесников, так и между поколениями — речь идет о семейных династиях:

  • внутрипоколенная — это изменения в жизни человека и его ровесников (внутри одного поколения). Пример: корреспондента назначают на должность редактора, а затем директора телеканала;
  • межпоколенная — разница в статусе детей и родителей. Например, когда сын простого рабочего стал руководителем отдела. Как правило, это восходящая мобильность: у представителей каждого нового поколения уровень жизни выше, чем у их родителей.

Факторы социальной мобильности

У кого-то все получается благодаря таланту, кто-то смог получить должность из-за определенного возраста, а кого-то повышают, потому что его место занял менее опытный специалист. На социальную мобильность влияют следующие основные факторы:

  • экономический. Например, в кризисные времена становится меньше высокостатусных позиций, поэтому преобладает нисходящая вертикальная мобильность;
  • демографический. Очень обширный фактор, куда относятся пол, возраст, уровень смертности и рождаемости в конкретном обществе. Например, профессор экономических наук Владимир Гимпельсон отмечал, что мужчины и молодежь более динамичны и чаще меняют работу, чем женщины и пожилые. Там, где более высокая рождаемость, соответственно, население моложе — и социальная мобильность выражена активнее. При этом уровень рождаемости разнится от класса к классу — у бедных слоев населения, как правило, больше детей. Также, согласно исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, женщины часто зарабатывают меньше мужчин;
  • исторический. Революции, войны, перевороты меняют структуру общества, одни переходят в высший класс, другие теряют имущество и становятся представителями низшего класса. Очень яркий пример — раскулачивание;
  • личностные характеристики. Сюда входят уровень мотивации, целеустремленность, коммуникативные навыки — то, что в современном мире называют soft skills. Этот фактор один из самых важных при движении по карьерной лестнице;
  • физические и умственные способности. Благодаря этим факторам многие представители низшего класса достигают успеха и переходят в другой класс;
  • место жительства. Зачастую в российских городах больше возможностей для развития карьеры в отличие от деревень и поселков;
  • миграция. Приехавшие на новое место жительства люди часто занимают более низшие позиции в сравнении с местными жителями — носителями языка;
  • статус семьи. Большей мобильностью отличаются дети «белых» и «синих» воротничков, чем представителей высшего класса, — они часто идут по стопам родителей;
  • образование. Чем оно качественнее, тем больше возможностей для карьерного роста;
  • национальность. У представителей той нации, которая доминирует в конкретном регионе, карьера часто складывается успешнее, чем у представителей малых народов.

В целом все эти факторы можно поделить на две больших группы. Факторы микроуровня — личностные характеристики, окружение. Факторы макроуровня, часто не зависящие от человека, — экономический уклад, политический режим, климат страны.

Социальные лифты

Социальный лифт, или канал, — это механизм, с помощью которого может измениться статус человека, то есть те самые возможности. Специалисты рекомендуют выбирать лифт, отталкиваясь от психологического типа личности.

Социальные лифты появлялись постепенно. Например, семейный возник еще в первобытном обществе, когда престижным считалось стать женой вождя. При рабовладельческом строе появились армия, церковь, политика, школа, искусство, и в дальнейшем эти социальные лифты развивались.

Питирим Сорокин описал теорию социальных лифтов в середине прошлого века и выделил следующие каналы:

  1. армия. Подходит для тех, кто может быстро принимать решения, склонен к авантюризму. Например, удачно завершившаяся военная операция может привести как к подъему, так и к спуску по карьерной лестнице;
  2. церковь. Получить крупную церковную должность может даже человек из бедной семьи;
  3. школа и научные организации. Этот лифт для теоретиков, которые любят учиться. Талантливые ученики часто добиваются высот в науке или иной выбранной сфере;
  4. политика, правительственные группы. Участие в партиях и различных политических организациях дает возможности для карьерного роста;
  5. брак и семья. Например, женщина, которая выходит замуж за бизнесмена, знаменитого артиста или видного политика, тоже может приобрести вес в обществе.

В современном мире к ним добавились искусство, спорт, госслужба, бизнес, СМИ.

Зачем нужны брачные договоры: любовь по расчету или удобный инструмент
Социальная экономика 

Маргинальность

Маргиналы — это люди, которые, как правило:

  • потеряли прежнее положение в обществе;
  • не могут заниматься деятельностью, к которой привыкли, в силу обстоятельств;
  • не способны адаптироваться к той среде, в которой находятся, к культуре и принятым в обществе нормам;
  • часто ведут себя пассивно или непредсказуемо и в некоторых случаях даже агрессивно, чаще всего их поведение называют девиантным.

При маргинализации некоторые люди оказываются за пределами или на периферии общества. В зоне риска — слабые и, как правило, неимущие, кому сложно справляться с вызовами, которые ставит перед ними общество: бездомные, безработные, инвалиды, наркозависимые.

Среди наиболее распространенных причин маргинальности — переезд за границу, увольнение, потеря денег, имущества, возможности зарабатывать, утрата принятых в обществе ценностей. Например, маргинальность — частое явление в местах лишения свободы, детских домах или приютах.

Социальная стратификация

Социальные слои иначе называют стратами. Стратификация — это деление общества на такие группы, которые чем-то объединены: это может быть профессия, образование, доход, обладание властью. Представители страт обычно ведут похожий образ жизни, имеют схожие возможности. С исторической точки зрения страты — это касты, сословия, классы.

Мобильность и стратификация тесно связаны друг с другом. В процессе мобильности человек либо перемещается между стратами, либо находится внутри этой группы. Выделяют три уровня страт:

  • высший — политические лидеры, известные ученые, крупные бизнесмены, владельцы заводов;
  • средний — руководители компаний, бизнесмены, специалисты;
  • низший — маргиналы, люди за чертой бедности.

Стратификация отражает сложившееся в обществе неравенство и неоднородный доступ к социально значимым ресурсам. Однако критерии неравенства ученые определяли по-разному. Например, Карл Маркс делал упор на уровень доходов и владение собственностью, Питирим Сорокин добавлял к этому неравномерное распределение прав, обязанностей и привилегий. В нынешнем обществе можно выделить четыре основных критерия: власть, доход, образование, престиж профессии.

Кастовая система: как устроено современное общество в Индии
Социальная экономика 

Социальная мобильность в современности

Сегодня социальная мобильность — это показатель того, насколько общество открыто. Если говорить о России, в постсоветское время, начале 1990-х, в стране была ярко выражена нисходящая мобильность. Многие лишились прежних должностей, уровня дохода и даже оказались за чертой бедности.

Сейчас, спустя 30 лет, заметно преобладает восходящая мобильность. Возможностей для роста стало больше: появилось много новых сфер, где могут сделать карьеру люди из любого класса. Именно социальная мобильность противостоит стагнации, застою. Все страны мира стремятся к тому, чтобы их населению жилось лучше, благополучие и равные возможности — один из факторов успешной экономической политики.

Социальные изменения Культурные тренды Человек меняющийся
Главное