Что читают визионеры: 5 любимых книг Джеймса Дайсона
«Оливки: жизнь и легенда благородного фрукта», Морт Розенблюм
Морт Розенблюм — французский репортер, редактор International Herald Tribune, специальный корреспондент Associated Press и страстный поклонник оливок. С тем же талантом, с которым он освещал истории на семи континентах — от войны во Вьетнаме до культурных событий у Сены — Розенблюм написал свою книгу о «благородном фрукте». Автор не теоретик в выращивании оливковых деревьев, а практик — когда-то он приобрел заброшенный дом в Провансе, а вместе с ним пять акров земли и около двухсот полуодичавших и сильно заросших оливковых деревьев. Морт Розенблюм не только вернул их к жизни, но и со временем стал экспертом по оливкам и оливковому маслу. Он путешествовал по Франции, Израилю, Палестине, Испании, Италии, Тунису, Марокко, Греции, бывшей Югославии, Калифорнии и Мексике, чтобы пообщаться и обменяться опытом с людьми, которые также специализируются на выращивании оливок.
Встретился он и с Джеймсом Дайсоном. Самый богатый человек в Британии, изобретатель и визионер, является еще и крупным фермером. Однако прежде чем создать и возглавить собственную сельскохозяйственную компанию Beeswax Dyson Farming, Джеймс Дайсон как и многие англичане занимался фермерством на собственном маленьком участке. Одно из его первых изобретений — маневренная тачка Ballbarrow с шаром вместо колеса — завоевало любовь многих фермеров и садоводов. В 1968 году Дайсон женился, и его жена также занялась выращиванием овощей и фруктов. В это время изобретатель начал работать над моделью своего чудо-пылесоса, который требовал больших вложений, поэтому работа на земле позволяла семье сводить концы с концами. Книга Морта Розенблюма произвела на Дайсона сильное впечатление. Уже будучи известным, он договорился о встрече с автором, которым восхищался, и обнаружил, что они практически соседи: Розенблюм и Дайсон выращивают оливковые сады недалеко друг от друга в Провансе.
«История дизайна», Шарлотта и Питер Фиэлл
Джеймс Дайсон занимался изобретательством с детства. После окончания школы он поступил в Королевский колледж искусств, где изучал дизайн интерьеров, а затем в инженерную школу. Дайсон интересуется не самим по себе дизайном, а тем, как форма предмета связана с содержанием. Он считает: «Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает. Дизайн без технологии и инжиниринга — это фигня». Это подтверждают его изобретения: Джеймс Дайсон стал одним из 24 ныне живущих людей, удостоенных чести быть назначенным кавалером Ордена Британской империи и награжденным «За заслуги в области промышленного дизайна».
Книга историков дизайна Шарлотты и Питера Фиэлла «История дизайна» стала для изобретателя настольной, ведь он, как и авторы, считает, что правильный дизайн — это решение множества проблем. Книга представляет собой своеобразное путешествие по самым ранним формам дизайна — от каменных орудий до современных технологий, простирая повествование через века и оставаясь актуальной.
«Английская культура и упадок индустриального духа, 1850-1980», Мартин Винер
Книга американского академика Мартина Винера была настоящим нападением на британскую элиту с ее подозрительным отношением ко всему, что касалось коммерциализации и индустриализации. И хотя Англия считается страной, в которой зародилась промышленная революция, из-за своего стремления к сельскому обществу и отказа от капиталистической экспансии, она сама не могла в полной мере воспользоваться теми благами, которые создавала.
Книга вышла в 1981 году и расколола британское бизнес-сообщество. Джеймс Дайсон, включая произведение в список любимых, прямо показывает свою позицию — он солидарен с Винером. Иначе и быть не может, ведь изобретатель сам столкнулся с безразличным отношением крупнейших производителей к своим прорывным идеям. Пылесос без мешка-пылесборника, работающий по циклонной технологии, ни у кого не вызывал доверия. Тем более, что оборот пылесосов с мешками-пылесборниками в то время оценивался в $500 млн, что явно не вдохновляло на какие-либо изменения. Сдвинуть дело с мертвой точки Дайсону помогла японская компания-производитель бытовой техники Apex Inc.
«Дневник жадного ублюдка: Комическое турне по Америке», Эрик Айдл
Это альтернативная автобиография Эрика Айдла — участника британской комик-группы Monty Python, которую он написал во время своего Greedy Bastard Tour. Изначально это был интернет-дневник, который позднее автор умело трансформировал в книгу. В ней можно узнать все о самом Эрике Айдле, группе Monty Python, стендапе, Америке и сне в автобусе. «Жадный ублюдок» оказывается сердечным, любящим, умным и интеллигентным человеком. Он рассказывает трогательные и забавные истории из своих школьных будней, увлекает воспоминаниями о своих собратьях-«питонах», рассуждает о путешествиях и всем, что с ними связано.
Без сомнений, создавая свою собственную автобиографию «Изобретение: жизнь», Джеймс Дайсон опирался на лучшие примеры жанра, такие как книга Эрика Айдла, чтобы увлечь своей историей успеха весь мир.
«Эффект Медичи: Чему слоны и эпидемии могут научить нас в области инноваций», Франс Йоханссон
Первый пылесос Dyson с запатентованной циклонной технологией был вдохновлен несовершенными промышленными циклонами. По одной версии, Джеймс Дайсон был недоволен тем, что воздушные фильтры в помещении для покраски тележек быстро забиваются пылью. Он собрал собственный циклонный улавливатель частиц, который позднее адаптировал для бытовых пылесосов. Другая версия гласит, что циклонную технологию Джеймс Дайсон подсмотрел на местной лесопилке, после чего «создал картонный прототип и прикрепил его к своей машине. Это выглядело не очень хорошо, но собирало больше пыли». Какая бы история ни была правдивой, ясно одно: изначально Дайсон не был экспертом по циклонным установкам. Он пришел совершенно из другой области и подсмотрел уже не прорывную на тот момент идею с циклонами, а после совершил с помощью нее революцию в своей сфере.
Это и называется «эффектом Медичи»: прорывные изобретения почти никогда не рождаются из совершенно новых идей, а, скорее, являются результатом применения концепции из одной области в другой. Чарльз Дарвин, например, был геологом, когда предложил теорию эволюции. Книга «Эффект Медичи» показывает, как важно быть в курсе того, что происходит вокруг, ведь новаторская идея может лежать в смежной области.