Почему города Европы и Северной Америки отказываются от крупных парковок
А в чем тренд?
В ХХ веке государственный и частный сектор придерживались единого мнения: чем больше парковок, тем лучше. В результате города застраивались таким образом, что ценное пространство отводилось владельцам автомобилей. Огромные площади занимали парковки, что увеличивало цены на квартиры и дома.
Городские архитекторы ХХ века считали, что без удобной парковки в здании автовладельцы будут неохотно посещать предприятия и выбирать другие жилые комплексы для аренды и покупки квартир. Из-за больших цен на городские земли застройщики создавали многоэтажные гаражи, которые сейчас загромождают густонаселенные города Северной Америки и Европы. Исследователи экологического городского проектирования из Университета штата Колорадо в Боулдере отмечают, что эта ситуация постепенно начинает меняться — новые жилые комплексы строят без парковок, а старые парковки перепрофилируют в новые пространства.
Старые нормы осложняют городское планирование
В первой половине XX века, параллельно развитию автотранспорта, муниципальные власти стали требовать минимальное количество парковочных мест при строительстве новых магазинов или жилых комплексов. Многие из этих правил до сих пор ограничивают городское развитие.
Например, в Боулдере требуется одно парковочное место на квартиру, одно — на каждые три места в ресторане и одно — на каждые 16,2 м2 торговой площади. Гаражи и парковки в конечном итоге используют землю для размещения автомобилей, тогда как города сталкиваются с острой нехваткой пространства для жилья и стремительным ростом цен. Для людей со средним доходом доступны только 20% продаваемых домов в США.
Парковочные нормы мешают малообеспеченным жителям
Исследование 2016 года показало, что создание каждого нового парковочного места обходится примерно в $24–34 тыс. Застройщики обычно перекладывают эти расходы на арендаторов или покупателей. Требования к парковке особенно вредят многим комплексам доступного жилья, где малообеспеченные жители с меньшей вероятностью владеют автомобилями. Тем не менее они все равно обязаны оплачивать парковку из-за устаревших норм.
Отказ от обязательных парковок
В некоторых городах США старые нормы корректируют. Городские планировщики, застройщики и проектировщики перестают считать парковочные места приоритетными и учитывают новые способы передвижения людей:
- в комплексе кондоминиумов в Портленде владельцы заменили выделенную парковку для 24 семей на членство в программе совместного каршеринга;
- компания Mile High Development сдала в аренду 120 мест в малоиспользуемом общественном гараже для комплекса апартаментов в Дэнвере и передала сэкономленные средства жильцам;
- в квартирном комплексе города Окленд каждый житель получает приветственные $150 на транспортные услуги и общие велосипеды;
- владельцы жилого комплекса в Филадельфии отделяют арендную плату за квартиру от стоимости парковочных мест, что позволяет жильцам отдавать деньги только за то, что им необходимо.
Перепрофилирование старых гаражей
Снос существующих гаражей требует дополнительных затрат. Поэтому некоторые застройщики перепрофилируют их творческим образом. Например, компания Bokeh Development в Канзасе переоборудовала гараж середины XX века в дом на 44 квартиры.
В Денвере застройщики возвели паркинг на первом этаже, который со временем можно легко перепрофилировать в магазины или квартиры. В Париже гараж был переделан в городскую грибную ферму. На верхних площадках под открытым небом размещают фургончики с едой и проводят фестивали.
Такие перемены отчасти вызваны изменениями в способах передвижения людей по городу. Сервисы такси и каршеринга могут избавить от необходимости владеть личными автомобилями и парковать их на долгое время. Список вариантов передвижения по городу также дополняют электрические велосипеды и самокаты.