Культурные тренды, 08 мар, 14:00

Стеклянный потолок: что это и как он влияет на карьеру женщин

Читать в полной версии
Фото: Shutterstock
В России гендерный разрыв в уровне зарплаты составляет 37%, а доля женщин в топ-менеджменте — всего 8,4%. Разбираемся, при чем тут стеклянный потолок и что нужно, чтобы его преодолеть

Что такое стеклянный потолок?

Стеклянный потолок — это метафора, при помощи которой описывают комплекс препятствий, с которыми сталкиваются женщины при продвижении по службе. Он может проявляться по разному: повышение коллеги-мужчины при равном уровне знаний и обязанностей или просто карьерный «застой», когда женщина как будто «застревает» на определенной должности, а коллеги-мужчины продолжают подниматься по карьерной лестнице. Стеклянный потолок — это, в первую очередь, барьер из стереотипов, которые проецируются на женщину обществом и которые мешают ей получить повышение, потому что она якобы слишком эмоциональна, ставит семью выше карьеры или не способна эффективно контролировать своих сотрудников.

Впервые термин «стеклянный потолок» употребила в своей речи консультант по равенству на рабочем месте Мерилин Лоден, выступая на Женском форуме в Нью Йорке в 1978 году. Она была приглашенным спикером в дискуссии о карьерных трудностях, с которыми сталкиваются женщины. В то время как остальные лекторы обвиняли самих женщин, говоря об их уровне социализации, низкой самооценке и покорном, «удобном» поведении, Лоден заявила, что проблема кроется в так называемом «стеклянном потолке», который просто не дает работницам продвинуться дальше позиции менеджера среднего звена.

Вот уже больше 40 лет феномен стеклянного потолка можно наблюдать во всех сферах деятельности. В российских компаниях меньше 10% управленческих позиций занимают женщины. Более того, больше 60% работающих женщин, независимо от занимаемой ими должности, чувствуют, что им труднее получить повышение, чем мужчинам. Самым ярким примером стеклянного потолка является количество женщин на высоких политических должностях. По данным ООН, в среднем по миру в парламенте примерно 20% мест занимают женщины, в России эта цифра немного выше: российский парламент примерно на 24% сегодня состоит из женщин. Однако, женщины редко продвигаются выше парламента — в мире всего 24 страны, где главами государств являются женщины.

Феминистские сказки: глава из книги «Золушка и стеклянный потолок»
Социальная экономика 

Как стеклянный потолок влияет на карьеру женщины

В начале XIX века роль женщины сводилась прежде всего к репродукции и уходу за членами семьи и хозяйством. После индустриальной революции ситуация изменилась: преимущественно незамужние женщины из низших сословий получили возможность работать на заводах в качестве неквалифицированной рабочей силы, а значит, иметь собственный доход. Для женщин по-прежнему оставалось недоступным не только высшее, но и полное среднее образование, что существенно снижало шансы работниц получить повышение и «выбиться» из массы. После замужества большинство женщин полностью отдавались семье — лишь 5% продолжали работать на заводах. Даже перспективы женщин с высшим образованием были ограничены: они могли работать гувернантками или преподавать в школах, что редко приносило большой заработок и позволяло получить финансовую независимость.

К 1970-м годам положение работающих женщин заметно улучшилось. Стало доступным массовое среднее образование, и все больше женщин получали возможность поступить в университет. Это увеличивало возможность занять квалифицированную должность, однако выбор все равно ограничивался «бумажной» рутинной работой — женщины работали секретаршами, машинистками или переводчицами. В семьях, где оба родителя становились источниками дохода, обязанность ухаживать за домом и семьей по-прежнему сохранялась за женщиной.

Дальнейшее развитие общества и технологий, массовый доступ к высшему образованию и достижения первых феминисток позволили женщинам занять свое место на рынке труда, и в XXI веке женщина на руководящей должности перестала быть редкостью. Тем не менее, гендерная дискриминация по-прежнему остается значимой проблемой даже в развитых странах. Например, женщины продолжают зарабатывать меньше мужчин: по статистике, в среднем по миру женщины получают на 20% меньше, чем их коллеги мужского пола. В России ситуация еще хуже — разрыв зарплат составляет 37,3%.

Причин этому может быть несколько. Во-первых, партнерские браки, где и мужчина, и женщина принимают равное участие в воспитании ребенка и уходом за домом, по-прежнему явление довольно редкое. Это значит, что помимо рабочих обязанностей женщина должна тратить свои силы на ребенка и уборку, что может сказываться на ее работоспособности. Во-вторых, из-за дополнительных обязанностей дома многие женщины вынуждены переходить на неполный рабочий день с заработной платой ниже среднего. В-третьих, женщины часто останавливаются в своем карьерном развитии, потому что не могут позволить себе тратить больше времени на работу, отнимая его у семьи.

Более того, женщинам трудно пробиться на руководящие позиции из-за гендерных стереотипов: считается, что женщине необходимо обладать «мужским» складом ума, чтобы зарекомендовать себя в преимущественно мужском коллективе. Также отягчающим обстоятельством может стать отсутствие детей: начальство просто боится повышать девушку, которая якобы может уйти в декрет.

Наконец, у женщин по сравнению с мужчинами гораздо меньше шансов устроиться на работу в принципе. Работодатели отдают предпочтение работникам-мужчинам на 30% чаще, чем женщинам, при равном уровне способностей и квалификации. Все это накладывает на женщин рамки, которые зачастую не позволяют продвинуться по службе даже самым эффективным работницам.

Реклама про и для женщин: чем фемвертайзинг отличается от фемвошинга
Социальная экономика 

На чем держится стеклянный потолок

Стеклянный потолок до сих пор существует благодаря гендерным стереотипам, укоренившимся в общественном сознании. Проблема в том, что они являются «неписаными нормами», которые зачастую не замечают даже сами женщины. Они могут проявляться напрямую (например, в снисходительном отношении коллег-мужчин) или косвенно, когда женщина сама считает, что она «не достойна» конкурировать с мужчинами просто потому, что мужчины в этом вопросе компетентнее.

Распределение обязанностей по гендерному признаку

Распределение обязанностей по гендерному признаку — первый и самый главный стереотип, с которым сталкиваются практически все женщины. В его основе лежит патриархальное представление об устройстве общества. Считается, что «нормальное» занятие для женщины — это дом и семья, тогда как задача мужчины — зарабатывать деньги и обеспечивать близких. В России почти половина женщин не работает, оставаясь с детьми и занимаясь домохозяйством.

Более того, патриархальные установки еще и убеждают женщину в том, что без семьи она неполноценна и может полностью реализоваться, только родив ребенка. Именно из-за этого стереотипа женщины часто не получают повышение или вовсе не могут устроиться на работу. Начальникам кажется, что молодые женщины непременно уйдут в декрет сразу после устройства на работу.

При этом, несмотря на то, что, согласно Трудовому кодексу в декрет может уйти и мужчина, в отпуск по уходу за ребенком в основном уходят женщины. Лишь 2% отцов оставляет работу, чтобы уйти в декрет. В Европе эти цифры выше — в среднем 10% отцов берут отпуск по уходу за детьми. Рекордсменом по мужскому декрету является Швеция: здесь почти 90% отцов выбирают уйти в оплачиваемый отпуск.

Гендерные предрассудки

Гендерные предрассудки — это комплекс стереотипов, которые люди используют, чтобы делать суждения о поведении и способностях женщины или мужчины и которые не имеют ничего общего с объективной реальностью.

Поскольку в патриархальном обществе мужчина занимает привилегированную позицию, женщины воспринимаются как «неполноценные» существа, качества которых существуют только в сравнении с качествами мужчин. Именно поэтому на женщин постоянно вешают ярлыки: они якобы эмоциональны, необъективно принимают решения, с трудом справляются с рабочим стрессом, да и вообще не заинтересованы карьерой и работают «для галочки», ведь главное для них — семья (см. предыдущий пункт). Более того, женщина, «внезапно» оказавшаяся на высокой должности, как будто «теряет» для общества свою женственность, становясь конкуренткой для мужчин. Это приводит к тому, что женщины на руководящих позициях часто чувствуют себя неуверенно, оказываясь в атмосфере невыносимой конкуренции и стресса, что также может влиять и на их работоспособность.

При этом, по данным исследования Gallup, на самом деле женщины являются более успешными руководителями, чем мужчины. Кроме того, мнение сотрудников заметно изменилось за последние 40 лет: если в 1970-х годах большинство предпочитали начальника-мужчину, то к 2015 году сотрудники в основном хотели бы видеть своим боссом женщину. Оказывается, руководители-женщины гораздо успешнее поддерживают мотивацию сотрудников в решении рабочих задач. Более того, руководительницы создавали такую рабочую атмосферу, в которой сотрудники не боялись самовыражаться и чувствовали, что их мнение важно для компании и коллектива. Исследование также показало, что женщины более активно вовлечены в управление бизнесом, что помогает им лучше замечать перспективных сотрудников и давать им возможности для роста и самореализации.

Гендерное равенство в карьере: почему бизнесу это выгодно
Социальная экономика 

Харассмент на работе

Харассмент — это действия сексуального характера (приставания, домогательства), которые, как правило, проявляются в отношениях, построенных на иерархии. В рабочей среде харассмент может выглядеть как назойливый флирт или неуместные комментарии о внешности женщины. Харассмент — прямое нарушение рабочей этики, недопустимое в деловых отношениях.

Целью харассмента всегда является оскорбление или унижение человека, находящегося ниже в иерархии. Поскольку харассмент всегда связан с проявлением власти, женщины оказываются особенно уязвимы. Харассмент нивелирует все профессиональные качества женщин, не давая проявить себя на работе и продвинуться по службе. Женщина как будто перестает существовать как личность и оценивается исключительно с точки зрения своих физических данных, а не по тому, насколько она эффективный сотрудник.

Собственные убеждения женщин, продиктованные стереотипами

Также продвинуться по службе женщинам мешают внутренние установки, которые основываются на стереотипах о невозможности женщин конкурировать с мужчинами. Исследование Гарвардского университета показало, что женщины чувствуют себя менее уверенно в областях, которые считаются традиционно «мужскими», даже если они не уступают по профессиональным качествам. Опрос показал, что женщины сами часто недооценивают свои способности, потому что думают, что не могут соревноваться с мужчинами. Кроме того, женщины склонны принижать свои рабочие успехи в мужском коллективе, считая, что «им просто повезло» или «задачи были не такими уж и сложными. Такое отношение к своим достижениям возникает из-за токсичной установки о природном превосходстве мужчин над женщинами. К тому же женщины боятся выражать свое мнение в мужском коллективе, особенно по вопросам, в которых мужчины считаются более подкованными. Это приводит к тому, что женщины неосознанно репродуцируют стереотип о своей низкой инициативности и нежелании брать дополнительную рабочую ответственность.

Как стеклянный потолок влияет на бизнес и экономику

Стеклянный потолок влияет не только на самих женщин, но и на показатели бизнеса и экономики в целом. Например, исследование Чикагского университета говорит о том, что гендерные барьеры существенно снижают эффективность компаний. Чем меньше кандидаток на руководящие позиции, тем меньше и выбор достойных работников, а значит, сложнее поиски подходящего человека. Кроме того, включение женщин в экономические процессы положительно влияет и на экономику страны. Например, ВВП Америки вырос практически на четверть в период с 1960 по 2010 год, что эксперты связывают именно с появлением возможности у женщин строить свою карьеру и продвигать по карьерной лестнице со второй половины XX века.

По словам социолога Валерии Уткиной, женщины формируются в так называемой «женской социализации», которая развивает у них высокие навыки коммуникации, внимательность, ответственность и эмпатию. Поэтому у женщин другой тип ведения переговоров и бизнеса, который, конечно, отличается от мужского, но ни в коем случае не уступает ему. Таким образом, гендерная диверсификация приводит к более гибкой модели ведения бизнеса, что с точки зрения экономической прибыли выгодно компаниям.

Валерия Уткина, социолог:

«Женщины — двигатели перемен и агенты изменений, поэтому один из важных трендов, которые ожидает рынок труда, — это движение в сторону корпоративной политики, дружелюбной по отношению к сотрудникам с семейными обязанностями (так называемые family-oriented policies). Поскольку общество традиционно предписывает женщинам заботиться о семье и детях, вести домашнее хозяйство и ухаживать за близкими, то приход женщин в бизнес и на руководящие позиции поможет компаниям пересмотреть систему мотивации своих сотрудников. Более гибкие условия труда, баланс между работой и личной жизнью — все это важные условия, которые очень привлекают сотрудников, стремящихся получить не только профессиональную самореализацию, но и определенную корпоративную культуру, которая будет подстраиваться под их индивидуальные особенности. Не зря крупные игроки устраивают так называемые «семейные дни», чтобы у сотрудников была возможность показать своим родным и близким, как они работают и как устроена корпоративная культура в их компании».

В Великобритании в 2010 году приняли закон «О равенстве», согласно которому компании обязаны отчитываться о разрыве в зарплатах между мужчинами и женщинами, а также представлять статистику о количестве женщин, задействованных на самых разных уровнях корпоративной структуры. Это очень полезная инициатива, которая помогает бороться с дискриминацией на государственном уровне. Благодаря тому, что компании выкладывают данные в открытый доступ, создается эффективная система контроля, которая обязывает работодателей следить за своей репутацией, но и выплачивать штрафы в случае несоблюдения мер по достижению гендерного равенства сотрудников.

В России на уровне государства гендерная политика представлена «Национальной стратегией действий в интересах женщин» — пакетом документов, который предписывает продвигать женщин на уровне принятия решений. Однако, по словам Валерии Уткиной, это очень ограниченная политика, в которой упущены многие важные аспекты и которую власти постарались сделать максимально нейтральной.

Валерия Уткина:

«Проблема гендерного неравенства в России заключается в том, что у нас нет отдельного государственного органа, который бы отвечал за соблюдение прав женщин как прав человека. Нужна гендерно-чувствительная законодательная база и гендерная экспертиза для анализа нормативно-правовых актов, которые позволят выявлять случаи скрытой дискриминации. Также очень важен так называемый «гендерный мейнстриминг» — общественная установка на борьбу с дискриминацией, которая сопровождается внедрением специальных мер, пронизывающих все политические программы. Например, восстановление социальной инфраструктуры, создающей условия финансовой и социальной безопасности для женщин. Детские сады, «продленки» в школах, столовые — все это помогает женщинам упростить ведение домашнего хозяйства и больше времени тратить на построение карьеры. Без такой государственной помощи женщина вынуждена тратить больше времени на семью, и, соответственно, жертвовать работой».

Как пробить стеклянный потолок: советы эксперта

Несмотря на системность проблемы, бороться с ней можно и на локальном уровне, выстраивая свою карьерную траекторию таким образом, чтобы обойти возможные препятствия. HR-специалист Ольга Велесюк поделилась с РБК Трендами рекомендациями, которые помогут минимизировать вредное влияние стереотипов на рабочем месте.

1. Расширяйте список рабочих контактов

Один из самых простых способов пробиться через стеклянный потолок — это постоянно расширять свои рабочие контакты, причем не количественно, а качественно. Чем больше в вашем арсенале полезных контактов, тем больше вероятность получить новые предложения о сотрудничестве, а значит, и возможности для продвижения по карьерной лестнице.

2. Проявляйте инициативу и принимайте решения

При приеме на работу руководство, как правило, определяет довольно ограниченный пул задач, что может привести к «застою» и выгоранию. Чтобы этого не происходило, очень важно с самого начала проявлять инициативу и браться за более амбициозные проекты. Это покажет, что вы не просто исполнитель, но способны принимать решения самостоятельно и брать на себя больше ответственности — что необходимо для продвижения по карьерной лестнице.

3. Поддерживайте диалог с руководством

Очень важно не бояться разговаривать со своим руководителем и заявлять ему о своих достижениях и карьерных желаниях. Для этого в больших компаниях, например, существуют регулярные one-to-one встречи с начальством, на которых можно поделиться своими достижениями. Очень важно четко выделять свои карьерные амбиции, предоставлять конкретные цифры и обозначать свой вклад: так начальству будет понятнее, с какой целью вы пришли и почему просите повышение. Чтобы немного упростить себе задачу, можно предварительно поговорить с коллегами и собрать у них фидбек о вашем вкладе в работу — это поможет лучше оценить свои достижения.

В компаниях, где one-to-one встречи не распространены, можно пригласить руководителя на встречу и поговорить с ним о своих перспективах. Стоит честно сказать, что вы чувствуете, что уперлись в потолок и на данном этапе готовы брать больше ответственности и участвовать в более интересных и сложных проектах.

Диалог с начальством просто необходим, если вы хотите чтобы вас заметили. Без него руководство может просто не замечать ваших амбиций и будет продолжать давать рутинные задачи.

4. Планируйте свой карьерный путь

Любому сотруднику очень важно представлять свою карьерную траекторию и понимать, куда двигаться дальше и о чем разговаривать с начальством. Кроме того, такой подход существенно упрощает тайм-менеджмент: вы будете четко понимать, какие проекты помогут вам в профессиональном продвижении, и будете браться именно за них.

Культурные тренды Социальные изменения Феминизм Гендер На равных
Главное