Россия, 03 мар 2023, 12:19

Комфорт и безопасность: как умные дороги меняют жизнь людей

Читать в полной версии
Фото: Midjourney
В России ежегодно строятся и обновляются сотни километров дорог. Но теперь это не только асфальтовое покрытие, мосты и зоны отдыха. Трассы становятся все более «умными». Разбираемся, почему так и зачем они нужны

Об авторе: Марсель Нигметзянов, заместитель генерального директора концерна «Телематика».

Суть нового поколения дорог, которые уже успели назвать «умными», в том, что это — не просто асфальтовое полотно, которое соединяет точки «А» и «Б». «Умная» дорога обладает большим количеством интеллектуального оборудования, которое собирает множество данных, передает их и взаимодействует с другими интеллектуальными системами: от служб экстренного реагирования до «мозгов» автомобиля. Например, «умная» дорога знает о возникновении затора или тумана, она заранее сообщает водителям о возможных путях объезда или о том, что приближается карета «скорой помощи», и необходимо перестроиться на другую полосу. В результате уровень безопасности увеличивается, поскольку водители будут предупреждены о потенциальной опасности задолго до приближения к ней. При этом скорость потока вырастает — машины смогут перестраиваться заранее, а не в последний момент.

Из чего состоит «умная» дорога?

«Интеллектуальные» или «умные» дороги — это не просто проезжая часть, а комплексная система, позволяющая транспорту в автоматическом режиме взаимодействовать с окружающей инфраструктурой, а самой инфраструктуре — получать важную информацию от транспорта и окружающей среды. Конечно, «умные» дороги в пределах города и «умные» магистральные трассы отличаются по функциональности и задачам, которые они решают, и содержат различный набор интеллектуального оборудования и подсистем. Например, в состав оборудования магистральных «умных» дорог входят информационные табло и системы мониторинга транспортных потоков, система фото- и видеофиксации нарушений ПДД, весогабаритный контроль и технологии подключенного транспорта (V2X—Vehicle-to-everything — автомобиль, подключенный ко всему). А если речь идет о дорогах внутри города, то здесь необходимо интеллектуальное управление светофорами, детектирование ДТП и ЧС, контроль интенсивности транспортных потоков и скорости движения автомобилей и другие информационные системы, помогающие автоматически управлять дорожным движением.

Данные, которые собирают элементы «умной» дороги, объединяются в автоматизированной системе управления дорожным движением (АСУДД). Она управляет подключенными к ней компонентами — вплоть до отдельных светофоров и комплексов фото- и видеофиксации. Благодаря этому абсолютно разные компоненты системы начинают работать как единый организм. Во всем мире и в России накоплен большой опыт использования АСУДД как базиса для «умных» дорог.

От светофора до смартфона: как умнеют дороги
Индустрия 4.0 

Какую дорогу можно назвать «умной»?

Ключевая составляющая «умной» дороги — интеллектуальные решения, которые связывают и управляют всем оборудованием в рамках единой системы. Но в вопросах определения «умной» дороги, а также уровней ее IQ пока еще нет четкого определения.

Если порассуждать и попробовать классифицировать это понятие по степени интеллекта, то есть проникновению технологий, то, начальный уровень «умной» дороги должен обязательно включать автоматизированное управление дорожным движением, и в том числе выявление инцидентов, информирование водителей с помощью информационных табло и мониторинг транспортных потоков. К необходимому на этом уровне также стоит отнести систему фотовидеофиксации нарушений ПДД и весогабаритный контроль. Это базовый уровень, то есть подобный функционал представляет собой жизненно важный «минимум» «умной» дороги, который обязательно нужно реализовать на большом количестве магистралей уже в ближайшем будущем.

А вот о продвинутом уровне развития можно будет вести речь, если на дороге начнут применяться те самые технологии V2X, которые позволяют автомобилю коммуницировать с окружающей инфраструктурой и другими транспортными средствами и служат основой для развития беспилотного транспорта в будущем. Тогда автомобили будут лучше ориентироваться в транспортном потоке и повысится безопасность дорожного движения.

К примеру, автомобиль будет сам передавать информацию о внезапном торможении идущей впереди машины и таким образом все двигающиеся позади смогут вовремя притормозить и вовремя перестроиться. Или о том, что за поворотом на дороге яма, которую лучше объехать. Причем обмен данными будет двухсторонним: например, светофоры станут передавать автомобилям информацию о фазах включения разрешающего сигнала, а интеллектуальные системы автомобиля рассчитают нужную скорость, чтобы двигаться постоянно в режиме «зеленой волны» и не тормозить.

Как инновационный битум продлевает жизнь российским дорогам
Индустрия 4.0 

Какие дороги в России обладают высоким IQ?

Самой «умной» трассой в России является Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московском регионе. На начало 2023 года это самая насыщенная технологиями автомагистраль в стране. К примеру, она оснащена безбарьерной системой взимания платы «Свободный поток», в которой за два неполных года уже зафиксировано более 128 млн проездов пользователей. Кроме того, участок ПК-3 ЦКАД оснащен интеллектуальной системой управления дорожным движением нового поколения и технологией V2X.

Интеллектуальная система ЦКАД собирает огромные объемы разнородных данных: информацию о погодных условиях, плотности транспортных потоков, авариях и заторах в каждый момент времени. Также камеры распознают посторонние предметы на дороге, выход на нее пешеходов или животных. Данные обрабатываются и в соответствии с этим запускаются сценарии, оптимально соответствующие ситуации на трассе. Водители получают информацию через информационные табло и знаки соответствующего участка ЦКАД. Но также могут получать сообщения на экран автомобиля при наличии в нем устройства V2X.

Результат системы управления дорожным движением уже есть: аварийность снизилась в 2 раза, а скорость реагирования аварийных комиссаров теперь не превышает 15 минут, что также делает движение по дороге более безопасным.

Как строительство одной дороги может изменить экономику страны
Экономика инноваций 

Каким будет будущее «умных» дорог?

В перспективе «умные» дороги будут интегрированы с интеллектуальными системами беспилотных автомобилей и фактически начнут передавать им команды и помогать контролировать движение таких машин. А до прихода эры беспилотников «умные» дороги смогут обмениваться данными с обычными автомобилями, которые будут оснащены устройствами V2X и способны «разговаривать» как с дорогой, так и с другими машинами.

Это будущее может быть не таким и отдаленным: на ЦКАД уже в 2021 году проехал грузовой беспилотник. В 2022 году успешно тестировались обычные подключенные к «умной» дороге автомобили с отечественным устройством V2X концерна «Телематика». В частности, были успешно отработаны 15 различных сценариев: аварии, появление людей на трассе, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкая дорога и другие.

Да, беспилотные автомобили, хоть и кажутся пока чем-то далеким, но уже существуют и даже ездят по дорогам. А, например, на трассе М-11 «Нева», которая соединяет Москву и Санкт-Петербург, уже планируется создание инфраструктуры, которая позволит перемещаться беспилотному транспорту — это станет первым этапом госпроекта «Беспилотные логистические коридоры». Уже в 2024 году на этой трассе начнут работу беспилотные грузовики, которые будут перевозить грузы между логистическими терминалами. Всего же в соответствии с проектом предполагается, что к 2030 году в России около 20 тыс. км дорог будут включены в единую сеть беспилотных логистических коридоров: помимо М-11 «Нева», это — транспортный маршрут Европа-Западный Китай, автодороги М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. Ожидается, что такие беспилотные коридоры на «умных» дорогах позволят на 15% снизить себестоимость перевозки, а средняя скорость движения машин при этом вырастет на 25% с 60 до 75 км/ч.

Россия Внедрение инноваций Инновационный бизнес
Главное